ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Основной формой систематического обучения детей физическим уп­ражнениям является физкультурное занятие.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культу­ры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, обра­зовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигатель­ных навыков, воспитание физических качеств, всестороннее развитие личности.

Содержание занятий составляют физические упражнения, обуслов­ленные программой для каждой возрастной группы. Структура занятий заключается в последовательном выполнении детьми физических упраж­нений. Она определяется поставленными задачами и особенностями ра­ботоспособности нервной системы.

Занятие состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части - органи­зовать детей на занятие и функционально подготовить организм к более высоким нагрузкам в основной части. Для этого используют - строевые и общеразвивающие упражнения, беговые и прыжковые, упражнения на формирование правильной осанки, координационные движения. Задача основной части занятия - это решение главных образовательных задач: формирование двигательных навыков и развитие физических качеств. Подбор упражнений обуславливается развитием основных видов движе­ний (бег, прыжки, лазание, метание), включением упражнений с предме­тами, подвижной игрой, комплексов ритмической гимнастики, эстафет. В заключительной части решение задач связано со снижением физиче­ской нагрузки и приведением функциональных показателей к исходному уровню. Это может быть малоподвижная игра, хоровод, игровые задания, фигурная маршировка, ходьба с песней.

Чтобы создать условия для удобного и многократного повторения движений, педагог использует разные способы организации детей в зави­симости от задач занятия, размеров помещения, наличия оборудования.

При фронтальном способе все дети выполняют упражнения одновре­менно. Этот способ обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Воспитатель имеет возможность индивидуализировать нагрузку для от­дельных детей, оказывать помощь.

Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражне­ния сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают. В начале обучения, когда воспитатель должен контролировать действия каждого, упражнения выполняются сменами по 2-3 чело­века.

Групповой способ. Воспитатель распределяет детей на 3-4 подгруппы. Одна под наблюдением воспитателя разучивает новое упражнение, на­пример, лазание, остальные самостоятельно выполняют знакомые уп­ражнения. Затем дети меняются местами. Групповой способ дает воз­можность разучивать новые упражнения с небольшим количеством де­тей, индивидуально работать с отдельными детьми, способствует разви­тию самостоятельности.

Поточный способ. Все дети выполняют движения «потоком», когда один ребенок еще не закончил выполнять задание, а другой уже присту­пил к нему. Этим способом пользуются, когда у детей имеются достаточ­ные двигательные умения.

Предусматривая определенный способ организации детей, воспита­тель продумывает также ритмическое сопровождение: бубен, магнито­фон, видеозапись, использование музыкального сопровождения. При проведении физических упражнений необходимо обеспечить страховку, чтобы не допустить детского травматизма. Особого внимания требуют такие упражнения, как лазание, прыжки с разбега, упражнения на равно­весие и с элементами акробатики.

Утренняя гимнастика в ДОУ рассматривается как элемент двигатель­ного режима детей. Систематическое проведение ее под руководством воспитателя воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям. Значение гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает пере­ход от сна к бодрствованию. Выполнение физических упражнений уси­ливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей нервной системы.

Подбор упражнений в комплексе предусматривает повышение жизнедеятельности организма путем постепенного вовлечения основных групп мышц в интенсивную работу, их развитие и укрепление в целях воспитания правильной осанки.

Содержание каждого комплекса составляют упражнения, располо­женные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в ин­тенсивную работу различных групп мышц.

Гимнастика также, как и физкультурное занятие, состоит из трех час­тей: подготовительной: она начинается с ходьбы и легкого бега, прыж­ковых упражнений, упражнений на осанку и строевых упражнений; ос­новной - выполняется комплекс упражнений, состоящий из 10-12 физи­ческих упражнений; заключительной - ходьба, фигурная маршировка, ходьба с песней. Продолжительность гимнастики определяется возрас­тной группой: от 5 до 15 минут. В младших группах воспитатель объяс­няет, показывает и выполняет вместе с детьми упражнения, в старших - дети по объяснению и показу воспитателя могут самостоятельно выпол­нять упражнения.

Подвижные игры

Значение подвижных игр признано педагогами всего мира. Игры соз­дают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным ком­плексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Игровая деятельность является одним из основных средств и методов физического воспитания. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигатель­ные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазо­мер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют ис­пользование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, по­ведении животных, совершенствуют психические процессы.

Для физического развития детей используются элементарные под­вижные игры и спортивные игры: баскетбол, волейбол, хоккей, футбол и другие. С дошкольниками используют элементарные подвижные игры. Их различают по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками и другие). По образному содержанию они делятся на сюжет­ные и бессюжетные. Для сюжетных характерны роли с действиями, при этом сюжет может быть образный («Зайцы и волк») и условный («Ловишки») примеры бессюжетных игр - «Найди себе пару», «Придумай фигуру» и другие. По характеру игровых действий выделяют игры со­ревновательного типа, по динамическим характеристикам - игры малой, средней и большой подвижности.

В методике физического воспитания определена методика проведения игр.

Сбор детей на игру. Прежде всего, нужно сделать разметку игровой площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно: при помо­щи зазывалочек, считалочек, использования нестандартных звуковых сигналов, сюрпризных моментов. Организация малышей требует от вос­питателя большой находчивости потому, что их нужно еще учить играть.

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. В младшей группе объяснение может быть в форме дви­гательного рассказа. Последовательность объяснения: назвать игру, ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начинать игровые действия.

Распределение ролей в игре. Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль - всегда соблазн для ребенка. Поэтому во время распределе­ния ролей случаются конфликты. Выбор на главную роль дети должны вос­принимать как поощрение, но выбор воспитателя должен быть мотивирован. Для назначения на ведущую роль часто используют и считалочки, которые предупреждают конфликты. Распределить роли можно с помощью волшеб­ной палочки, всевозможных вертушек, при помощи перехваток.

Руководство ходом игры. В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обуславливает выбор методов и приемов. Педагогу необходимо следить за движениями детей: поощрять удачное выполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Иногда дети нарушают правила игры, осо­бенно в сюжетных играх. Не надо упрекать их за это, тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. Повторение и продолжительность игры зависит от фактического положения, и воспита­тель определяет время игры. Итог игры должен быть оптимистичным.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.