Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении одному языку признается многими исследователями, которые считают взаимосвязь всех аспектов структуры родного языка (фонетика, лексика, грамматика) необходимым условием для овладения основной функцией языка - коммуникативной.
Исследования А. Н. Гвоздева, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и других, показали, что каждая из сторон речевого развития имеет свои линии взаимодействия со связной речью.
Прежде всего, необходимо отметить взаимосвязь развития связной речи со словарной работой. Обогащение словаря включает расширение его объема, воспитания у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение его значения, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания.
В процессе словарной работы учитываются закономерности и особенности овладения детьми лексикой. На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова отличается существенными чертами (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, С. Л. Рубинштейн и другие). Так, ребенок от случайных, несущественных признаков при запоминании слов переходит к существенным. Таким образом, словарная работа должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением представлений об окружающей действительности.
Отсюда вытекает вывод о необходимости овладения словом в единстве его значений на основе активного использования в речи. Выделяют количественную и качественную стороны этого процесса. Количественная сторона - это рост словаря от года к году. Качественная сторона -постепенное овладение детьми закрепленным значением слова и уместным его использованием.
Учитывая особенности лексического развития, выделяют основные задачи словарной работы: обогащение словаря детей; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря; устранение из речи детей нелитературных слов.
Подчеркивая взаимосвязь словарной работы с развитием связной речи дошкольников, следует отметить, что работа как над количественной, так и над качественной стороной словаря влияет на умение отбирать слова при построении связного высказывания.
Изучая правила построения связных высказываний, исследователи подчеркивают значение работы над грамматикой родного языка (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, А. А. Люблинская, Д. Н. Богоявленский, Д. Б. Эльконин). В их исследованиях отмечается, что формирование грамматических операций тесно связано с развитием мыслительных процессов. Осознание грамматических явлений языка происходит на основе обучения, начинает формироваться чувство языка, способность к обобщению.
Познание отношений и связей окружающей действительности является основой для усвоения грамматического строя языка. Закономерности освоения детьми грамматического строя речи раскрыты в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина и других исследователей. По данным А. Н. Гвоздева, ребенок овладевает грамматической структурой языка поэтапно: 1 стадия - освоение однословных и дву-словных предложений; 2 стадия - формирование разных форм для выражения синтаксических отношений (до 3 лет), 3 стадия - период усвоения морфологической структуры языка, оформление грамматических категорий (до 7 лет).
Исходя из сказанного, в методике развития речи определены задачи работы по формированию грамматической стороны, которые рассматриваются в трех направлениях:
1) помочь детям освоить морфологическую систему родного языка;
2) помочь детям в овладении синтаксической стороной;
3) сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов.
Определены и пути формирования грамматически правильной речи:
создание благоприятной языковой среды; специальное обучение детей трудным грамматическим формам; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Д. Б. Эльконин отмечал, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой языка. Звуковая культура речи включает е себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи ведется в двух направлениях: воспитание культуры речепроизношения (формирование произношения звуков, слов, четкой дикции); развитие речевого слуха (слухового внимания, фонематического и ритмического слуха). При нормаль ном ходе речевого развития не позднее чем к пяти-шести годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Роль каждого элемента звуковой культуры в построении связного высказывания в том, что, во-первых, звуки усваиваются ребенком не изолированно, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз; во-вторых, каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов.
Исследователи связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системой языка: от темпа речи, ее громкости зависит понимание связного высказывания, от дикции также зависит смысловое восприятие произносимого высказывания. А от понимания особенностей звуковой стороны речи зависит осознание речи в широком смысле слова - как осознание явлений языка и речи дошкольниками, как условие формирования произвольной речи.
Систематическая работа по воспитанию звуковой культуры и работа по звуковому анализу речи влияет на искоренение недостатков произношения звуков. Постановку звука целесообразно давать на занятиях, подготовительную работу, предшествующую постановке звука, - вне занятий
Развитие связной речи рассматривается в методике как часть общеречевой работы. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком. К ней предъявляются два требования: 1) она должна строиться преднамеренно, произвольно; 2) она должна планироваться. Формирование этих способностей происходит в разнообразных формах связной речи поэтапно.
Первой формой, в которой существует связная речь, является речь ситуативная. Условия ее становления: наличие общей ситуации; потребность в общении. Следующая форма связной речи - речь контекстная. Условия ее становления: потребность в общении; содержательная жизнь детей; вооружение ребенка правилами. Исследование А. М. Леушиной раскрывает закономерности развития связной речи детей с момента возникновения. Она показала, что развитие речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс развития этих форм речи протекает параллельно.
Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
Вопросы формирования связной речи у детей рассматриваются в двух направлениях: обучение диалогической и монологической речи. Задачи развития связной речи: учить детей понимать речь; учить детей правильному оформлению речи; учить детей эстетическому речевому общению; вводить планирующую, объясняющую функции речи.
Формирование диалогической речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед.
Средством обучения монологической речи является рассказывание детей. Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков: целостность (единство темы); структурное оформление (начало, середина, конец); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз при рассказывании). Выделяют 3 основных типа монологов: описание, повествование, рассуждение.
Постепенно дети овладевают умением составлять рассказы различных видов: рассказы по восприятию (об игрушке, предмете, по картине); рассказы по памяти (пересказ, из коллективного опыта, из индивидуального опыта); рассказы по воображению (об игрушке, по картине, на предметной основе).
Итак, углубленная, обогащенная по содержанию и построенная с учетом взаимосвязи всех сторон работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает к концу воспитания и обучения детей в детском саду большой эффект. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (развитие словаря, формирование грамматического строя, звуковая культура речи) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.
Исследования А. Н. Гвоздева, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и других, показали, что каждая из сторон речевого развития имеет свои линии взаимодействия со связной речью.
Прежде всего, необходимо отметить взаимосвязь развития связной речи со словарной работой. Обогащение словаря включает расширение его объема, воспитания у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение его значения, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания.
В процессе словарной работы учитываются закономерности и особенности овладения детьми лексикой. На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова отличается существенными чертами (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, С. Л. Рубинштейн и другие). Так, ребенок от случайных, несущественных признаков при запоминании слов переходит к существенным. Таким образом, словарная работа должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением представлений об окружающей действительности.
Отсюда вытекает вывод о необходимости овладения словом в единстве его значений на основе активного использования в речи. Выделяют количественную и качественную стороны этого процесса. Количественная сторона - это рост словаря от года к году. Качественная сторона -постепенное овладение детьми закрепленным значением слова и уместным его использованием.
Учитывая особенности лексического развития, выделяют основные задачи словарной работы: обогащение словаря детей; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря; устранение из речи детей нелитературных слов.
Подчеркивая взаимосвязь словарной работы с развитием связной речи дошкольников, следует отметить, что работа как над количественной, так и над качественной стороной словаря влияет на умение отбирать слова при построении связного высказывания.
Изучая правила построения связных высказываний, исследователи подчеркивают значение работы над грамматикой родного языка (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, А. А. Люблинская, Д. Н. Богоявленский, Д. Б. Эльконин). В их исследованиях отмечается, что формирование грамматических операций тесно связано с развитием мыслительных процессов. Осознание грамматических явлений языка происходит на основе обучения, начинает формироваться чувство языка, способность к обобщению.
Познание отношений и связей окружающей действительности является основой для усвоения грамматического строя языка. Закономерности освоения детьми грамматического строя речи раскрыты в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина и других исследователей. По данным А. Н. Гвоздева, ребенок овладевает грамматической структурой языка поэтапно: 1 стадия - освоение однословных и дву-словных предложений; 2 стадия - формирование разных форм для выражения синтаксических отношений (до 3 лет), 3 стадия - период усвоения морфологической структуры языка, оформление грамматических категорий (до 7 лет).
Исходя из сказанного, в методике развития речи определены задачи работы по формированию грамматической стороны, которые рассматриваются в трех направлениях:
1) помочь детям освоить морфологическую систему родного языка;
2) помочь детям в овладении синтаксической стороной;
3) сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов.
Определены и пути формирования грамматически правильной речи:
создание благоприятной языковой среды; специальное обучение детей трудным грамматическим формам; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Д. Б. Эльконин отмечал, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой языка. Звуковая культура речи включает е себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи ведется в двух направлениях: воспитание культуры речепроизношения (формирование произношения звуков, слов, четкой дикции); развитие речевого слуха (слухового внимания, фонематического и ритмического слуха). При нормаль ном ходе речевого развития не позднее чем к пяти-шести годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Роль каждого элемента звуковой культуры в построении связного высказывания в том, что, во-первых, звуки усваиваются ребенком не изолированно, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз; во-вторых, каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов.
Исследователи связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системой языка: от темпа речи, ее громкости зависит понимание связного высказывания, от дикции также зависит смысловое восприятие произносимого высказывания. А от понимания особенностей звуковой стороны речи зависит осознание речи в широком смысле слова - как осознание явлений языка и речи дошкольниками, как условие формирования произвольной речи.
Систематическая работа по воспитанию звуковой культуры и работа по звуковому анализу речи влияет на искоренение недостатков произношения звуков. Постановку звука целесообразно давать на занятиях, подготовительную работу, предшествующую постановке звука, - вне занятий
Развитие связной речи рассматривается в методике как часть общеречевой работы. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком. К ней предъявляются два требования: 1) она должна строиться преднамеренно, произвольно; 2) она должна планироваться. Формирование этих способностей происходит в разнообразных формах связной речи поэтапно.
Первой формой, в которой существует связная речь, является речь ситуативная. Условия ее становления: наличие общей ситуации; потребность в общении. Следующая форма связной речи - речь контекстная. Условия ее становления: потребность в общении; содержательная жизнь детей; вооружение ребенка правилами. Исследование А. М. Леушиной раскрывает закономерности развития связной речи детей с момента возникновения. Она показала, что развитие речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс развития этих форм речи протекает параллельно.
Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
Вопросы формирования связной речи у детей рассматриваются в двух направлениях: обучение диалогической и монологической речи. Задачи развития связной речи: учить детей понимать речь; учить детей правильному оформлению речи; учить детей эстетическому речевому общению; вводить планирующую, объясняющую функции речи.
Формирование диалогической речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед.
Средством обучения монологической речи является рассказывание детей. Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков: целостность (единство темы); структурное оформление (начало, середина, конец); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз при рассказывании). Выделяют 3 основных типа монологов: описание, повествование, рассуждение.
Постепенно дети овладевают умением составлять рассказы различных видов: рассказы по восприятию (об игрушке, предмете, по картине); рассказы по памяти (пересказ, из коллективного опыта, из индивидуального опыта); рассказы по воображению (об игрушке, по картине, на предметной основе).
Итак, углубленная, обогащенная по содержанию и построенная с учетом взаимосвязи всех сторон работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает к концу воспитания и обучения детей в детском саду большой эффект. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (развитие словаря, формирование грамматического строя, звуковая культура речи) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи