Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук.
Понятие «воспитание» - это формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по мнению Н.М. Таланчука, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.»
Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».
Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Содержание воспитательного процесса. Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.
Понятие «воспитание» - это формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по мнению Н.М. Таланчука, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.»
Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».
Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Содержание воспитательного процесса. Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.
В концепции воспитания - целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Воспитательные задачи:
1) формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
2) формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;
3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
4) развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности;
5)формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Принципы воспитательного процесса.
а) личностный подход в воспитании: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
Воспитательные задачи:
1) формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
2) формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;
3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
4) развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности;
5)формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Принципы воспитательного процесса.
а) личностный подход в воспитании: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
В конце 70 — начале 80-х гг. на арену общественно-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. "Творчество учителя — творчество ученика" — таков их девиз. Увлеченность свои предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики участвовали в учебном труде, любовь к детям, уважение к личности ребенка с того самого дня, когда он переступил порог школы — это то, что отличает настоящего учителя.
Издательство "Педагогика" с 1979 г. стало выпускать серию "Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки". В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В.Ф.Шаталова, Е.И. Ильина, С.И. Лысенковой, Ш. Амонашвили, И. П. Волкова.
Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам.
Индивидуальный подход В. Ф. Шаталова рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной, увлеченной и творческой работы. Шаталов борется за избавление детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использует такие приемы: объясняет учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала, ученики отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначально решают те же задачи, которые рассматривались на уроке — в результате даже "слабые", но желающие учиться ученики могут добиться успеха. По мере освоения материала учебной темы, ученики имеют право творчески выбирать любые задания из набора предложенных, находить свои творческие варианты решения, при проверке исправляются ошибки, но оценки не ставятся. Оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником.
Издательство "Педагогика" с 1979 г. стало выпускать серию "Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки". В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В.Ф.Шаталова, Е.И. Ильина, С.И. Лысенковой, Ш. Амонашвили, И. П. Волкова.
Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам.
Индивидуальный подход В. Ф. Шаталова рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной, увлеченной и творческой работы. Шаталов борется за избавление детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использует такие приемы: объясняет учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала, ученики отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначально решают те же задачи, которые рассматривались на уроке — в результате даже "слабые", но желающие учиться ученики могут добиться успеха. По мере освоения материала учебной темы, ученики имеют право творчески выбирать любые задания из набора предложенных, находить свои творческие варианты решения, при проверке исправляются ошибки, но оценки не ставятся. Оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником.
В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: " Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях". Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, "духа времени", специфики культуры и передовых общественных идеалов определенного социума в конкретно-исторический период. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному Труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость науки и школы от религии, выступал против руководящей роли духовенства в школе.
Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга "высказать смелое слово истины" против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.)
Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга "высказать смелое слово истины" против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.)
Потребность в передаче опыта и воспитании в членах коллектива таких качеств, как чувства верности интересам племени, подчинении интересов личности интересам общества, сформировалась уже на заре человечества. Примерно около 400 тысяч лет назад, когда, по оценкам историков и биологов, закончилась эпоха палеолита, в основном завершился и процесс антропосоциогенеза, т. е. процесс формирования всех видов рода Человек (Homo). Передача традиций, опыта, обычаев, норм поведения в быту и религии была актуальной во все времена. В этом смысле можно считать, что профессия педагога входит в минимальное число, возможное тройку самых древнейших профессий человечества.
В первобытном обществе важное место в процессах воспитания и передачи опыта занимали имитационные и игровые типы поведения. Существенное место в процессах имитационного обучения занимало игровое поведение, а также различные ритуалы, в том числе танцы и религиозные действа, связанные с подчеркнутым, многократным повторением стилизованных элементов охоты, ухаживания, рыбной ловли и других видов полезной деятельности.
В первобытном обществе важное место в процессах воспитания и передачи опыта занимали имитационные и игровые типы поведения. Существенное место в процессах имитационного обучения занимало игровое поведение, а также различные ритуалы, в том числе танцы и религиозные действа, связанные с подчеркнутым, многократным повторением стилизованных элементов охоты, ухаживания, рыбной ловли и других видов полезной деятельности.
Педагогика имеет очень обширные и прочные связи с различными областями человеческих знаний. В течение всего своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. Одни взаимосвязи возникли давно, еще на этапе выделения педагогики в самостоятельную науку, другие являются более поздними образованиями. Прежде всего, сложились связи с философией и психологией, которые и сегодня играют важную роль в развитии педагогической теории и практики.
К числу наиболее продуктивных факторов процесса педагогической науки следует отнести ее взаимосвязь с философией, в которой педагогика находит опорные методологические положения: философские категории необходимости и случайности, общего, одиночного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие силы, законы материалистической диалектики и др. Кроме того, педагогическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогической концепции.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Прежде всего, у них общий предмет изучения. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, обучение, развитие детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Кроме того, обе науки имеют сходные показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Наблюдается взаимосвязь и в методах исследований педагогики и психологии. Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология и другие отрасли психологического знания.
