1. Педагогика как наука. Основные методологические принципы.
2. Возникновение и развитие педагогики. Народная и научная педагогика.
3. Объект, предмет и задачи педагогики.
4. Основные педагогические категории: обучение, воспитание, образование.
Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
1. Термин педагогика употребляется сегодня, как
* Сфера человеческой деятельности (профессиональная и непрофессиональная;
* Учебная дисциплина;
* Наука
1. Педагогика - эта наука об обучении, воспитании и образовании человека. Она возникла, как самостоятельная наука в 17 веке и связано это с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который написал трактат "Великая дидактика".
Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку:
* Как и всякая наука, педагогика, имеет свой предмет, методы исследования, основные категории и общественную значимость. Предмет педагогики двуедин и включает в себя педагогическую систему (подходы к выработки цели, содержания, форм, методов) и педагогическую деятельность (учебно-воспитательная, научно-исследовательская, управленческая).
* Наука возникла из практической потребности общества в изучении, обобщении и передаче ранее накопленных исторических ценностей.
* Для изучения своего предмета исследования наука педагогика использует методы научного исследования. Все многообразие методов исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.
При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод экспертных оценок)
* Как и любая наука, педагогика имеет свои основные категории. Основными категориями педагогики являются:
Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащегося, направленный на усвоение знаний, умений и навыков и развитие учащихся.
Образование - результат обучения.
Воспитание - рассматривается в широком и узком социальном смысле, а также, в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Воспитание в узком социальном смысле - это социализация через адаптацию и самореализацию. Воспитание в широком педагогическом смысле - это формирование личность человека. Воспитание в узком педагогическом смысле - это процесс и результат воспитательной работы.
Как и всякая наука, педагогика имеет методологическую основу.
Термин «методология» в научной лексике используется в нескольких смыслах:
1) методология – это учение о научных методах познания;
2) методология – это совокупность методов исследования, применяемых в какой-нибудь науке;
3) методология – это учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека.
Существует два уровня методологии: I – уровень практической деятельности; II – уровень науки.
На I уровне методология рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности человека.
На II уровне методология – это учение о принципах организации, формах и методах научного познания.
Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
В этом определении соединены две группы инструментария – комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.
В науке признано существование иерархии методологий. Выделяются:
• общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);
• частнонаучная (например, методология педагогики или другой науки);
• предметно-тематическая (например, в педагогике методология дидактики, методология отбора содержания образования и т. д.).
Функции методологии педагогической науки (педагогики):
1) гносеологическая (познавательная) функция, реализация которой обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;
2) праксеологическая (преобразовательная) функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;
3) аксиологическая (оценочная) функция, или функция критики развития педагогической науки, реализация которой способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;
4) рефлексивная функция направлена па анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т. е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки;
5) функция нормативного предписания показывает, «что должно быть и как»;
6) эвристическая (творческая) функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.
Важнейшей особенностью развития педагогики является процесс интеграции методологии науки и методологии практики. Это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; разработке методологического аппарата любого педагогического исследования теоретических и практических проблем образования. Интеграция методологий практики и науки обеспечивает внедрение инноваций в педагогическую практику, т. е. разработку целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций.
Основными методологическими подходами в педагогике являются:
1) системный;
2) личностный;
3) деятельностный;
4) полисубъектный (диалогический);
5) аксиологический;
6) культурологический;
7) антропологический;
8) ашоподатпнес кий.
Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:
• принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;
• принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;
• принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;
• принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемым, в свою очередь, как системы;
• принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;
• принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.
При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования; содержания образования на всех его ступенях, форм, методов, средств реализации этого содержания (технологий преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, родителей); учебных заведений как структурных элементов всей образовательной системы и функционирующих в них педагогических процессов; материальной базы как средства системы образования.
Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.
Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Установлено, что деятельность — основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.
Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность — это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).
Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить идеальный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он использует особое средство — мышление, степень развития которого определяет степень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта деятельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидаиия, самоанализа результатов деятельности. Преобразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом.
Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования личности растущего ребенка означает, что труд, игра, обучение, общение являются важнейшими факторами его становления и развития. При этом основными педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.
Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими. В этом смысле личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми. Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.
Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т. е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности.
С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное обучение; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологический подход в педагогике, основанный на гуманистических ценностях, является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.
Культурологический подход как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.
Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучение и формирование этой среды, во-вторых, максимальное использование ее воспитательных возможностей.
Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский (1824 1870). В его понимании - это системное использование данных всех паук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследований в области педагогики:
• образование — атрибут человеческого бытия (бытие человека реализуется в непрерывном образовании и самообразовании);
• цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширяется круг традиционных педагогических понятий такими категориями, как «жизнь», «свобода», «смысл», «творчество», «событие», «антропологическое пространство», «самостановление»;
• антропологический подход используется в изложении знаний конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология — биологическая антропология и т. д.);
• природа воспитания диалогична;
• условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;
• детство самоценно, ребенок — «ключ» в познании человека.
Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог — это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» косвенного управления процессом становления личности ученика.
Основные методологические принципы.
Методологические принципы - это основа для построения не только теории педагогики, но и решения практических педагогических задач. Важнейшими среди них являются:
* Социально детерминированный характер воспитания, т.е. оно обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни;
* Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по социальной программе, под влиянием общественной среды( этот принцип повышает роль воспитания в формировании личности);
* Определяющая роль в формировании личности принадлежит самой личности, ее активной работе по саморазвитию;
* Человек обладает богатыми возможностями улучшения своих природных и личностных свойств;
* Педагогика утверждает человека в качестве высшей ценности общества.
* Как науке о воспитании человека педагогике свойствен ряд функций: научно-теоретическая, практическая и прогностическая.
2. Зарождение педагогических идей в русле философских учений. В трудах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Гераклита, Сенеки, и др.) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.
Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. В следующих классических трудах воплотились педагогические идей и наставления. Это – трактаты Конфуция "Беседы и суждения", Плутарха "О воспитании", Квинтилиана "Ораторское образование" и др,. в эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле "" Гаргантюа и Пантагрюэль", в педагогическом сочинении Вивеса "О порче нравов", в трактате Эразма Роттердамского "О первоначальном воспитании детей", Ж.-Ж. Русо "Эмиль, или о воспитании" и др. Однако труды, в которых воплощались педагогические идеи, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей.
Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.
Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям основанным на педагогической практике и эксперименте. С XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке(1571-1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований. Почти одновременно Я.А. Коменский попытался привести в систему закономерности обучения и воспитания. Он создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную систему. Поэтому Я. А. Коменский считается родоначальником педагогической науки. В период с XVII по XVIII в наметился этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. Это связано с именами И. Песталоцци, И. Герберта. Ф. Фребеля, А. Дистерверга. С начала 20 века заметно выросло число педагогических центров (кафедр, лабораторий. Научно-исследовательских центров). В этот период в педагогике прослеживается две основные парадигмы: педагогический традиционализм и альтернативное направление.
В середине XIX века на смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образования. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного воспитания — гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей. Дж. С. Милль (1806-1873) считал критерием положительных результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества. Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека.
В философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась индивидуалистическая
С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математика. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики. В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы – педагогический традиционализм и альтернативное направление. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процесс интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками.
3. Объект, предмет, задачи педагогики.
Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний и по существу неотделима «я развития общества, Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение людей овладевало культурно-историческим (производственным, научным, социальным и духовным) опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании — целенаправленной передаче им опыта человечества.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени становления человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли определенного уровня развития, воспитание превращается в социальное явление и приобретает особую общественную функцию, т. е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются специалисты, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Он осуществляется в ходе взаимодействия старшего с младшим, опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Такое взаимодействие получило название — педагогический процесс. Сегодня это понятие является ключевым в педагогике.
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.
Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.
Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
Подчеркивая технологическую сущность педагогики, можно следующим образом сформулировать ее предмет: пути и средства передачи получения человеком культурно исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с уме том его индивидуально-возрастных особенностей.
Таким образом, педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на людей влияние и способствует их воспитанию, обучению, образованию, развитию, – это происходящие педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность, или реальность. Педагогическая действительность и выступает предметом современной педагогической науки. Понимание и осмысление объективного существования реальной педагогической действительности – важный эвристический шаг на пути ее познания, признания ее влияний и воздействий на социум, а также необходимости их учета в жизни и деятельности человека и общества в целом. По форме существования педагогические явления выступают в виде педагогических закономерностей, педагогических факторов и педагогических механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности, общественного сознания, общества.
Сегодня педагогика востребована везде, где осуществляются образование, воспитание, обучение, развитие граждан и обеспечиваются их самосовершенствование и самореализация, утверждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали, культуры и права. Именно педагогическая наука разрабатывает пути и способы воспитания личности и обеспечивает модернизацию всей системы образования, которое (образование), в свою очередь, выступает механизмом развития общества.
Таким образом, предметом педагогики как науки могут выступать педагогические явления, протекающие в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательно-воспитательных учреждений, людей, их семей и существующие в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.
4. Основные педагогические категории.
К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.
Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.
Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.
Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле — это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.
Воспитание как социальное явление — это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду. При этом воспитатель
1) передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;
2) вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение, отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);
3) стимулирует самовоспитание;
4) формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.
В свою очередь воспитанник
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);
3) обучается способам общения и манерам поведения.
Воспитание в узком смысле рассматривают как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, ее взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе развития у нее:
1) определенных отношений;
2) мировоззрения;
3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).
Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим, культурным развитием общества и государства на каждом историческом этапе.
Другая категория педагогики – «обучение» – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемых или обучаемого, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.
При этом педагог:
1) преподает, т. е. целенаправленно передает знания, опыт, способы деятельности, основы культуры;
2) руководит процессом освоения знаний, умений и навыков; приобретения опыта творческой деятельности
3) создает условия для развития личности учащегося (его памяти, внимания, мышления и др.). В спою очередь учащийся
1) учится, т. е. овладевает учебным материалом и выполняет различные упражнения и задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);
2) осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификацию и др.), учебно-поисковую деятельность;
3) самостоятельно осуществляет поиск новой информации (справочников, учебников, сведений из Internet), занимается самообразованием.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.
Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, навыков, опыта деятельности; и учение (деятельность обучаемого) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Следующая категория педагогики – «образование» – понимается:
1) как ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) результат процесса обучения;
4) система.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.
Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии со стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве составляют единую систему образования.
На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе Республики Беларусь «Об образовании», где образование трактуется как всеобщая категория и определяется как «процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства...».
5. Отрасли педагогических знаний
Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают новые, междисциплинарные научные отрасли.
В систему педагогических наук входят:
1) общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания, обучения, образования и развития личности;
2) история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи;
3) сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий;
4) возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику);
5) специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается, сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи — логопедия;
6) профессиональная педагогика, которая изучает закономерности, подходы и принципы, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на освоение конкретной профессиональной сферы деятельности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной тем, что в ходе ее будущий специалист наряду с общеобразовательными овладевает специальными знаниями, умениями, навыками, в результате чего обеспечивается формирование профессионально значимых личностных качеств и компетенций. В зависимости от профессиональной области различают инженерную, юридическую, медицинскую и др. педагогики;
7) социальная педагогика, изучающая воспитание человека в социуме, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Социальная педагогика призвана содействовать личности в ее социализации, социальной защищенности, разрешению проблем взаимоотношений «личность–среда», личность–социум», «личность–личность». Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательные и культурно-просветительные учреждения (клубы, центры, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства и др.) являются средством воспитания и развития личности, ее самореализации, проявления творческих способностей;
8) исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоретическое обоснование и методики перевоспитания лиц, находящихся в местах лишения свободы за совершенные преступления;
9) лечебная педагогика, которая разрабатывает основы профессиональной деятельности педагогов со школьниками с ослабленным здоровьем, имеющими различные заболевания. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретическою н содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.
Педагогика, как и любая другая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика и др.) помогают определить педагогике смысл и цели воспитания, правильна учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Философия - фундамент педагогики и, в частности, те часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания - это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем.
Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека Психология изучает закономерности развития психики человека. Психологию в основном интересует саморазвитие психики, а педагогику - эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека.
Интеграция этих наук привела к возникновению пограничных отраслей - педагогической психологии и психопедагогики. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией экономикой и археологией. У наук, имеющих совершенно различные и далекие области: исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто возникают новые перспективные направления. Например, отрасли, возникающие на стыке педагогики с точными и техническими науками, - кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика и др.
