ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РАННЕЙ ЮНОСТИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, важно исходить из трех важных позиций.

Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность — не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.

Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, неизбывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное.

Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на собственную биографию. Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 15—17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются, чуть ли не стариками. В то же самое время 13—14-летние школьники воспринимаются старшеклассниками как «малолетки».

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показатель­ны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, бо­лее разнообразными и содержательными становятся отношения с дру­гими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятель­ности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, на которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирова­ние характера и других основ личности.

Средний школьный возраст характеризуется тем, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые отношения, сложившиеся ещё в пору его детства. Специфическая подростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важней­шими институтами социализации становятся общество сверстников и средства массовой коммуникации. Общение, особенно со сверстника­ми, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Проявляется так называемая реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которых подросток глубже познаёт окружающих и самого себя, фор­мирующей у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права; в-третьих, новым видом эмоциональных контактов, невозможных в семье (чувство со­лидарности, эмоционального благополучия, самоуважения).

СИСТЕМА ЗАЧЁТНЫХ ЕДИНИЦ (КРЕДИТОВ)

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Система зачётных единиц (кредитов) обусловлена потребностями модернизации образования, применением новых техноло­гий обучения, например дистанционного обучения, а также перспекти­вой расширения сетевой модели профильного обучения, когда индивидуальный учебный план (ИУП) учащегося может реализовываться в различных образовательных уч­реждениях и организациях.

Традиционно зачётной единицей, определяющей объем учеб­ной работы, как учащегося, так и преподавателя, является академический час (40-45 мин). БУП определяет максимальную недельную учебную нагрузку. К сожалению, такая мера работы учащегося не характеризует объём и трудоёмкость теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы, как в целом, так и по отдельным дисциплинам.

При расчетах трудоёмкости образовательных программ в зачетных единицах исходят из следующего. Средняя продолжительность учебного года составляет 32-34 недели, поэтому одна зачётная единица (кредит) соответствует 32 академическим часам общей трудоёмкости продолжи­тельностью по 45 мин, то есть одному часу в неделю. Расчёт трудоёмкости дисциплины в зачётных единицах производится, исходя из деления её трудоёмкости в академических часах на 32 с округлением до 0,5. Одна неделя практики или учебного проекта выражается 1,5 зачётными единицами.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И МЕТОД ПРОЕКТОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В педагогической и методической лите­ратуре последних лет для характерис­тики учебной деятельности широко исполь­зуются понятия «исследовательская дея­тельность», «исследовательское обучение», «исследовательский метод», «проектное обучение», «проектная деятельность», «ме­тод проектов». С их помощью подчёркива­ют направленность современного обучения на содействие реализации личностного по­тенциала каждого ребенка. При этом пере­численные понятия часто трактуются сино­нимично, что приводит к отождествлению идей исследовательского и проектного обу­чения. Вместе с тем их содержание и организационно-деятельностные основания за­метно различаются…

Известно, что общую методологическую установку «трудовой» школы, строитель­ство которой началось в первые послерево­люционные годы, составляли идеи всемерно­го укрепления связи обучения с жизнью и революционными преобразованиями, идеи развития активности, инициативности уча­щихся-строителей новой жизни. Лишённый предметной основы, процесс обучения цент­рировался на идее организации учебной деятельности как практико-ориентированной, преобразующей включающей элементы са­мостоятельного поиска, исследования осо­бенностей местных условий территории проживания.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Работа по обновлению содержания образования, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения требует освоения не только традиционных, но и современных техноло­гий.

В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовле­чения в деятельность. В связи с этим, имеет смысл обратиться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личност­но ориентированного образования и прошедшим апробацию в школе.

Преобладающие методы обучения - проблемный, исследова­тельский, самостоятельная работа, уроки с компьютерной под­держкой, лабораторные практикумы.

Профильное обучение осуществляется в форме:

- уроков «погружения в проблему», когда старшеклассники в течение учебного дня ведут поиск ее решения на основе интег­рированного содержания, используя материал нескольких пред­метов и элективных курсов;

- лекционно-семинарских занятий;

- лабораторных практикумов, уроков-исследований,

ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА УЧАЩЕГОСЯ 10(11) КЛАССА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Прежде, чем заполнить графу учебного плана «Мой выбор», Вы должны чётко определить приоритетное направление Вашей учебной деятельности на последующие 2 года, то есть выбрать профиль обучения.

Структура учебного плана и содержание учебных курсов, как первой обязательной части, так и элективных позволяет наилучшим образом подготовиться к поступлению в ВУЗ или колледж. Поэтому составленный Вами индивидуальный учебный план принесёт наибольшую пользу, если Вы определились с ВУЗом, колледжем и специальностью.

Теперь Вы сможете приступить к заполнению плана.

§ Изучите внимательно содержание предложенного учебного плана класса. В зависимости от профиля обучения Вы можете сделать свой выбор уров­ня изучения предметов. Разное количество часов профильного и базового уровня обеспечивается соответствующим уровнем программы обучения.

§ Изучите внимательно предложенные примеры учебных планов различ­ных профилей. Это только подсказка из опыта работы. Они не являются обязательными шаблонами. Вы можете составить свой вариант.

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Создание рабочей группы, изучение документов.

2. Проведение заседания педагогического совета, определение круга вопросов организации и кадрового обеспечения проектирования индивидуальных программ профильной школы, выявление возможностей и предложений учителей относительно основных и специальных учебных курсов.

3. Проведение собрания с учащимися 10 (11) класса, составление проектов индивидуальных учебных планов.

4. Проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов.

5. Установление сроков возможного изменения планов и профилей.

6. Анализ индивидуальных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей.

7. Подписание соглашения с родителями и учащимися.

С ЧЕГО НАЧАТЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА?

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Работа с предприятиями:

§ установление постоянных персональных контактов с представителями предприятий района/города;

§ создание банка данных (информационной сети) о тенденциях экономического развития района/горо­да и кадровой политике предприятий;

§ обмен информацией с предприятиями;

§ привлечение представителей предприятий к меро­приятиям по профориентации, проведение совмест­ных мероприятий (например, дни открытых дверей, олимпиады, конкурсы и др.);

§ участие предприятий в качестве спонсоров опреде­ленных мероприятий;

§ заключение договоров с предприятиями о предостав­лении мест обучающимся для проведения стажиро­вок и/или для работы во время каникул;

§ поддержание целенаправленных контактов с бывшими выпускниками учебного заведения, в частности с теми, кто сегодня сам является работодателем;

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В своём выступлении я хотел бы пред­ставить вашему вниманию разработанную в нашем институте модель ресурсного цент­ра, которую мы рассматриваем как одно из альтернативных решений проблемы качества образования в сельской местности.

Глава государства, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выделил образование как стратеги­чески важную сферу жизни Казахстанского об­щества, призванную готовить специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Динамичное развитие казахстанского общества, курс на ускоренную экономичес­кую и социальную модернизацию требуют столь же неотложных изменений в системе образования, оперативного реагирования на возникающие проблемы, обеспечения каче­ства образования.

Что следует понимать сегодня под каче­ством образования? Долгое время критери­ями качества мы считали высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, уча­стие и победы школьников в олимпиадах. Однако социально-экономические изме­нения последних десятилетий, рассеяв мно­гие наши иллюзии, коснулись и образования. Сегодня профессиональное педагогическое сообщество все более осознает, что необходимы новые подходы к оценке качества об­разования. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования как перехода от трансляции знаний учителем к совместному поиску их смысла и ценности, собственной учебной активности учащихся.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Концепция профильного обучения предполагает многообразие форм его реализации. Профилизация может быть внутришкольной и внешней.

1. Внутришкольная профилизация, выбор которой предполагает, что школа будет опираться исключи­тельно на собственные ресурсы:

а) монопрофильная школа старшей ступени, реализующая одно направление обучения с учетом материально-технического состояния, кадрового состава и учебно-методического обеспечения.

б) полипрофильная школа стар­шей ступени, реализующая обучение по нескольким направлениям. Нали­чие нескольких классов в паралле­ли дает возможность сформировать профильные классы, максимально учитывая запросы учащихся.

в) профильные классы в общеоб­разовательной школе, специализи­рованной школе для одаренных де­тей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями.

2. Ресурсный центр. Ресурсный центр — организация образования, обладающая достаточным материаль­ным и кадровым потенциалом, ресур­сы которого используются другими школами для проведения профиль­ного обучения. При реализации этой формы происходит объединение не­скольких организаций среднего об­щего образования вокруг наиболее сильной организации образования, обладающей соответствующими ре­сурсами и инфраструктурой для осу­ществления качественного профиль­ного обучения учащихся школ реги­она. В рамках данной формы учащи­еся нескольких организаций средне­го общего образования осваивают профилирующие и элективные кур­сы, включенные в образовательные программы ресурсного центра. Ре­сурсные центры могут быть органи­зованы при школах, вузах, коллед­жах или образовательных центрах.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Реформы образования происходят сегодня в большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в информацион­но-технологическом обществе XXI века в конкуренции госу­дарств определяющим будет уровень образования, науки, куль­туры, создание условий для реализации и развития прогрессив­ных технологий. Важная роль при этом отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

В странах Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Анг­лии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии, Дании) все учащиеся с 1-го по 6-й класс основной общеобразовательной школы формально получают одинаковую подготовку. К 7-му классу ученик должен определиться в выборе своего дальней­шего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта про­должения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощённому учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.

Теория и практика дифференцированного обучения в США имеют давнюю историю. Его возникновение и последующее развитие отличаются определённым своеобразием по сравне­нию с другими развитыми капиталистическими странами. Уже на рубеже XIX—XX веков в силу особенностей экономических, политических и социальных факторов обучение в американ­ской школе в соответствии с законами большинства штатов стало обязательным для подростков 14—17 лет. Законодатель­ные акты стимулировали значительный и постоянный рост школьных контингентов. Однако на каком-то этапе увеличе­ние количества выпускников школ стало превышать экономи­ческие, политические и социальные потребности общественного развития; в США начались поиски путей ограничения об­разования некоторых групп учащихся определёнными рамками. Выход был найден в создании единой «всеохватывающей» школы, внутри которой учащиеся должны обучаться по различ­ным учебным направлениям (потокам).

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РАННЕЙ ЮНОСТИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и на разнообразие вариантов личностного развития, можно обнаружить общую стабилизацию личности в этот период, начавшийся с формирования Я-концепции на границе подросткового и старшего школьного возрастов. У старшеклассников в большей степени, чем у подростков, развито самоуважение, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль над своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Юноши и девушки в 16—17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Обостряется интерес к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Мышление старшеклассников отличается довольно высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Юный человек ищет четких, определенных ответов, и в своих взглядах он категоричен, недостаточно гибок, проявляет юношеский максимализм. Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Однако не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. По мнению Э. Эриксона, в юности необходим мировоззренческий выбор. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.