К числу наиболее продуктивных факторов процесса педагогической науки следует отнести ее взаимосвязь с философией, в которой педагогика находит опорные методологические положения: философские категории необходимости и случайности, общего, одиночного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие силы, законы материалистической диалектики и др. Кроме того, педагогическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогической концепции.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Прежде всего, у них общий предмет изучения. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, обучение, развитие детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Кроме того, обе науки имеют сходные показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Наблюдается взаимосвязь и в методах исследований педагогики и психологии. Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология и другие отрасли психологического знания.
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании — в целенаправленной передаче им опыта человечества.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Оформление педагогики в административную науку большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его известный труд “Великая дидактика” до сих пор остается интересным и поучительным для педагогов. Большинство сформированных им принципов, методов и форм организации педагогического процесса составляют ядро современных педагогических систем.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Оформление педагогики в административную науку большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его известный труд “Великая дидактика” до сих пор остается интересным и поучительным для педагогов. Большинство сформированных им принципов, методов и форм организации педагогического процесса составляют ядро современных педагогических систем.
Успех реализации различных курсов по граждановедению для школьников зависит от того, насколько атмосфера школьной жизни, сам образовательный процесс, взаимоотношения учителей и учеников, нормы и правила школьной жизни будут демократичными по существу и основываться на правах и обязанностях всех участников образовательного процесса. Именно поэтому наиболее эффективным способом реализации гражданского образования школьников является создание в учебном заведении открытой воспитательной системы – сообщества, построенного на принципах демократии, с развитым общественным мнением и внутришкольным самоуправлением, разрабатывающим собственные законы. Первые опыты реализации институционального подхода в гражданском образовании относятся к концу ХIХ – началу ХХ вв. Наиболее известными являются Бруклинская школа, «справедливое сообщество» Лоуренса Кольберга, отдельные положения чикагской лабораторной школы Дж.Дьюи, коммунарская деятельность А.С.Макаренко.
Ярким примером реализации гражданского образования школьников в отечественной практике в советский период стал опыт В.А.Сухомлинского; в 80 – 90-е годы ХХ века – опыт деятельности учебных заведений нового типа – авторских школ, лицеев, гимназий. Среди авторских российских проектов, успешно работающих по проблемам гражданского образования учащихся, особое место занимают московские школы № 825 (директор В.А.Караковский) и № 734 (директор А.Н.Тубельский).
Ярким примером реализации гражданского образования школьников в отечественной практике в советский период стал опыт В.А.Сухомлинского; в 80 – 90-е годы ХХ века – опыт деятельности учебных заведений нового типа – авторских школ, лицеев, гимназий. Среди авторских российских проектов, успешно работающих по проблемам гражданского образования учащихся, особое место занимают московские школы № 825 (директор В.А.Караковский) и № 734 (директор А.Н.Тубельский).
Социальные причины актуализации гражданского образования в Беларуси:
§ кризис прежней системы ценностей, смена идеологии, которая потребовала популяризации демократических ценностей и формирования позитивного отношения у старшеклассников к правительству, органам власти, а также повышения интереса учащихся к политическому участию в делах своей страны,
§ появление различных форм социальной нестабильности (безработица, высокий уровень инфляции), углубившееся в обществе расслоение по материальному признаку,
§ обновление механизма социальной защиты белорусских граждан,
§ ослабление роли семьи, а также утрата многими семьями, особенно с низким материальным достатком, общественных ориентаций,
§ повышенное внимание в учебно-воспитательном процессе школы к правам человека в ущерб вопросу исполнения гражданских обязанностей,
§ увеличением количества детей с неопределенным социальным статусом (беспризорные, беженцы, иммигранты и т.п.).
§ кризис прежней системы ценностей, смена идеологии, которая потребовала популяризации демократических ценностей и формирования позитивного отношения у старшеклассников к правительству, органам власти, а также повышения интереса учащихся к политическому участию в делах своей страны,
§ появление различных форм социальной нестабильности (безработица, высокий уровень инфляции), углубившееся в обществе расслоение по материальному признаку,
§ обновление механизма социальной защиты белорусских граждан,
§ ослабление роли семьи, а также утрата многими семьями, особенно с низким материальным достатком, общественных ориентаций,
§ повышенное внимание в учебно-воспитательном процессе школы к правам человека в ущерб вопросу исполнения гражданских обязанностей,
§ увеличением количества детей с неопределенным социальным статусом (беспризорные, беженцы, иммигранты и т.п.).
Содержание и формы гражданского образования имеют конкретно-исторический характер. На развитие гражданского образования определяющее влияние оказывает динамика общественно-политической жизни: смена общественно-экономических формаций, политических режимов, правящих партий, форм государственного управления и пр. Своего расцвета гражданское образование достигает в демократическом обществе, когда гражданское образование реализуется в системе (представляет собой блок из нескольких обязательных учебных дисциплин, изучаемых на протяжении всего периода обучения в школе), характеризуется максимальным разнообразием форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В своем становлении гражданское образование прошло несколько этапов.
Еще Аристотель рассматривал воспитание как средство укрепления государства, а в эпоху античности все образование по своей сути было гражданским, т.е. содержание, формы и методы образовательной деятельности в этот период были направлены исключительно на формирование гражданина античного государства. Истоком современного гражданского образования принято считать введение во Франции в конце ХIХ века обязательного учебного предмета гражданское воспитание.
Еще Аристотель рассматривал воспитание как средство укрепления государства, а в эпоху античности все образование по своей сути было гражданским, т.е. содержание, формы и методы образовательной деятельности в этот период были направлены исключительно на формирование гражданина античного государства. Истоком современного гражданского образования принято считать введение во Франции в конце ХIХ века обязательного учебного предмета гражданское воспитание.
Гражданин – это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отношений: личность – государство, государственные структуры, личность – общество, общественные институты, личность – другие граждане. Посредством этих отношений личность принимает нравственно-правовые нормы, действует в социуме, осознанно и ответственно реализует свои права, обязанности и свободы в процессе жизнедеятельности. Современная трактовка данного понятия существенно отличается от представлений о сущности гражданина в ХХ веке. Если в советский период акцент делался на подчиненности личных интересов государственным, а вся воспитательно-образовательная деятельность школы строилась с учетом «полезности» личности для общества, то сегодня ставится задача по формированию «человека – гражданина мира без потери национальных корней», способного к самореализации в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального мира.
Педагогическая деятельность по формированию гражданина охватывает все уровни учебно-воспитательного процесса современной школы и составляет сущность гражданского воспитания школьников, которое осуществляется средствами внеклассной и внешкольной работы и через содержание учебного материала при реализации воспитывающей функции обучения.
В современных условиях гражданское воспитание учащихся как направление воспитательной работы школы дополняется демократическим гражданским образованием (обучением для демократии) – специально организованной урочной деятельностью, направленной на освоение школьником социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения (гражданскими компетенциями).
Педагогическая деятельность по формированию гражданина охватывает все уровни учебно-воспитательного процесса современной школы и составляет сущность гражданского воспитания школьников, которое осуществляется средствами внеклассной и внешкольной работы и через содержание учебного материала при реализации воспитывающей функции обучения.
В современных условиях гражданское воспитание учащихся как направление воспитательной работы школы дополняется демократическим гражданским образованием (обучением для демократии) – специально организованной урочной деятельностью, направленной на освоение школьником социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения (гражданскими компетенциями).
Генеральной Ассамблеей ООН 2001-2010 годы провозглашены Международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты. В соответствии с принятой на 53 сессии резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН идеи ненасилия и культуры мира становятся одними из ведущих при организации воспитательной деятельности в учебных заведениях, а педагогика мира является одним из активно развивающихся направлений педагогики.
Проблемы разработки концептуальных основ культуры и педагогики мира, а также их внедрения в образовательную практику были широко освещены в рамках Европейского проекта «Учимся и учим культуре мира». В проекте в 1997-1999 г.г. участвовали ряд школ и внешкольных воспитательных учреждений Беларуси и России, среди них педагогическая гимназия №3 г. Минска, Национальный центр творчества детей и молодежи министерства образования Республики Беларусь, школа – лицей №130 г. Минска, Браславская гимназия, комплекс внешкольной работы «Золак», Академия последипломного образования Республики Беларусь, Детский сад №85, средние школы №292, №459 Санкт Петербурга, средняя школа №321 г. Москвы, Костромской педагогический университет, Центр творчества юных Костромской области и др.
Полезным и интересным является опыт гимназии № 5 г. Минска по организации учебной и внеурочной деятельности гимназистов, направленной на воспитание у них основ культуры мира, которая осуществляется в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни». Целью внедрения этой программы в образовательный процесс гимназии выступают поддержание здоровья школьников, более эффективное общее развитие личности учеников посредством их приобщения к самым разнообразным видам социально-значимой работы, научно-исследовательской деятельности на основе их собственного выбора и личностного самоопределения.
Проблемы разработки концептуальных основ культуры и педагогики мира, а также их внедрения в образовательную практику были широко освещены в рамках Европейского проекта «Учимся и учим культуре мира». В проекте в 1997-1999 г.г. участвовали ряд школ и внешкольных воспитательных учреждений Беларуси и России, среди них педагогическая гимназия №3 г. Минска, Национальный центр творчества детей и молодежи министерства образования Республики Беларусь, школа – лицей №130 г. Минска, Браславская гимназия, комплекс внешкольной работы «Золак», Академия последипломного образования Республики Беларусь, Детский сад №85, средние школы №292, №459 Санкт Петербурга, средняя школа №321 г. Москвы, Костромской педагогический университет, Центр творчества юных Костромской области и др.
Полезным и интересным является опыт гимназии № 5 г. Минска по организации учебной и внеурочной деятельности гимназистов, направленной на воспитание у них основ культуры мира, которая осуществляется в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни». Целью внедрения этой программы в образовательный процесс гимназии выступают поддержание здоровья школьников, более эффективное общее развитие личности учеников посредством их приобщения к самым разнообразным видам социально-значимой работы, научно-исследовательской деятельности на основе их собственного выбора и личностного самоопределения.