Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, важно исходить из трех важных позиций.
Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность — не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, неизбывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное.
Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на собственную биографию. Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 15—17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются, чуть ли не стариками. В то же самое время 13—14-летние школьники воспринимаются старшеклассниками как «малолетки».
Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность — не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, неизбывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное.
Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на собственную биографию. Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 15—17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются, чуть ли не стариками. В то же самое время 13—14-летние школьники воспринимаются старшеклассниками как «малолетки».
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, на которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.
Средний школьный возраст характеризуется тем, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые отношения, сложившиеся ещё в пору его детства. Специфическая подростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важнейшими институтами социализации становятся общество сверстников и средства массовой коммуникации. Общение, особенно со сверстниками, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Проявляется так называемая реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которых подросток глубже познаёт окружающих и самого себя, формирующей у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права; в-третьих, новым видом эмоциональных контактов, невозможных в семье (чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения).
Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.
Средний школьный возраст характеризуется тем, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые отношения, сложившиеся ещё в пору его детства. Специфическая подростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важнейшими институтами социализации становятся общество сверстников и средства массовой коммуникации. Общение, особенно со сверстниками, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Проявляется так называемая реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которых подросток глубже познаёт окружающих и самого себя, формирующей у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права; в-третьих, новым видом эмоциональных контактов, невозможных в семье (чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения).
Система зачётных единиц (кредитов) обусловлена потребностями модернизации образования, применением новых технологий обучения, например дистанционного обучения, а также перспективой расширения сетевой модели профильного обучения, когда индивидуальный учебный план (ИУП) учащегося может реализовываться в различных образовательных учреждениях и организациях.
Традиционно зачётной единицей, определяющей объем учебной работы, как учащегося, так и преподавателя, является академический час (40-45 мин). БУП определяет максимальную недельную учебную нагрузку. К сожалению, такая мера работы учащегося не характеризует объём и трудоёмкость теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы, как в целом, так и по отдельным дисциплинам.
При расчетах трудоёмкости образовательных программ в зачетных единицах исходят из следующего. Средняя продолжительность учебного года составляет 32-34 недели, поэтому одна зачётная единица (кредит) соответствует 32 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 мин, то есть одному часу в неделю. Расчёт трудоёмкости дисциплины в зачётных единицах производится, исходя из деления её трудоёмкости в академических часах на 32 с округлением до 0,5. Одна неделя практики или учебного проекта выражается 1,5 зачётными единицами.
Традиционно зачётной единицей, определяющей объем учебной работы, как учащегося, так и преподавателя, является академический час (40-45 мин). БУП определяет максимальную недельную учебную нагрузку. К сожалению, такая мера работы учащегося не характеризует объём и трудоёмкость теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы, как в целом, так и по отдельным дисциплинам.
При расчетах трудоёмкости образовательных программ в зачетных единицах исходят из следующего. Средняя продолжительность учебного года составляет 32-34 недели, поэтому одна зачётная единица (кредит) соответствует 32 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 мин, то есть одному часу в неделю. Расчёт трудоёмкости дисциплины в зачётных единицах производится, исходя из деления её трудоёмкости в академических часах на 32 с округлением до 0,5. Одна неделя практики или учебного проекта выражается 1,5 зачётными единицами.
В педагогической и методической литературе последних лет для характеристики учебной деятельности широко используются понятия «исследовательская деятельность», «исследовательское обучение», «исследовательский метод», «проектное обучение», «проектная деятельность», «метод проектов». С их помощью подчёркивают направленность современного обучения на содействие реализации личностного потенциала каждого ребенка. При этом перечисленные понятия часто трактуются синонимично, что приводит к отождествлению идей исследовательского и проектного обучения. Вместе с тем их содержание и организационно-деятельностные основания заметно различаются…
Известно, что общую методологическую установку «трудовой» школы, строительство которой началось в первые послереволюционные годы, составляли идеи всемерного укрепления связи обучения с жизнью и революционными преобразованиями, идеи развития активности, инициативности учащихся-строителей новой жизни. Лишённый предметной основы, процесс обучения центрировался на идее организации учебной деятельности как практико-ориентированной, преобразующей включающей элементы самостоятельного поиска, исследования особенностей местных условий территории проживания.
Известно, что общую методологическую установку «трудовой» школы, строительство которой началось в первые послереволюционные годы, составляли идеи всемерного укрепления связи обучения с жизнью и революционными преобразованиями, идеи развития активности, инициативности учащихся-строителей новой жизни. Лишённый предметной основы, процесс обучения центрировался на идее организации учебной деятельности как практико-ориентированной, преобразующей включающей элементы самостоятельного поиска, исследования особенностей местных условий территории проживания.
Работа по обновлению содержания образования, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения требует освоения не только традиционных, но и современных технологий.
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовлечения в деятельность. В связи с этим, имеет смысл обратиться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личностно ориентированного образования и прошедшим апробацию в школе.
Преобладающие методы обучения - проблемный, исследовательский, самостоятельная работа, уроки с компьютерной поддержкой, лабораторные практикумы.
Профильное обучение осуществляется в форме:
- уроков «погружения в проблему», когда старшеклассники в течение учебного дня ведут поиск ее решения на основе интегрированного содержания, используя материал нескольких предметов и элективных курсов;
- лекционно-семинарских занятий;
- лабораторных практикумов, уроков-исследований,
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовлечения в деятельность. В связи с этим, имеет смысл обратиться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личностно ориентированного образования и прошедшим апробацию в школе.
Преобладающие методы обучения - проблемный, исследовательский, самостоятельная работа, уроки с компьютерной поддержкой, лабораторные практикумы.
Профильное обучение осуществляется в форме:
- уроков «погружения в проблему», когда старшеклассники в течение учебного дня ведут поиск ее решения на основе интегрированного содержания, используя материал нескольких предметов и элективных курсов;
- лекционно-семинарских занятий;
- лабораторных практикумов, уроков-исследований,
Прежде, чем заполнить графу учебного плана «Мой выбор», Вы должны чётко определить приоритетное направление Вашей учебной деятельности на последующие 2 года, то есть выбрать профиль обучения.
Структура учебного плана и содержание учебных курсов, как первой обязательной части, так и элективных позволяет наилучшим образом подготовиться к поступлению в ВУЗ или колледж. Поэтому составленный Вами индивидуальный учебный план принесёт наибольшую пользу, если Вы определились с ВУЗом, колледжем и специальностью.
Теперь Вы сможете приступить к заполнению плана.
§ Изучите внимательно содержание предложенного учебного плана класса. В зависимости от профиля обучения Вы можете сделать свой выбор уровня изучения предметов. Разное количество часов профильного и базового уровня обеспечивается соответствующим уровнем программы обучения.
§ Изучите внимательно предложенные примеры учебных планов различных профилей. Это только подсказка из опыта работы. Они не являются обязательными шаблонами. Вы можете составить свой вариант.
Структура учебного плана и содержание учебных курсов, как первой обязательной части, так и элективных позволяет наилучшим образом подготовиться к поступлению в ВУЗ или колледж. Поэтому составленный Вами индивидуальный учебный план принесёт наибольшую пользу, если Вы определились с ВУЗом, колледжем и специальностью.
Теперь Вы сможете приступить к заполнению плана.
§ Изучите внимательно содержание предложенного учебного плана класса. В зависимости от профиля обучения Вы можете сделать свой выбор уровня изучения предметов. Разное количество часов профильного и базового уровня обеспечивается соответствующим уровнем программы обучения.
§ Изучите внимательно предложенные примеры учебных планов различных профилей. Это только подсказка из опыта работы. Они не являются обязательными шаблонами. Вы можете составить свой вариант.
1. Создание рабочей группы, изучение документов.
2. Проведение заседания педагогического совета, определение круга вопросов организации и кадрового обеспечения проектирования индивидуальных программ профильной школы, выявление возможностей и предложений учителей относительно основных и специальных учебных курсов.
3. Проведение собрания с учащимися 10 (11) класса, составление проектов индивидуальных учебных планов.
4. Проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов.
5. Установление сроков возможного изменения планов и профилей.
6. Анализ индивидуальных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей.
7. Подписание соглашения с родителями и учащимися.
2. Проведение заседания педагогического совета, определение круга вопросов организации и кадрового обеспечения проектирования индивидуальных программ профильной школы, выявление возможностей и предложений учителей относительно основных и специальных учебных курсов.
3. Проведение собрания с учащимися 10 (11) класса, составление проектов индивидуальных учебных планов.
4. Проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов.
5. Установление сроков возможного изменения планов и профилей.
6. Анализ индивидуальных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей.
7. Подписание соглашения с родителями и учащимися.
1. Работа с предприятиями:
§ установление постоянных персональных контактов с представителями предприятий района/города;
§ создание банка данных (информационной сети) о тенденциях экономического развития района/города и кадровой политике предприятий;
§ обмен информацией с предприятиями;
§ привлечение представителей предприятий к мероприятиям по профориентации, проведение совместных мероприятий (например, дни открытых дверей, олимпиады, конкурсы и др.);
§ участие предприятий в качестве спонсоров определенных мероприятий;
§ заключение договоров с предприятиями о предоставлении мест обучающимся для проведения стажировок и/или для работы во время каникул;
§ поддержание целенаправленных контактов с бывшими выпускниками учебного заведения, в частности с теми, кто сегодня сам является работодателем;
§ установление постоянных персональных контактов с представителями предприятий района/города;
§ создание банка данных (информационной сети) о тенденциях экономического развития района/города и кадровой политике предприятий;
§ обмен информацией с предприятиями;
§ привлечение представителей предприятий к мероприятиям по профориентации, проведение совместных мероприятий (например, дни открытых дверей, олимпиады, конкурсы и др.);
§ участие предприятий в качестве спонсоров определенных мероприятий;
§ заключение договоров с предприятиями о предоставлении мест обучающимся для проведения стажировок и/или для работы во время каникул;
§ поддержание целенаправленных контактов с бывшими выпускниками учебного заведения, в частности с теми, кто сегодня сам является работодателем;
В своём выступлении я хотел бы представить вашему вниманию разработанную в нашем институте модель ресурсного центра, которую мы рассматриваем как одно из альтернативных решений проблемы качества образования в сельской местности.
Глава государства, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выделил образование как стратегически важную сферу жизни Казахстанского общества, призванную готовить специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке.
Динамичное развитие казахстанского общества, курс на ускоренную экономическую и социальную модернизацию требуют столь же неотложных изменений в системе образования, оперативного реагирования на возникающие проблемы, обеспечения качества образования.
Что следует понимать сегодня под качеством образования? Долгое время критериями качества мы считали высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, участие и победы школьников в олимпиадах. Однако социально-экономические изменения последних десятилетий, рассеяв многие наши иллюзии, коснулись и образования. Сегодня профессиональное педагогическое сообщество все более осознает, что необходимы новые подходы к оценке качества образования. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования как перехода от трансляции знаний учителем к совместному поиску их смысла и ценности, собственной учебной активности учащихся.
Глава государства, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выделил образование как стратегически важную сферу жизни Казахстанского общества, призванную готовить специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке.
Динамичное развитие казахстанского общества, курс на ускоренную экономическую и социальную модернизацию требуют столь же неотложных изменений в системе образования, оперативного реагирования на возникающие проблемы, обеспечения качества образования.
Что следует понимать сегодня под качеством образования? Долгое время критериями качества мы считали высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, участие и победы школьников в олимпиадах. Однако социально-экономические изменения последних десятилетий, рассеяв многие наши иллюзии, коснулись и образования. Сегодня профессиональное педагогическое сообщество все более осознает, что необходимы новые подходы к оценке качества образования. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования как перехода от трансляции знаний учителем к совместному поиску их смысла и ценности, собственной учебной активности учащихся.
Концепция профильного обучения предполагает многообразие форм его реализации. Профилизация может быть внутришкольной и внешней.
1. Внутришкольная профилизация, выбор которой предполагает, что школа будет опираться исключительно на собственные ресурсы:
а) монопрофильная школа старшей ступени, реализующая одно направление обучения с учетом материально-технического состояния, кадрового состава и учебно-методического обеспечения.
б) полипрофильная школа старшей ступени, реализующая обучение по нескольким направлениям. Наличие нескольких классов в параллели дает возможность сформировать профильные классы, максимально учитывая запросы учащихся.
в) профильные классы в общеобразовательной школе, специализированной школе для одаренных детей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями.
2. Ресурсный центр. Ресурсный центр — организация образования, обладающая достаточным материальным и кадровым потенциалом, ресурсы которого используются другими школами для проведения профильного обучения. При реализации этой формы происходит объединение нескольких организаций среднего общего образования вокруг наиболее сильной организации образования, обладающей соответствующими ресурсами и инфраструктурой для осуществления качественного профильного обучения учащихся школ региона. В рамках данной формы учащиеся нескольких организаций среднего общего образования осваивают профилирующие и элективные курсы, включенные в образовательные программы ресурсного центра. Ресурсные центры могут быть организованы при школах, вузах, колледжах или образовательных центрах.
1. Внутришкольная профилизация, выбор которой предполагает, что школа будет опираться исключительно на собственные ресурсы:
а) монопрофильная школа старшей ступени, реализующая одно направление обучения с учетом материально-технического состояния, кадрового состава и учебно-методического обеспечения.
б) полипрофильная школа старшей ступени, реализующая обучение по нескольким направлениям. Наличие нескольких классов в параллели дает возможность сформировать профильные классы, максимально учитывая запросы учащихся.
в) профильные классы в общеобразовательной школе, специализированной школе для одаренных детей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями.
2. Ресурсный центр. Ресурсный центр — организация образования, обладающая достаточным материальным и кадровым потенциалом, ресурсы которого используются другими школами для проведения профильного обучения. При реализации этой формы происходит объединение нескольких организаций среднего общего образования вокруг наиболее сильной организации образования, обладающей соответствующими ресурсами и инфраструктурой для осуществления качественного профильного обучения учащихся школ региона. В рамках данной формы учащиеся нескольких организаций среднего общего образования осваивают профилирующие и элективные курсы, включенные в образовательные программы ресурсного центра. Ресурсные центры могут быть организованы при школах, вузах, колледжах или образовательных центрах.
Реформы образования происходят сегодня в большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века в конкуренции государств определяющим будет уровень образования, науки, культуры, создание условий для реализации и развития прогрессивных технологий. Важная роль при этом отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
В странах Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии, Дании) все учащиеся с 1-го по 6-й класс основной общеобразовательной школы формально получают одинаковую подготовку. К 7-му классу ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощённому учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.
Теория и практика дифференцированного обучения в США имеют давнюю историю. Его возникновение и последующее развитие отличаются определённым своеобразием по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами. Уже на рубеже XIX—XX веков в силу особенностей экономических, политических и социальных факторов обучение в американской школе в соответствии с законами большинства штатов стало обязательным для подростков 14—17 лет. Законодательные акты стимулировали значительный и постоянный рост школьных контингентов. Однако на каком-то этапе увеличение количества выпускников школ стало превышать экономические, политические и социальные потребности общественного развития; в США начались поиски путей ограничения образования некоторых групп учащихся определёнными рамками. Выход был найден в создании единой «всеохватывающей» школы, внутри которой учащиеся должны обучаться по различным учебным направлениям (потокам).
В странах Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии, Дании) все учащиеся с 1-го по 6-й класс основной общеобразовательной школы формально получают одинаковую подготовку. К 7-му классу ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощённому учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.
Теория и практика дифференцированного обучения в США имеют давнюю историю. Его возникновение и последующее развитие отличаются определённым своеобразием по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами. Уже на рубеже XIX—XX веков в силу особенностей экономических, политических и социальных факторов обучение в американской школе в соответствии с законами большинства штатов стало обязательным для подростков 14—17 лет. Законодательные акты стимулировали значительный и постоянный рост школьных контингентов. Однако на каком-то этапе увеличение количества выпускников школ стало превышать экономические, политические и социальные потребности общественного развития; в США начались поиски путей ограничения образования некоторых групп учащихся определёнными рамками. Выход был найден в создании единой «всеохватывающей» школы, внутри которой учащиеся должны обучаться по различным учебным направлениям (потокам).
Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и на разнообразие вариантов личностного развития, можно обнаружить общую стабилизацию личности в этот период, начавшийся с формирования Я-концепции на границе подросткового и старшего школьного возрастов. У старшеклассников в большей степени, чем у подростков, развито самоуважение, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль над своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Юноши и девушки в 16—17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Обостряется интерес к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Мышление старшеклассников отличается довольно высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Юный человек ищет четких, определенных ответов, и в своих взглядах он категоричен, недостаточно гибок, проявляет юношеский максимализм. Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Однако не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. По мнению Э. Эриксона, в юности необходим мировоззренческий выбор. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Обостряется интерес к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Мышление старшеклассников отличается довольно высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Юный человек ищет четких, определенных ответов, и в своих взглядах он категоричен, недостаточно гибок, проявляет юношеский максимализм. Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Однако не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. По мнению Э. Эриксона, в юности необходим мировоззренческий выбор. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.