Социальные причины актуализации гражданского образования в Беларуси:
§ кризис прежней системы ценностей, смена идеологии, которая потребовала популяризации демократических ценностей и формирования позитивного отношения у старшеклассников к правительству, органам власти, а также повышения интереса учащихся к политическому участию в делах своей страны,
§ появление различных форм социальной нестабильности (безработица, высокий уровень инфляции), углубившееся в обществе расслоение по материальному признаку,
§ обновление механизма социальной защиты белорусских граждан,
§ ослабление роли семьи, а также утрата многими семьями, особенно с низким материальным достатком, общественных ориентаций,
§ повышенное внимание в учебно-воспитательном процессе школы к правам человека в ущерб вопросу исполнения гражданских обязанностей,
§ увеличением количества детей с неопределенным социальным статусом (беспризорные, беженцы, иммигранты и т.п.).
Педагогическими условиями реализации гражданского образования в Республике Беларусь являются смена образовательной парадигмы, гуманизация и гуманитаризация образования, внедрение новых развивающих образовательных технологий.
Содержание гражданского образования в школах нашей страны разрабатывается в трех относительно самостоятельных направлениях:
§ образование в области прав человека (спецкурсы «Права ребенка» (V – IХ классы), «Права человека» (Х – ХI классы)),
§ обществознание (совокупность правовых, культурологических, политологических, социологических, знаний в учебном предмете «Граждановедение»),
§ практический курс по формированию навыков социального взаимодействия и социальной коммуникации.
В Беларуси проблемы гражданского образования разрабатываются несколькими образовательными центрами Минска, в Брестском государственном университете, а также в Республиканском институте высшей школы БГУ, существует подобная программа в Гомельской области, работает Городской информационный центр по правам ребенка в г. Барановичи.
В целом, предпринят ряд шагов по развитию гражданского образования. Так, с 1995 г. во всех средних общеобразовательных учреждениях введен 10-часовой курс «Права ребенка», издано 10 учебных пособий и методических рекомендаций для педагогов по данной проблеме. В 1999 году принят и реализуется Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 – 2004 гг.
В школах республики гражданское образование осуществляется по так называемой «расчлененной» модели (через цикл обществоведческих дисциплин либо через междисциплинарный модуль, концентрирующий в себе специфический круг проблем). Это означает, что каждая из гуманитарных дисциплин (литература, языки, мировая художественная культура) становится средством формирования гражданина, этот процесс продолжается и во внеклассной работе. Таким образом, гражданское образование в средних учебных заведениях Беларуси осуществляют:
учителя истории и обществоведения (через предмет «Граждановедение»),
учителя-предметники других гуманитарных дисциплин (например, через факультативы по английскому языку или спецкурсы по русской литературе),
классные руководители (через спецкурсы «Права ребенка» и «Права человека», а также через внеклассную работу).
Гражданское образование школьников в Беларуси до сих пор не завершило свое становление, не определены окончательно его границы и цели. Анализ практики и социального запроса позволяет считать первоочередными направлениями в развитии гражданского образования формирование у школьников социальной компетентности и первичной социально-экономической и правовой грамотности, собственной гражданской позиции и умения критически оценивать реальность.
§ кризис прежней системы ценностей, смена идеологии, которая потребовала популяризации демократических ценностей и формирования позитивного отношения у старшеклассников к правительству, органам власти, а также повышения интереса учащихся к политическому участию в делах своей страны,
§ появление различных форм социальной нестабильности (безработица, высокий уровень инфляции), углубившееся в обществе расслоение по материальному признаку,
§ обновление механизма социальной защиты белорусских граждан,
§ ослабление роли семьи, а также утрата многими семьями, особенно с низким материальным достатком, общественных ориентаций,
§ повышенное внимание в учебно-воспитательном процессе школы к правам человека в ущерб вопросу исполнения гражданских обязанностей,
§ увеличением количества детей с неопределенным социальным статусом (беспризорные, беженцы, иммигранты и т.п.).
Педагогическими условиями реализации гражданского образования в Республике Беларусь являются смена образовательной парадигмы, гуманизация и гуманитаризация образования, внедрение новых развивающих образовательных технологий.
Содержание гражданского образования в школах нашей страны разрабатывается в трех относительно самостоятельных направлениях:
§ образование в области прав человека (спецкурсы «Права ребенка» (V – IХ классы), «Права человека» (Х – ХI классы)),
§ обществознание (совокупность правовых, культурологических, политологических, социологических, знаний в учебном предмете «Граждановедение»),
§ практический курс по формированию навыков социального взаимодействия и социальной коммуникации.
В Беларуси проблемы гражданского образования разрабатываются несколькими образовательными центрами Минска, в Брестском государственном университете, а также в Республиканском институте высшей школы БГУ, существует подобная программа в Гомельской области, работает Городской информационный центр по правам ребенка в г. Барановичи.
В целом, предпринят ряд шагов по развитию гражданского образования. Так, с 1995 г. во всех средних общеобразовательных учреждениях введен 10-часовой курс «Права ребенка», издано 10 учебных пособий и методических рекомендаций для педагогов по данной проблеме. В 1999 году принят и реализуется Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 – 2004 гг.
В школах республики гражданское образование осуществляется по так называемой «расчлененной» модели (через цикл обществоведческих дисциплин либо через междисциплинарный модуль, концентрирующий в себе специфический круг проблем). Это означает, что каждая из гуманитарных дисциплин (литература, языки, мировая художественная культура) становится средством формирования гражданина, этот процесс продолжается и во внеклассной работе. Таким образом, гражданское образование в средних учебных заведениях Беларуси осуществляют:
учителя истории и обществоведения (через предмет «Граждановедение»),
учителя-предметники других гуманитарных дисциплин (например, через факультативы по английскому языку или спецкурсы по русской литературе),
классные руководители (через спецкурсы «Права ребенка» и «Права человека», а также через внеклассную работу).
Гражданское образование школьников в Беларуси до сих пор не завершило свое становление, не определены окончательно его границы и цели. Анализ практики и социального запроса позволяет считать первоочередными направлениями в развитии гражданского образования формирование у школьников социальной компетентности и первичной социально-экономической и правовой грамотности, собственной гражданской позиции и умения критически оценивать реальность.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи