Педагогика имеет очень обширные и прочные связи с различными областями человеческих знаний. В течение всего своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. Одни взаимосвязи возникли давно, еще на этапе выделения педагогики в самостоятельную науку, другие являются более поздними образованиями. Прежде всего, сложились связи с философией и психологией, которые и сегодня играют важную роль в развитии педагогической теории и практики.
К числу наиболее продуктивных факторов процесса педагогической науки следует отнести ее взаимосвязь с философией, в которой педагогика находит опорные методологические положения: философские категории необходимости и случайности, общего, одиночного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие силы, законы материалистической диалектики и др. Кроме того, педагогическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогической концепции.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Прежде всего, у них общий предмет изучения. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, обучение, развитие детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Кроме того, обе науки имеют сходные показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Наблюдается взаимосвязь и в методах исследований педагогики и психологии. Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология и другие отрасли психологического знания.
Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономическое образование.
Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выделить следующие их формы:
1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
2) творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
3) участие педагогики в комплексных исследованиях человека;
4) применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в других науках, и др.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
1) история педагогики, исследующая педагогические категории как конкретно-исторические явления;
2) общая педагогика, изучающая общие закономерности обучения, образования, воспитания и развития человека;
3) возрастная педагогика (дошкольная, школьная, вузовская, педагогика взрослых), рассматривающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
4) социальная педагогика (семейная педагогика, социальная работа), предметом которой является влияние социальных факторов на формирование и развитие личности;
5) коррекционная педагогика (сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих, тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих, олигофренопедагогика – обучение и воспитание детей умственно отсталых и с задержками умственного развития, логопедагогика – обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
6) превентивная педагогика, направленная на предупреждение и преодоление отклонений в поведении людей;
7) отраслевая педагогика (военная, космическая, производственная, юридическая и др.);
8) частные методы – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения и преподавания отдельных учебных предметов.
Как известно, процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, зарубежная педагогика, педагогика дисциплины, педагогика досуга, и др.
К числу наиболее продуктивных факторов процесса педагогической науки следует отнести ее взаимосвязь с философией, в которой педагогика находит опорные методологические положения: философские категории необходимости и случайности, общего, одиночного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие силы, законы материалистической диалектики и др. Кроме того, педагогическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогической концепции.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Прежде всего, у них общий предмет изучения. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, обучение, развитие детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Кроме того, обе науки имеют сходные показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Наблюдается взаимосвязь и в методах исследований педагогики и психологии. Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология и другие отрасли психологического знания.
Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономическое образование.
Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выделить следующие их формы:
1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
2) творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
3) участие педагогики в комплексных исследованиях человека;
4) применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в других науках, и др.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
1) история педагогики, исследующая педагогические категории как конкретно-исторические явления;
2) общая педагогика, изучающая общие закономерности обучения, образования, воспитания и развития человека;
3) возрастная педагогика (дошкольная, школьная, вузовская, педагогика взрослых), рассматривающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
4) социальная педагогика (семейная педагогика, социальная работа), предметом которой является влияние социальных факторов на формирование и развитие личности;
5) коррекционная педагогика (сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих, тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих, олигофренопедагогика – обучение и воспитание детей умственно отсталых и с задержками умственного развития, логопедагогика – обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
6) превентивная педагогика, направленная на предупреждение и преодоление отклонений в поведении людей;
7) отраслевая педагогика (военная, космическая, производственная, юридическая и др.);
8) частные методы – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения и преподавания отдельных учебных предметов.
Как известно, процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, зарубежная педагогика, педагогика дисциплины, педагогика досуга, и др.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи