Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям является физкультурное занятие.
Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств, всестороннее развитие личности.
Содержание занятий составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы. Структура занятий заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы.
Занятие состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части - организовать детей на занятие и функционально подготовить организм к более высоким нагрузкам в основной части. Для этого используют - строевые и общеразвивающие упражнения, беговые и прыжковые, упражнения на формирование правильной осанки, координационные движения. Задача основной части занятия - это решение главных образовательных задач: формирование двигательных навыков и развитие физических качеств. Подбор упражнений обуславливается развитием основных видов движений (бег, прыжки, лазание, метание), включением упражнений с предметами, подвижной игрой, комплексов ритмической гимнастики, эстафет. В заключительной части решение задач связано со снижением физической нагрузки и приведением функциональных показателей к исходному уровню. Это может быть малоподвижная игра, хоровод, игровые задания, фигурная маршировка, ходьба с песней.
Чтобы создать условия для удобного и многократного повторения движений, педагог использует разные способы организации детей в зависимости от задач занятия, размеров помещения, наличия оборудования.
При фронтальном способе все дети выполняют упражнения одновременно. Этот способ обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Воспитатель имеет возможность индивидуализировать нагрузку для отдельных детей, оказывать помощь.
Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают. В начале обучения, когда воспитатель должен контролировать действия каждого, упражнения выполняются сменами по 2-3 человека.
Групповой способ. Воспитатель распределяет детей на 3-4 подгруппы. Одна под наблюдением воспитателя разучивает новое упражнение, например, лазание, остальные самостоятельно выполняют знакомые упражнения. Затем дети меняются местами. Групповой способ дает возможность разучивать новые упражнения с небольшим количеством детей, индивидуально работать с отдельными детьми, способствует развитию самостоятельности.
Поточный способ. Все дети выполняют движения «потоком», когда один ребенок еще не закончил выполнять задание, а другой уже приступил к нему. Этим способом пользуются, когда у детей имеются достаточные двигательные умения.
Предусматривая определенный способ организации детей, воспитатель продумывает также ритмическое сопровождение: бубен, магнитофон, видеозапись, использование музыкального сопровождения. При проведении физических упражнений необходимо обеспечить страховку, чтобы не допустить детского травматизма. Особого внимания требуют такие упражнения, как лазание, прыжки с разбега, упражнения на равновесие и с элементами акробатики.
Утренняя гимнастика в ДОУ рассматривается как элемент двигательного режима детей. Систематическое проведение ее под руководством воспитателя воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям. Значение гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает переход от сна к бодрствованию. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей нервной системы.
Подбор упражнений в комплексе предусматривает повышение жизнедеятельности организма путем постепенного вовлечения основных групп мышц в интенсивную работу, их развитие и укрепление в целях воспитания правильной осанки.
Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц.
Гимнастика также, как и физкультурное занятие, состоит из трех частей: подготовительной: она начинается с ходьбы и легкого бега, прыжковых упражнений, упражнений на осанку и строевых упражнений; основной - выполняется комплекс упражнений, состоящий из 10-12 физических упражнений; заключительной - ходьба, фигурная маршировка, ходьба с песней. Продолжительность гимнастики определяется возрастной группой: от 5 до 15 минут. В младших группах воспитатель объясняет, показывает и выполняет вместе с детьми упражнения, в старших - дети по объяснению и показу воспитателя могут самостоятельно выполнять упражнения.
Подвижные игры
Значение подвижных игр признано педагогами всего мира. Игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Игровая деятельность является одним из основных средств и методов физического воспитания. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает двигательную инициативу и самостоятельность.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных, совершенствуют психические процессы.
Для физического развития детей используются элементарные подвижные игры и спортивные игры: баскетбол, волейбол, хоккей, футбол и другие. С дошкольниками используют элементарные подвижные игры. Их различают по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками и другие). По образному содержанию они делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных характерны роли с действиями, при этом сюжет может быть образный («Зайцы и волк») и условный («Ловишки») примеры бессюжетных игр - «Найди себе пару», «Придумай фигуру» и другие. По характеру игровых действий выделяют игры соревновательного типа, по динамическим характеристикам - игры малой, средней и большой подвижности.
В методике физического воспитания определена методика проведения игр.
Сбор детей на игру. Прежде всего, нужно сделать разметку игровой площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно: при помощи зазывалочек, считалочек, использования нестандартных звуковых сигналов, сюрпризных моментов. Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости потому, что их нужно еще учить играть.
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. В младшей группе объяснение может быть в форме двигательного рассказа. Последовательность объяснения: назвать игру, ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начинать игровые действия.
Распределение ролей в игре. Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль - всегда соблазн для ребенка. Поэтому во время распределения ролей случаются конфликты. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, но выбор воспитателя должен быть мотивирован. Для назначения на ведущую роль часто используют и считалочки, которые предупреждают конфликты. Распределить роли можно с помощью волшебной палочки, всевозможных вертушек, при помощи перехваток.
Руководство ходом игры. В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обуславливает выбор методов и приемов. Педагогу необходимо следить за движениями детей: поощрять удачное выполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Иногда дети нарушают правила игры, особенно в сюжетных играх. Не надо упрекать их за это, тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. Повторение и продолжительность игры зависит от фактического положения, и воспитатель определяет время игры. Итог игры должен быть оптимистичным.
Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств, всестороннее развитие личности.
Содержание занятий составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы. Структура занятий заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы.
Занятие состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части - организовать детей на занятие и функционально подготовить организм к более высоким нагрузкам в основной части. Для этого используют - строевые и общеразвивающие упражнения, беговые и прыжковые, упражнения на формирование правильной осанки, координационные движения. Задача основной части занятия - это решение главных образовательных задач: формирование двигательных навыков и развитие физических качеств. Подбор упражнений обуславливается развитием основных видов движений (бег, прыжки, лазание, метание), включением упражнений с предметами, подвижной игрой, комплексов ритмической гимнастики, эстафет. В заключительной части решение задач связано со снижением физической нагрузки и приведением функциональных показателей к исходному уровню. Это может быть малоподвижная игра, хоровод, игровые задания, фигурная маршировка, ходьба с песней.
Чтобы создать условия для удобного и многократного повторения движений, педагог использует разные способы организации детей в зависимости от задач занятия, размеров помещения, наличия оборудования.
При фронтальном способе все дети выполняют упражнения одновременно. Этот способ обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Воспитатель имеет возможность индивидуализировать нагрузку для отдельных детей, оказывать помощь.
Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают. В начале обучения, когда воспитатель должен контролировать действия каждого, упражнения выполняются сменами по 2-3 человека.
Групповой способ. Воспитатель распределяет детей на 3-4 подгруппы. Одна под наблюдением воспитателя разучивает новое упражнение, например, лазание, остальные самостоятельно выполняют знакомые упражнения. Затем дети меняются местами. Групповой способ дает возможность разучивать новые упражнения с небольшим количеством детей, индивидуально работать с отдельными детьми, способствует развитию самостоятельности.
Поточный способ. Все дети выполняют движения «потоком», когда один ребенок еще не закончил выполнять задание, а другой уже приступил к нему. Этим способом пользуются, когда у детей имеются достаточные двигательные умения.
Предусматривая определенный способ организации детей, воспитатель продумывает также ритмическое сопровождение: бубен, магнитофон, видеозапись, использование музыкального сопровождения. При проведении физических упражнений необходимо обеспечить страховку, чтобы не допустить детского травматизма. Особого внимания требуют такие упражнения, как лазание, прыжки с разбега, упражнения на равновесие и с элементами акробатики.
Утренняя гимнастика в ДОУ рассматривается как элемент двигательного режима детей. Систематическое проведение ее под руководством воспитателя воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям. Значение гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает переход от сна к бодрствованию. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей нервной системы.
Подбор упражнений в комплексе предусматривает повышение жизнедеятельности организма путем постепенного вовлечения основных групп мышц в интенсивную работу, их развитие и укрепление в целях воспитания правильной осанки.
Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц.
Гимнастика также, как и физкультурное занятие, состоит из трех частей: подготовительной: она начинается с ходьбы и легкого бега, прыжковых упражнений, упражнений на осанку и строевых упражнений; основной - выполняется комплекс упражнений, состоящий из 10-12 физических упражнений; заключительной - ходьба, фигурная маршировка, ходьба с песней. Продолжительность гимнастики определяется возрастной группой: от 5 до 15 минут. В младших группах воспитатель объясняет, показывает и выполняет вместе с детьми упражнения, в старших - дети по объяснению и показу воспитателя могут самостоятельно выполнять упражнения.
Подвижные игры
Значение подвижных игр признано педагогами всего мира. Игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Игровая деятельность является одним из основных средств и методов физического воспитания. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает двигательную инициативу и самостоятельность.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных, совершенствуют психические процессы.
Для физического развития детей используются элементарные подвижные игры и спортивные игры: баскетбол, волейбол, хоккей, футбол и другие. С дошкольниками используют элементарные подвижные игры. Их различают по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками и другие). По образному содержанию они делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных характерны роли с действиями, при этом сюжет может быть образный («Зайцы и волк») и условный («Ловишки») примеры бессюжетных игр - «Найди себе пару», «Придумай фигуру» и другие. По характеру игровых действий выделяют игры соревновательного типа, по динамическим характеристикам - игры малой, средней и большой подвижности.
В методике физического воспитания определена методика проведения игр.
Сбор детей на игру. Прежде всего, нужно сделать разметку игровой площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно: при помощи зазывалочек, считалочек, использования нестандартных звуковых сигналов, сюрпризных моментов. Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости потому, что их нужно еще учить играть.
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. В младшей группе объяснение может быть в форме двигательного рассказа. Последовательность объяснения: назвать игру, ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начинать игровые действия.
Распределение ролей в игре. Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль - всегда соблазн для ребенка. Поэтому во время распределения ролей случаются конфликты. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, но выбор воспитателя должен быть мотивирован. Для назначения на ведущую роль часто используют и считалочки, которые предупреждают конфликты. Распределить роли можно с помощью волшебной палочки, всевозможных вертушек, при помощи перехваток.
Руководство ходом игры. В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обуславливает выбор методов и приемов. Педагогу необходимо следить за движениями детей: поощрять удачное выполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Иногда дети нарушают правила игры, особенно в сюжетных играх. Не надо упрекать их за это, тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. Повторение и продолжительность игры зависит от фактического положения, и воспитатель определяет время игры. Итог игры должен быть оптимистичным.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи