ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Среда понимается как окружающее человека пространство, как сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человека. Являясь активным существом, человек в процессе открытого динамичного и диалогичного взаимодействия преобразует среду. Характер этого преобразования, практического влияния на среду определяете) особенностями отношения к ней или переживанием.

В последнее время наукоемкие проекты такой среды (включая ее кон­кретные модули) разработаны коллективами психологов и педагогов под руководством С. Л. Новоселовой и В. А. Петровского. Психолого-педаго­гическая мысль пришла к ясному осознанию важности средового окру­жения для физического и психического развития детей. Результаты ис­следований о роли среды в формировании ребенка, в процессе воспита­ния получают сегодня реализацию в педагогике школы и дошкольных учреждений. Ученые изучают не только влияние среды на формирование у ребенка каких-то качеств личности, но и изучают ее структурирование для обшеразвивающего воздействия, призванного стимулировать разно­характерную активность детей.

Так, В.В. Давыдов и Л.Б. Переверзев определили требования, которым должна отвечать среда учебно-воспитательного учреждения:

1. Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоять из разнообразия элементов, необходимых для формирования и оптимиза­ции всех видов деятельности ребенка. Гетерогенность и сложность среды позволит ребенку отыскивать, выбирать, а затем и самостоятельно созда­вать (монтировать) предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, игровой и художественной активности.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Педагогический процесс - движение вперед, изменение, одна из категорий педагогики. Педагогический процесс - это направленное и организованное взаимодействие воспитателя и детей, реализующее цели дошкольного образования. Это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является взаимодействие вос­питателя и детей. В процессе этого взаимодействия происходит вос­питание, обучение и развитие каждого ребенка. В педагогическом процессе задачи воспитания, обучения и развития ребенка всегда ре­шаются комплексно во всех видах деятельности, организуемых педагогом (игра, учение, общение, продуктивные виды деятельности, творческие виды деятельности).

Структурными компонентами педагогического процесса являются: целе­вой (определение целей и задач дошкольного образования); содержательный (содержание образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в «Программе воспитания детей в детском саду»); деятельностный (виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи, выбран­ные методы и средства); оценочно-результативный (анализ результатов ра­боты воспитателя об эффективности педагогического процесса).

Закономерности педагогического процесса - это объективно сущест­вующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явле­ниями, отдельными сторонами педагогического процесса. Можно выде­лить следующие закономерности педагогического процесса в ДОУ:

СВОЕОБРАЗИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
«Коллектив» от лат. collido «объединяю», collectivus - «собиратель­ный, указывающий на объединение людей». Это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведе­ния, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств дея­тельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в си­лу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. В педагогической литературе понятие «коллектив» обозначает группу воспитанников, отличающуюся рядом важных признаков: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность, отношения общественной зависимости; общий выборный орган.

Понятие «детский коллектив» по отношению к детям дошкольного возраста весьма своеобразно, коллектив дошкольников находится в ста­дии формирования и не обладает рядом перечисленных признаков, по­этому в дошкольной педагогике принято обозначать его как «детское сообщество». В дошкольном возрасте еще только начинают складываться черты коллективности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности. Детское сообщество - это группа детей объединенная общей деятельностью (игровой, трудовой, художественно эстетической и др.) под руководством воспитателя, который несет определенные обязанности и отвечает за ее организацию.

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В условиях роста национального самосознания с одной стороны и усиливающегося проявления национализма и шовинизма с другой стороны актуальной становится проблема воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, этики меж национального общения. Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам и людям разных национальностей начинается с раннего детства.

В первые годы жизни доступно отношение к человеку, но оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, то есть фактор национальности не принимается им во внимание, так как ребенку он не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многона­циональном коллективе, преобладает положительное отношение к пред­ставителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже вы­учить язык, на котором они говорят. Вместе с тем замечены и прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или наоборот, испуг.

Детская бестактность проявляется и при попытках детей «уподобить» свои черты (сделать похожими) на лицо другой национальности, драз­нилки, бестактные вопросы к людям иной национальности и др.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В НРАВСТВЕННОМ ПОВЕДЕНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Нарушения поведения у детей проявляются уже в дошкольном воз­расте. Процесс формирования личности в дошкольном возрасте только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими, по­этому, применительно к дошкольном возрасту, обычно не употребляется понятие девиантное (отклоняющееся) поведение. Однако именно в до­школьном детстве складываются предпосылки отклонений в поведении, и именно в этот период жизни ребенка эффективны профилактические и коррекционные меры.

Наиболее частыми поведенческими отклонениями являются: соци­альная дезориентация, негативное самопредъявление, уход от деятельно­сти, агрессивное поведение детей, ложь и воровство.

Социальная дезориентация - это психологический синдром, который проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок не понимает запретов, может ломать ценные вещи. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.

Предпосылками социальной дезориентации могут являться: отстава­ние в развитии ребенка (в раннем возрасте замедленное овладение пред­метной деятельностью; в дошкольном возрасте - нарушение игровой дея­тельности; в изобразительной деятельности проявляется отсутствие ти­пичных для данного возраста шаблонов, общепринятых способов изо­бражения дома, человека и др.). Развитию синдрома способствует и рез­кое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в дет­ском саду, отсутствие гибкости окружающих взрослых.

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в пе­дагогической науке одно из ведущих мест. Проблема патриотического воспитания - одна из сложнейших проблем в педагогике вообще и в до­школьной педагогике в частности. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, с самим понятием патриотиче­ского воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в оп­ределенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.

Патриотизм - это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм как личностное образование включает в себя привя­занность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Гражданствен­ность - это принадлежность к постоянному населению данного государ­ства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей. Чув­ство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины, это целая палитра эстетических чувств, связанная с любовью к родному городу, родной природе.

Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогиче­ском наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская. Проблема пат­риотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов нашла свое отра­жение в исследованиях Р, И. Жуковской, Ф. С. Левин-Щирирой, С. А. Коз­ловой, М. И. Богомоловой, Л. И. Беляевой, Э. К. Сусловой, Е. С. Ни-коновой и др.

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Частью общечеловеческой культуры является культура взаимоотно­шений между людьми. Ребенок с ранних лет вступает во взаимоотноше­ния со взрослыми и сверстниками. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому с ранних лет у детей необходимо воспитывать культуру поведения, которая не ог­раничивается «детским обществом». Поведение - это образ жизни и дей­ствий, формируемый на основе нравственных обычаев, традиций и при­вычек. Привычка - это сложившийся способ поведения, ставший для че­ловека обычным, постоянным.

Ребенок должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя сово­купность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления чело­веческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем обли­ке человека. Понятие «культура поведения» детей дошкольного возраста можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятель­ности.

В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внеш­няя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведе­ния, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и поня­тиями детей. Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от детей внешне привычных форм поведения, то это непре­менно влияет на их внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для форми­рования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных. Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на дру­гих людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопережи­вании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого.

«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «чело­вечность» (humanitas- «человечность»). Оно может употребляться в сле­дующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств лич­ности - человечности, доброты, уважения; выражение особого отноше­ния к человеку как высшей ценности жизни.

Гуманность - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопережи­вании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.

Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, по­ощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, ока­зать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляет­ся при использовании определенных методов и средств. Методы нрав­ственного воспитания - это способы педагогического воздействия, по­средством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. В.Г. Не­чаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошколь­ников: 1) методы организации практического опыта общественного по­ведения; 2) методы формирования у дошкольников нравственных пред­ставлений, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе автор отно­сит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиной, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравст­венного воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает объеди­нить все методы в три группы:

1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упраж­нение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью);

2) методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа);

3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрас­тающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному ин­терпретировался сам, термин «нравственное воспитание», иногда подме­нялся понятием «духовное воспитание», «моральное воспитание». Мо­раль - общественное явление, включающее в себя нормы и правила, оп­ределяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обще­стве, в конкретной ситуации развития. Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, выра­батываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека Этика - учение о нравственности и морали. Понятие «моральное воспитание», на наш взгляд, несколько уже, чем понятие «социально-нравственное воспита­ние». В последние годы используется словосочетание «социально-нравственное воспитание». Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему зна­ний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С. Кон). Социально-нравственное вос­питание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценно­стей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравст­венные чувства и привычки поведения.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одной из современных проблем дошкольной педагогики является вос­питание творческой личности. Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». Твор­ческая деятельность - это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчество охватывает широкий спектр человече­ской деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой циви­лизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством.

Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я»..

Именно творческая деятельность человека делает его существом, об­ращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое на­стоящее.

Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагоги­ки и психологии. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Ко­марова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.

Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказ­ки, игры); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельно­сти; результата (придумывание к известному новых, ранее не используе­мых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Художественно-эстетическая деятельность - это духовно-практичес­кая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью - гармониза­ция себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспита­ние детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей.

Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравствен­ной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в раз­личных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.