Язык - это система знаков, речь - язык в действии. Язык и усваивается, и непрерывно обновляется в его функционировании, т. е. в речи.
Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.
Большое влияние на вопросы методики развития речи детей дошкольного возраста оказали научные исследования детской речи. Первые печатные труды по проблеме исследования детской речи в России появились в 80-е годы ХΙХ века: в статье А. Александрова (1883) освещаются результаты изучения речи детей раннего возраста (до трех лет), статья В. Благовещенского (1886) посвящена речевому развитию ребенка до семи лет. Речь детей дошкольного возраста исследуют и представители экспериментальной психологии и педагогики: В. П. Вахтеров, Т. Лабунец, П. Ф. Каптерев, и другие. Заслуга В. П. Вахтерова в том, что он первым в России предпринял попытку дать на основе собственных многолетних наблюдений целостную картину развития речи ребенка с самого раннего возраста до двенадцати с половиной лет. Он искал связи между использованием языковых средств и умственным развитием ребенка на определенном возрастном этапе.
В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направлений: изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изучалась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина); лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индивидуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).
В 1960 году в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была образована лаборатория развития детской речи (зав. лабораторией – Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992) - ученик Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог). С его именем связано развитие методики на новом качественном уровне. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.
Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе( 1983-1984), (под ред. Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддьякова). Она построена на основе деятельностного подхода (требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы). Программа связывала РР с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность (на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито е дальнейшем); преемственность между детским садом и школой.
На основе типовой программы были созданы программы воспитания и обучения в союзных республиках. В РФ - «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985) под ред. М. А. Васильевой. В ней сохранялись принципиальные подходы к развитию речи детей, содержание программных задач и последовательность их усложнения, учтена специфика культурно-национальных условий России.
Разработка Ф. А. Сохиным методической теории включала психологические, психолингвистические, лингвистические и педагогические аспекты. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена программа речевого развития детей (1992-94), методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речевому развитию и овладение речью как творческий процесс.
Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей.
В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф. А. Сохина):
- структурном - исследуются вопросы формирования разных структурных уровней языка: фонетического, лексического, грамматического;
- функциональном - исследуются проблемы формирования навыков владения языком в коммуникативной функции: связная речь;
- когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи: обучение грамоте.
Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания об элементах языковой действительности (что обеспечивает лингвистическое развитие ребенка); разрабатываются комплексные занятия (где ведущая задача - обучение монологической речи); интегративные занятия, объединяющие разные виды деятельности (музыкальное, речевое, двигательное, изобразительное творчество).
Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, среди которых наиболее признанными являются:
«Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой). - Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания.
«Развитие» (под ред. А. Венгера) - в ней определены направления речевой работы: - ознакомление с художественной литературой; - освоение специальных средств литератур но-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); - развитие познавательных способностей (на базе ознакомления с художественной литературой); - обучение грамоте со средней группы; - обучение чтению со старшей группы.
«Детство» (В. И, Логинова, Т. И. Бабаева и др.) - содержит специальные разделы: «развиваем речь детей», «ребенок и книга», - в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого развития; - определены речевые умения в разных видах деятельности.
«Программа развития речи» (О. С. Ушакова) - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.
Таким образом, к настоящему времени методика развития речи представляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.
Большое влияние на вопросы методики развития речи детей дошкольного возраста оказали научные исследования детской речи. Первые печатные труды по проблеме исследования детской речи в России появились в 80-е годы ХΙХ века: в статье А. Александрова (1883) освещаются результаты изучения речи детей раннего возраста (до трех лет), статья В. Благовещенского (1886) посвящена речевому развитию ребенка до семи лет. Речь детей дошкольного возраста исследуют и представители экспериментальной психологии и педагогики: В. П. Вахтеров, Т. Лабунец, П. Ф. Каптерев, и другие. Заслуга В. П. Вахтерова в том, что он первым в России предпринял попытку дать на основе собственных многолетних наблюдений целостную картину развития речи ребенка с самого раннего возраста до двенадцати с половиной лет. Он искал связи между использованием языковых средств и умственным развитием ребенка на определенном возрастном этапе.
В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направлений: изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изучалась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина); лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индивидуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).
В 1960 году в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была образована лаборатория развития детской речи (зав. лабораторией – Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992) - ученик Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог). С его именем связано развитие методики на новом качественном уровне. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.
Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе( 1983-1984), (под ред. Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддьякова). Она построена на основе деятельностного подхода (требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы). Программа связывала РР с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность (на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито е дальнейшем); преемственность между детским садом и школой.
На основе типовой программы были созданы программы воспитания и обучения в союзных республиках. В РФ - «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985) под ред. М. А. Васильевой. В ней сохранялись принципиальные подходы к развитию речи детей, содержание программных задач и последовательность их усложнения, учтена специфика культурно-национальных условий России.
Разработка Ф. А. Сохиным методической теории включала психологические, психолингвистические, лингвистические и педагогические аспекты. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена программа речевого развития детей (1992-94), методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речевому развитию и овладение речью как творческий процесс.
Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей.
В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф. А. Сохина):
- структурном - исследуются вопросы формирования разных структурных уровней языка: фонетического, лексического, грамматического;
- функциональном - исследуются проблемы формирования навыков владения языком в коммуникативной функции: связная речь;
- когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи: обучение грамоте.
Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания об элементах языковой действительности (что обеспечивает лингвистическое развитие ребенка); разрабатываются комплексные занятия (где ведущая задача - обучение монологической речи); интегративные занятия, объединяющие разные виды деятельности (музыкальное, речевое, двигательное, изобразительное творчество).
Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, среди которых наиболее признанными являются:
«Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой). - Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания.
«Развитие» (под ред. А. Венгера) - в ней определены направления речевой работы: - ознакомление с художественной литературой; - освоение специальных средств литератур но-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); - развитие познавательных способностей (на базе ознакомления с художественной литературой); - обучение грамоте со средней группы; - обучение чтению со старшей группы.
«Детство» (В. И, Логинова, Т. И. Бабаева и др.) - содержит специальные разделы: «развиваем речь детей», «ребенок и книга», - в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого развития; - определены речевые умения в разных видах деятельности.
«Программа развития речи» (О. С. Ушакова) - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.
Таким образом, к настоящему времени методика развития речи представляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи