ОБУЧЕНИЕ РОДНОЙ РЕЧИ И ЯЗЫКУ НА ЗАНЯТИЯХ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из основных средств речевого развития является обучение - целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при кото­ром под руководством воспитателя дети овладевают определенным кру­гом речевых навыков и умений (А. М. Алексеева, В. И. Яшина).

Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и други­ми. Обучение родному языку в методике рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях. Говоря об обучении языку в повседневной жизни имеют в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности вос­питателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.

Важнейшей формой организации обучения речи в методике считают­ся специальные занятия.

Некоторые методисты считают, что следует отказаться от специаль­ных занятий по развитию речи, оставив их лишь в старшей и подготови­тельной группах как занятия по подготовке к обучению грамоте. Задачи же речевого развития нужно решать на других занятиях. С этой точкой зрения нельзя согласиться, она противоречит научным данным о роли и характере обучения родной речи. Целый ряд речевых навыков и умений, составляющих основу языковой способности, формируется только в ус­ловиях специального обучения: развитие смысловой стороны слова, ус­воение системных отношений между словами, овладение умениями связ­ной монологической речи.

Необходимость занятий определяется рядом обстоятельств:

- без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. А. П. Усова считала, что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, ко­торые в обычных условиях развиваются слабо. Занятия помогают преодолеть стихийность речевого развития, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности;

- занятия помогают реализовать возможности развития речи в дошколь­ном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.

- на занятиях внимание ребенка целенаправленно фиксируется на опре­деленных языковых явлениях, которые постепенно становятся пред­метом его осознания. В повседневной жизни исправление речи не дает желаемого результата;

- в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речево­го общения с каждым ребенком, занятия в известной мере помогают компенсировать этот дефицит.

Своеобразие речевых занятий в том, что на них основная деятель­ность - речевая, которая тесно связана с умственной деятельностью, с речевой активностью ребенка.

Типология занятий учитывает: ведущую задачу (занятия по развитию словаря, формированию грамматического строя и т. д.); применение на­глядного материала (использование реальных предметов, наблюдений и др.: рассматривание предметов, наблюдение за животными, экскурсии); этап обучения (первоначальный этап обучения, его закрепление или ав­томатизация); дидактические цели (занятия по сообщению нового мате­риала, закреплению знаний, обобщению и систематизации, контрольные занятия, комбинированные занятия, интегративные занятия, комплексные занятия), количество участников (групповые, индивидуальные, фронтальные).

Занятия по развитию речи должны отвечать общим методическим требованиям:

- тщательная предварительная подготовка к занятию;

- определение оптимальной нагрузки (соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей);

- воспитательный характер занятия;

- эмоциональный характер занятия;

- четкая структура занятия;

- четкий побор программного материала, задач, средств и методов ра­боты;

- обеспечение повторности материала, сочетание фронтальных и инди­видуальных форм работы;

- обеспечение речевой активности каждого материала;

- учет результатов занятия.

Под методическими принципами понимают общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Он» отражают специфику обучения родной речи, дополнят систему общедидактических принципов и взаимодействуют с ними и друг с другом.

В методике развития речи определены методические принципы обучения родной речи. Основными среди них следует признать:

· Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развиты, детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой связано с познанием окру­жающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, состав­ляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.

· Принцип коммуникативно - деятелъностного подхода к развитию речи. Он основывается на понимании речи как деятельности, заклю­чающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели речевого развития детей и является одним из главных.

· Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье - неосознанное владение закономерностями языка. В процессе много­кратного восприятия речи и использования в собственных высказыва­ниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируют­ся аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Здесь проявляется способность запоминать и использовать новые языковые единицы в по­стоянно меняющихся ситуациях речевого общения. С развитием чувст­ва языка связано формирование языковых обобщений.

· Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Он основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явле­ний языка. В дошкольном возрасте сначала формируется произволь­ность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознан­ность является показателем степени сформированности речевых уме­ний.

· Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, раз­вития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется ос­воение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи - процесса овла­дения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи од­новременно развиваются и другие. В центре внимания педагога долж­на быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

· Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Важными задачами являются создание педагогом положительной мо­тивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающая потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.

· Принцип обеспечения активной речевой практики детей. Язык ус­ваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая ак­тивность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие рече­вые навыки. Речевая активность - это не только говорение, но и слу­шание, восприятие речи. При работе над речью следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный фон, субъект-субъектные отношения, индивидуально-направленные приемы, широкое использование на­глядного материала, игровых приемов, смена видов деятельности, за­дания, обращенные к личному опыту, и др.

Итак, педагог детского сада должен владеть методикой проведения занятий, соответствующей общедидактическим и методическим принци­пам, умением взаимодействовать с детьми с учетом характерной для них формы общения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.