Книга отражает действительность через художественные образы — это помогает ребенку познать жизнь, формирует его отношение к окружающему, развивает его познавательную деятельность, воспитывает его эстетически, нравственно, умственно.
Художественная литература формирует все стороны речи: звуковую (потешки, считалки, устное народное творчество); словарь (знакомство с новыми явлениями действительности по представлению); грамматику (пересказ, показ лучших образцов письменной речи); связную речь (различные виды рассказов, жанров художественного произведения).
Особенности восприятия детьми художественного текста связаны с особенностями детской психики.
А. Главная особенность психического развития дошкольника - конкретность мышления, поэтому дети легко понимают реалистические рассказы, затрудняются в понимании загадки, басни, пословицы.
Б. Восприятие ребенком художественного произведения связано с его жизненным опытом, поэтому дети по-разному воспринимают взрослого и ровесника в сочетании с плохими поступками.
В. Восприятие и понимание художественного произведения тесно связано с возрастной ранимостью, впечатлительностью, следовательно, дети придумывают «хороший» конец.
В методике развития речи сформированы принципы отбора литературных произведений (в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевой, Н. С. Картинской, Л. М. Гурович) на основе особенностей детской психики и общих положений эстетики:
1) идейно-художественная ценность;
2) учет возрастных особенностей;
3) занимательность;
4) композиционная облегченность;
5) четкая позиция автора.
Задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой строятся с учетом возрастных особенностей эстетического восприятия. В каждом возрастном периоде выдвигаются свои, специальные задачи, они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух. Общие задачи:
1) обеспечить усвоение детьми содержания произведений, их понимание (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть);
2) формировать умение воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни);
3) формировать умение элементарного анализа произведения (определять основных героев, форму произведения, яркие примеры образности языка);
4) воспитывать правильное отношение к книге и чтению.
Усложнение содержания идет от группы к группе:
1 младшая группа
Чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных
2 младшая группа
Подводят к различению жанров (сказка, рассказ, стихотворение); чтение небольших стихов, содержание которых близко опыту ребенка
Средняя группа
Внимание останавливают не только на содержании, но и некоторых особенностях языка (идет работа над выразительностью); тематика произведений более разнообразна
Старшая группа
Дети различают жанры, вводятся рассказы о природе, происходит усложнение тематики (волшебные сказки и рассказы со скрытой моралью)
Подготовительная группа
Научение элементарному анализу произведения, знакомство с тропами
Основой всех методов ознакомления с художественным текстом является выразительное чтение воспитателя.
Методы по ознакомлению с художественной литературой включают: чтение, рассказывание, инсценировки, заучивание наизусть.
Методы для восприятия детьми художественного текста: экскурсии, встречи с интересными людьми, рассматривание иллюстраций, выразительное чтение, повторное чтение, выборочное, прием словесного рисунка, творческие задания, беседа.
Структура занятий:
Чтение художественного произведения
вводная часть (беседа, показ обложки, рассказ о авторе)
выразительное чтение произведения
беседа о прочитанном
Заучивание наизусть
вводная беседа
выразительное чтение стихотворения
беседа о содержании стихотворного текста
повторное чтение с установкой на заучивание
заучивание (идет целиком)
рассказывание стихотворения детьми
Таким образом, основными моментами работы над художественным произведением будут: подготовка воспитателя к выразительному чтению; подготовка детей к восприятию художественных произведений; содержание и методика предварительных и заключительных бесед с детьми, пересказ, повторное чтение.
Вне занятий речевую работу организуют: через чтение стихотворений, рассказывание, зрелищные мероприятия и развлечения (инсценировки, литературные утренники, просмотр телепередач).
Структура утренника имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего, осмотр оформления зала, концертные номера. К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театральные представления, концерты.
Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им произведения, в которых большое место занимает диалог. Для возникновения инсценировок необходимо:
1) многократно повторить произведение;
2) вызвать у детей интерес к нему путем рассматривания иллюстраций, бесед.
3) показать способы художественно-образной выразительности.
Для зрелищных развлечений в условиях детского сада используют: фланелеграфный театр, теневой театр, пальчиковый театр, куклы из варежек, перчаточный театр, куклы бибабо, кулачковый театр, куклы-марионетки, театр попрыгунчиков, театр из воздушных шаров, куклы из конусов, настольный театр.
Следует обратить внимание на воспитание у детей культуры поведения в театре.
Таким образом, пути ознакомления дошкольников с художественной литературой многообразны. Важно проводить эту работу систематически, посредством книги формируя все стороны речи ребенка и прививая любовь к чтению художественных произведений у детей.
Одним из действенных способов воспитания читательских интересов у детей дошкольного возраста является уголок книги. Главное при его организации - привлечь ребенка к участию через: поручения; починку книг; беседы о прочитанном; обновление уголка.
Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
Художественная литература формирует все стороны речи: звуковую (потешки, считалки, устное народное творчество); словарь (знакомство с новыми явлениями действительности по представлению); грамматику (пересказ, показ лучших образцов письменной речи); связную речь (различные виды рассказов, жанров художественного произведения).
Особенности восприятия детьми художественного текста связаны с особенностями детской психики.
А. Главная особенность психического развития дошкольника - конкретность мышления, поэтому дети легко понимают реалистические рассказы, затрудняются в понимании загадки, басни, пословицы.
Б. Восприятие ребенком художественного произведения связано с его жизненным опытом, поэтому дети по-разному воспринимают взрослого и ровесника в сочетании с плохими поступками.
В. Восприятие и понимание художественного произведения тесно связано с возрастной ранимостью, впечатлительностью, следовательно, дети придумывают «хороший» конец.
В методике развития речи сформированы принципы отбора литературных произведений (в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевой, Н. С. Картинской, Л. М. Гурович) на основе особенностей детской психики и общих положений эстетики:
1) идейно-художественная ценность;
2) учет возрастных особенностей;
3) занимательность;
4) композиционная облегченность;
5) четкая позиция автора.
Задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой строятся с учетом возрастных особенностей эстетического восприятия. В каждом возрастном периоде выдвигаются свои, специальные задачи, они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух. Общие задачи:
1) обеспечить усвоение детьми содержания произведений, их понимание (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть);
2) формировать умение воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни);
3) формировать умение элементарного анализа произведения (определять основных героев, форму произведения, яркие примеры образности языка);
4) воспитывать правильное отношение к книге и чтению.
Усложнение содержания идет от группы к группе:
1 младшая группа
Чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных
2 младшая группа
Подводят к различению жанров (сказка, рассказ, стихотворение); чтение небольших стихов, содержание которых близко опыту ребенка
Средняя группа
Внимание останавливают не только на содержании, но и некоторых особенностях языка (идет работа над выразительностью); тематика произведений более разнообразна
Старшая группа
Дети различают жанры, вводятся рассказы о природе, происходит усложнение тематики (волшебные сказки и рассказы со скрытой моралью)
Подготовительная группа
Научение элементарному анализу произведения, знакомство с тропами
Основой всех методов ознакомления с художественным текстом является выразительное чтение воспитателя.
Методы по ознакомлению с художественной литературой включают: чтение, рассказывание, инсценировки, заучивание наизусть.
Методы для восприятия детьми художественного текста: экскурсии, встречи с интересными людьми, рассматривание иллюстраций, выразительное чтение, повторное чтение, выборочное, прием словесного рисунка, творческие задания, беседа.
Структура занятий:
Чтение художественного произведения
вводная часть (беседа, показ обложки, рассказ о авторе)
выразительное чтение произведения
беседа о прочитанном
Заучивание наизусть
вводная беседа
выразительное чтение стихотворения
беседа о содержании стихотворного текста
повторное чтение с установкой на заучивание
заучивание (идет целиком)
рассказывание стихотворения детьми
Таким образом, основными моментами работы над художественным произведением будут: подготовка воспитателя к выразительному чтению; подготовка детей к восприятию художественных произведений; содержание и методика предварительных и заключительных бесед с детьми, пересказ, повторное чтение.
Вне занятий речевую работу организуют: через чтение стихотворений, рассказывание, зрелищные мероприятия и развлечения (инсценировки, литературные утренники, просмотр телепередач).
Структура утренника имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего, осмотр оформления зала, концертные номера. К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театральные представления, концерты.
Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им произведения, в которых большое место занимает диалог. Для возникновения инсценировок необходимо:
1) многократно повторить произведение;
2) вызвать у детей интерес к нему путем рассматривания иллюстраций, бесед.
3) показать способы художественно-образной выразительности.
Для зрелищных развлечений в условиях детского сада используют: фланелеграфный театр, теневой театр, пальчиковый театр, куклы из варежек, перчаточный театр, куклы бибабо, кулачковый театр, куклы-марионетки, театр попрыгунчиков, театр из воздушных шаров, куклы из конусов, настольный театр.
Следует обратить внимание на воспитание у детей культуры поведения в театре.
Таким образом, пути ознакомления дошкольников с художественной литературой многообразны. Важно проводить эту работу систематически, посредством книги формируя все стороны речи ребенка и прививая любовь к чтению художественных произведений у детей.
Одним из действенных способов воспитания читательских интересов у детей дошкольного возраста является уголок книги. Главное при его организации - привлечь ребенка к участию через: поручения; починку книг; беседы о прочитанном; обновление уголка.
Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи