Основные закономерности и механизмы высшей нервной деятельности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Функции нервной системы условно подразделяются на два типа: высшие и низшие. Низшая нервная деятельность объединяет, координи рует и регулирует все процессы в организме, работу всех органов и си стем. Высшую нервную деятельность (ВНД) И.П. Павлов определил как
«деятельность высшего отдела нервной системы – больших полушарий головного мозга и ближайших подкорковых центров, обеспечивающую нормальные сложные отношения организма животных и человека к внешнему миру».
Физиологические процессы, протекающие в коре головного мозга, являются материальной основой психики.
Основной механизм взаимодействия живых существ со средой – рефлекс (от лат. reflecsus – повернутый назад, отраженный) – ответная реакция организма на раздражение. Психические явления являются частью всего рефлекторного процесса. Русский физиолог И.М. Сеченов в своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Он выделял в них три главных звена: начальное звено – внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено – процессы возбуждения и торможения в головном мозге и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.); конечное звено – внешние движения. Таким образом, психическая деятельность есть отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности.

Строение и функции головного мозга

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Головной мозг человека по форме овоидный за счет выступающих лобных и затылочных полюсов (рис. 2.2).
В головном мозге выделяют эволюционно древнюю часть, состоящую из мозгового ствола, мозжечка, и более позднее образование – полушария большого мозга. Поверхность головного мозга испещрена бороздами, над которыми расположена, не заходя в них, паутинная оболочка. По серединной линии проходит продольная щель, отделяющая правое и левое полушария большого мозга.

Рис. 2.2. Внутренняя поверхность головного мозга (правое полушарие)
Мозговой ствол включает продолговатый мозг – продолжение спинного мозга, варолиев мост, средний мозг и промежуточный мозг. Здесь локализуются многочисленные скопления нервных клеток – ядер, обладающих разнообразными функциями. Продолговатый мозг, а также примыкающий к нему варолиев мост содержат дыхательные, сосудодвигательные центры, структуры, обеспечивающие рефлекторные защитные (кашля, чихания, мигания, слезотечения, сужения и расширения зрачков, рефлексов положения тела, связанных с возбуждением вестибулярного аппарата и с изменением тонуса шейных мышц), пищевые (глотание, сосание, жевание) функции и рефлекс равновесия.

Общие сведения о строении и функциях нервных клеток

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка, или нейрон. От тела нейрона отходит множество коротких древовидно ветвящихся отростков (дендритов) и один длинный отросток (аксон). Аксон, всегда более крупный (до 1 м) и менее ветвистый, тянется из головного или спинного мозга до рабочего органа и образует нервы периферической нервной системы.
На теле и на отростках нервных клеток имеется большое количество синапсов, через которые поступает информация от других нейронов. Скопление тел нервных клеток с их дендритами образует серое вещество мозга. Белое вещество состоит из длинных отростков клетки, покрытых особым миелиновым веществом, что придает белый цвет. Роль серого вещества заключается в накапливании, усилении и переработке возбуждения; роль белого – в передаче возбуждения от одних нервных клеток к другим. Нервные волокна проводят возбуждение только в одном направлении – от разных частей тела к мозгу или, наоборот, от мозга к различным частям тела.
Различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны.
Перечисленные виды нервных клеток выполняют специфические функции.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Естественнонаучной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности – учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особен ности тех, которые связаны с психическим отражением действи тельности и работы организма, поведением человека (рис. 2.1).
Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следую щие задачи:
– изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведением человека;
– познание физиологических механизмов психической познава тельной деятельности (восприятий, памяти, мышления, эмоций, воли) и поведения;
– продолжать разработку учения об условных рефлексах;
– изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и жи вотных.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Рис. 2.1. Естественнонаучные основы психологии

Педагогика в системе наук о человеке. Понятия и категории педагогики

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Педагогика как наука. Основные методологические принципы.
2. Возникновение и развитие педагогики. Народная и научная педагогика.
3. Объект, предмет и задачи педагогики.
4. Основные педагогические категории: обучение, воспитание, образование.

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками


1. Термин педагогика употребляется сегодня, как
* Сфера человеческой деятельности (профессиональная и непрофессиональная;
* Учебная дисциплина;
* Наука

1. Педагогика - эта наука об обучении, воспитании и образовании человека. Она возникла, как самостоятельная наука в 17 веке и связано это с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который написал трактат "Великая дидактика".

Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку:

* Как и всякая наука, педагогика, имеет свой предмет, методы исследования, основные категории и общественную значимость. Предмет педагогики двуедин и включает в себя педагогическую систему (подходы к выработки цели, содержания, форм, методов) и педагогическую деятельность (учебно-воспитательная, научно-исследовательская, управленческая).

Семейная педагогика как отрасль педагогической науки

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. («Все мы одиноки, и нет нам прощения...») Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Кроме того, земная жизнь длится весьма недолго. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.

Семья, с позиции социологов, представляет собой ма­лую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежи­тия до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщи­ной возник в родовом обществе.

Зарубежные социологи рассматривают семью' как со­циальный институт лишь в том случае, если она характе­ризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Начало изучения семейных отношений можно отнести к 20-30 годам 20 вв.(США), 60-70 г 20 вв. возник вопрос о выделении в самостоятельную науку.

Семья- ячейка общества (малая соц. Группа), важнейшая форма организации семейного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (родители, дети, родители супругов).

Психология и педагогика

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Психология и педагогика – очень сложные отрасли знаний, исследующие чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями общественных и естественнонаучных дисциплин. Вот почему психология и педагогика не поддаются быстрому освоению, их содержание трудно запо мнить с первого раза.
Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс овладения обширным материалом. Важнейшая характеристика любой системы – ее внутренняя упорядоченность. И здесь на помощь приходят прежде всего психология и педагогика, так как они достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и выявляют зависимости между ними. Остается лишь эти зависимости обобщить и представить в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде. Так появляется схема – наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания и информацию.
Включенные в содержание пособия схемы позволяют, таким образом, достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий психологии и педагогики.

Психология как наука и практическая деятельность

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В научном обиходе термин «психология» (от греч. psyche – душа, logos – учение) впервые появился в XVIII в. (в книгах немецкого философа Христиана Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология»). Если первоначально термин относился к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX в. в сферу исследования психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.
Объектом психологии являются носители психических явлений и процессов, а предметом – специфика их формирования, развития и проявления.
Слово «психология» употребляется в нескольких значениях: под ними могут понимать как научное, так и ненаучное (обыденное, житейское) психологическое знание.
В рамках ненаучного психологического знания можно выделить популярную психологию и обыденную (житейскую) психологию.
Популярная психология предоставляет фундаментальные и практические знания для широкой аудитории, упрощая их и избегая использования профессиональной и научной терминологии. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры обыденного знания и привлечения интереса к психологии как к научной дисциплине.

Понятие о психике.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи головного мозга, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельно сти.
Основные функции психики – отражение воздействий окружающей действительности, регуляция поведения и деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире (рис. 1.5).
Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действитель ности любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной дей ствительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особен ности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Филогенетическое развитие психики

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Филогенетическое развитие психики можно (согласно концепции
Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы (рис. 1.7):
1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило:
– совершенствование их двигательного аппарата;
– постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
– одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.
2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:
– появляется сложная нервная система;
– наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
– совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
– появляется предметно-образное отражение действительности;
– появляются эмоции.

Сознание и бессознательное

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если рассматривать психику с материалистических позиций, и собственно человеческой формой осмысленного начала бытия, если трактовать психику с идеалистических позиций.
Первой важной характеристикой сознания является его рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже пред ставления о том, что у него есть психика (рис. 1.8).
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная характеристика сознания, отражающая способность человека ощущать себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, а также контролировать собственные психические и поведенческие реакции и управлять ими, видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Третья характеристика человеческого сознания – его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативными возможностями обладают многие высшие животные, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Другими особенностями человеческого сознания являются: восприятие человеком себя как познающего субъекта, связь воображения и представлений человека с его волей, связь сознания с мышлением и речью, отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов, наличие в нем интеллектуальных схем, доминирование языка и речи во взаимодействии с другими людьми.

Методы психологии

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для выяснения практических рекомендаций и построения научных теорий. Методы психологии делят на основные и вспомогательные. К основным методам относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это описательный метод, при помощи которого исследователь систематически наблюдает за поведением другого человека, внешними проявлениями его психики и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и свойствах данного человека. Научные наблюдения имеют целенаправленный, организованный, планомерный характер, в ходе которого составляются карты наблюдения.
Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Эксперименты бывают естественными (характеризуются незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит А.Ф. Лазурскому), лабораторными (отличаются строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды), констатирующими, когда изучаются лишь необходимые психологические явления, и формирующими (предусматривают внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций).
Метод опроса – это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых. Интервью предполагает получение информации путем ответов на вопросы, задаваемые опрашиваемым в устной форме.