2. Возникновение и развитие педагогики. Народная и научная педагогика.
3. Объект, предмет и задачи педагогики.
4. Основные педагогические категории: обучение, воспитание, образование.
Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
1. Термин педагогика употребляется сегодня, как
* Сфера человеческой деятельности (профессиональная и непрофессиональная;
* Учебная дисциплина;
* Наука
1. Педагогика - эта наука об обучении, воспитании и образовании человека. Она возникла, как самостоятельная наука в 17 веке и связано это с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который написал трактат "Великая дидактика".
Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку:
* Как и всякая наука, педагогика, имеет свой предмет, методы исследования, основные категории и общественную значимость. Предмет педагогики двуедин и включает в себя педагогическую систему (подходы к выработки цели, содержания, форм, методов) и педагогическую деятельность (учебно-воспитательная, научно-исследовательская, управленческая).
* Наука возникла из практической потребности общества в изучении, обобщении и передаче ранее накопленных исторических ценностей.
* Для изучения своего предмета исследования наука педагогика использует методы научного исследования. Все многообразие методов исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.
При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод экспертных оценок)
* Как и любая наука, педагогика имеет свои основные категории. Основными категориями педагогики являются:
Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащегося, направленный на усвоение знаний, умений и навыков и развитие учащихся.
Образование - результат обучения.
Воспитание - рассматривается в широком и узком социальном смысле, а также, в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Воспитание в узком социальном смысле - это социализация через адаптацию и самореализацию. Воспитание в широком педагогическом смысле - это формирование личность человека. Воспитание в узком педагогическом смысле - это процесс и результат воспитательной работы.
Как и всякая наука, педагогика имеет методологическую основу.
Термин «методология» в научной лексике используется в нескольких смыслах:
1) методология – это учение о научных методах познания;
2) методология – это совокупность методов исследования, применяемых в какой-нибудь науке;
3) методология – это учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека.
Существует два уровня методологии: I – уровень практической деятельности; II – уровень науки.
На I уровне методология рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности человека.
На II уровне методология – это учение о принципах организации, формах и методах научного познания.
Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
В этом определении соединены две группы инструментария – комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.
В науке признано существование иерархии методологий. Выделяются:
• общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);
• частнонаучная (например, методология педагогики или другой науки);
• предметно-тематическая (например, в педагогике методология дидактики, методология отбора содержания образования и т. д.).
Функции методологии педагогической науки (педагогики):
1) гносеологическая (познавательная) функция, реализация которой обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;
2) праксеологическая (преобразовательная) функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;
3) аксиологическая (оценочная) функция, или функция критики развития педагогической науки, реализация которой способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;
4) рефлексивная функция направлена па анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т. е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки;
5) функция нормативного предписания показывает, «что должно быть и как»;
6) эвристическая (творческая) функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.
Важнейшей особенностью развития педагогики является процесс интеграции методологии науки и методологии практики. Это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; разработке методологического аппарата любого педагогического исследования теоретических и практических проблем образования. Интеграция методологий практики и науки обеспечивает внедрение инноваций в педагогическую практику, т. е. разработку целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций.
Основными методологическими подходами в педагогике являются:
1) системный;
2) личностный;
3) деятельностный;
4) полисубъектный (диалогический);
5) аксиологический;
6) культурологический;
7) антропологический;
8) ашоподатпнес кий.
Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:
• принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;
• принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;
• принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;
• принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемым, в свою очередь, как системы;
• принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;
• принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.
При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования; содержания образования на всех его ступенях, форм, методов, средств реализации этого содержания (технологий преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, родителей); учебных заведений как структурных элементов всей образовательной системы и функционирующих в них педагогических процессов; материальной базы как средства системы образования.
Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.
Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Установлено, что деятельность — основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.
Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность — это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).
Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить идеальный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он использует особое средство — мышление, степень развития которого определяет степень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта деятельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидаиия, самоанализа результатов деятельности. Преобразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом.
Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования личности растущего ребенка означает, что труд, игра, обучение, общение являются важнейшими факторами его становления и развития. При этом основными педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.
Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими. В этом смысле личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми. Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.
Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т. е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности.
С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное обучение; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологический подход в педагогике, основанный на гуманистических ценностях, является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.
Культурологический подход как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.
Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучение и формирование этой среды, во-вторых, максимальное использование ее воспитательных возможностей.
Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский (1824 1870). В его понимании - это системное использование данных всех паук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследований в области педагогики:
• образование — атрибут человеческого бытия (бытие человека реализуется в непрерывном образовании и самообразовании);
• цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширяется круг традиционных педагогических понятий такими категориями, как «жизнь», «свобода», «смысл», «творчество», «событие», «антропологическое пространство», «самостановление»;
• антропологический подход используется в изложении знаний конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология — биологическая антропология и т. д.);
• природа воспитания диалогична;
• условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;
• детство самоценно, ребенок — «ключ» в познании человека.
Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог — это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» косвенного управления процессом становления личности ученика.
Основные методологические принципы.
Методологические принципы - это основа для построения не только теории педагогики, но и решения практических педагогических задач. Важнейшими среди них являются:
* Социально детерминированный характер воспитания, т.е. оно обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни;
* Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по социальной программе, под влиянием общественной среды( этот принцип повышает роль воспитания в формировании личности);
* Определяющая роль в формировании личности принадлежит самой личности, ее активной работе по саморазвитию;
* Человек обладает богатыми возможностями улучшения своих природных и личностных свойств;
* Педагогика утверждает человека в качестве высшей ценности общества.
* Как науке о воспитании человека педагогике свойствен ряд функций: научно-теоретическая, практическая и прогностическая.
2. Зарождение педагогических идей в русле философских учений. В трудах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Гераклита, Сенеки, и др.) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.
Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. В следующих классических трудах воплотились педагогические идей и наставления. Это – трактаты Конфуция "Беседы и суждения", Плутарха "О воспитании", Квинтилиана "Ораторское образование" и др,. в эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле "" Гаргантюа и Пантагрюэль", в педагогическом сочинении Вивеса "О порче нравов", в трактате Эразма Роттердамского "О первоначальном воспитании детей", Ж.-Ж. Русо "Эмиль, или о воспитании" и др. Однако труды, в которых воплощались педагогические идеи, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей.
Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.
Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям основанным на педагогической практике и эксперименте. С XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке(1571-1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований. Почти одновременно Я.А. Коменский попытался привести в систему закономерности обучения и воспитания. Он создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную систему. Поэтому Я. А. Коменский считается родоначальником педагогической науки. В период с XVII по XVIII в наметился этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. Это связано с именами И. Песталоцци, И. Герберта. Ф. Фребеля, А. Дистерверга. С начала 20 века заметно выросло число педагогических центров (кафедр, лабораторий. Научно-исследовательских центров). В этот период в педагогике прослеживается две основные парадигмы: педагогический традиционализм и альтернативное направление.
В середине XIX века на смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образования. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного воспитания — гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей. Дж. С. Милль (1806-1873) считал критерием положительных результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества. Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека.
В философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась индивидуалистическая
С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математика. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики. В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы – педагогический традиционализм и альтернативное направление. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процесс интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками.
3. Объект, предмет, задачи педагогики.
Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний и по существу неотделима «я развития общества, Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение людей овладевало культурно-историческим (производственным, научным, социальным и духовным) опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании — целенаправленной передаче им опыта человечества.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени становления человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли определенного уровня развития, воспитание превращается в социальное явление и приобретает особую общественную функцию, т. е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются специалисты, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Он осуществляется в ходе взаимодействия старшего с младшим, опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Такое взаимодействие получило название — педагогический процесс. Сегодня это понятие является ключевым в педагогике.
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.
Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.
Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
Подчеркивая технологическую сущность педагогики, можно следующим образом сформулировать ее предмет: пути и средства передачи получения человеком культурно исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с уме том его индивидуально-возрастных особенностей.
Таким образом, педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на людей влияние и способствует их воспитанию, обучению, образованию, развитию, – это происходящие педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность, или реальность. Педагогическая действительность и выступает предметом современной педагогической науки. Понимание и осмысление объективного существования реальной педагогической действительности – важный эвристический шаг на пути ее познания, признания ее влияний и воздействий на социум, а также необходимости их учета в жизни и деятельности человека и общества в целом. По форме существования педагогические явления выступают в виде педагогических закономерностей, педагогических факторов и педагогических механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности, общественного сознания, общества.
Сегодня педагогика востребована везде, где осуществляются образование, воспитание, обучение, развитие граждан и обеспечиваются их самосовершенствование и самореализация, утверждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали, культуры и права. Именно педагогическая наука разрабатывает пути и способы воспитания личности и обеспечивает модернизацию всей системы образования, которое (образование), в свою очередь, выступает механизмом развития общества.
Таким образом, предметом педагогики как науки могут выступать педагогические явления, протекающие в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательно-воспитательных учреждений, людей, их семей и существующие в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.
4. Основные педагогические категории.
К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.
Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.
Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.
Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле — это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.
Воспитание как социальное явление — это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду. При этом воспитатель
1) передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;
2) вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение, отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);
3) стимулирует самовоспитание;
4) формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.
В свою очередь воспитанник
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);
3) обучается способам общения и манерам поведения.
Воспитание в узком смысле рассматривают как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, ее взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе развития у нее:
1) определенных отношений;
2) мировоззрения;
3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).
Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим, культурным развитием общества и государства на каждом историческом этапе.
Другая категория педагогики – «обучение» – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемых или обучаемого, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.
При этом педагог:
1) преподает, т. е. целенаправленно передает знания, опыт, способы деятельности, основы культуры;
2) руководит процессом освоения знаний, умений и навыков; приобретения опыта творческой деятельности
3) создает условия для развития личности учащегося (его памяти, внимания, мышления и др.). В спою очередь учащийся
1) учится, т. е. овладевает учебным материалом и выполняет различные упражнения и задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);
2) осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификацию и др.), учебно-поисковую деятельность;
3) самостоятельно осуществляет поиск новой информации (справочников, учебников, сведений из Internet), занимается самообразованием.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.
Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, навыков, опыта деятельности; и учение (деятельность обучаемого) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Следующая категория педагогики – «образование» – понимается:
1) как ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) результат процесса обучения;
4) система.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.
Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии со стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве составляют единую систему образования.
На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе Республики Беларусь «Об образовании», где образование трактуется как всеобщая категория и определяется как «процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства...».
5. Отрасли педагогических знаний
Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают новые, междисциплинарные научные отрасли.
В систему педагогических наук входят:
1) общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания, обучения, образования и развития личности;
2) история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи;
3) сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий;
4) возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику);
5) специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается, сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи — логопедия;
6) профессиональная педагогика, которая изучает закономерности, подходы и принципы, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на освоение конкретной профессиональной сферы деятельности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной тем, что в ходе ее будущий специалист наряду с общеобразовательными овладевает специальными знаниями, умениями, навыками, в результате чего обеспечивается формирование профессионально значимых личностных качеств и компетенций. В зависимости от профессиональной области различают инженерную, юридическую, медицинскую и др. педагогики;
7) социальная педагогика, изучающая воспитание человека в социуме, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Социальная педагогика призвана содействовать личности в ее социализации, социальной защищенности, разрешению проблем взаимоотношений «личность–среда», личность–социум», «личность–личность». Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательные и культурно-просветительные учреждения (клубы, центры, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства и др.) являются средством воспитания и развития личности, ее самореализации, проявления творческих способностей;
8) исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоретическое обоснование и методики перевоспитания лиц, находящихся в местах лишения свободы за совершенные преступления;
9) лечебная педагогика, которая разрабатывает основы профессиональной деятельности педагогов со школьниками с ослабленным здоровьем, имеющими различные заболевания. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретическою н содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.
Педагогика, как и любая другая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика и др.) помогают определить педагогике смысл и цели воспитания, правильна учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Философия - фундамент педагогики и, в частности, те часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания - это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем.
Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека Психология изучает закономерности развития психики человека. Психологию в основном интересует саморазвитие психики, а педагогику - эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека.
Интеграция этих наук привела к возникновению пограничных отраслей - педагогической психологии и психопедагогики. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией экономикой и археологией. У наук, имеющих совершенно различные и далекие области: исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто возникают новые перспективные направления. Например, отрасли, возникающие на стыке педагогики с точными и техническими науками, - кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика и др.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи