Генеральной Ассамблеей ООН 2001-2010 годы провозглашены Международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты. В соответствии с принятой на 53 сессии резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН идеи ненасилия и культуры мира становятся одними из ведущих при организации воспитательной деятельности в учебных заведениях, а педагогика мира является одним из активно развивающихся направлений педагогики.
Проблемы разработки концептуальных основ культуры и педагогики мира, а также их внедрения в образовательную практику были широко освещены в рамках Европейского проекта «Учимся и учим культуре мира». В проекте в 1997-1999 г.г. участвовали ряд школ и внешкольных воспитательных учреждений Беларуси и России, среди них педагогическая гимназия №3 г. Минска, Национальный центр творчества детей и молодежи министерства образования Республики Беларусь, школа – лицей №130 г. Минска, Браславская гимназия, комплекс внешкольной работы «Золак», Академия последипломного образования Республики Беларусь, Детский сад №85, средние школы №292, №459 Санкт Петербурга, средняя школа №321 г. Москвы, Костромской педагогический университет, Центр творчества юных Костромской области и др.
Полезным и интересным является опыт гимназии № 5 г. Минска по организации учебной и внеурочной деятельности гимназистов, направленной на воспитание у них основ культуры мира, которая осуществляется в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни». Целью внедрения этой программы в образовательный процесс гимназии выступают поддержание здоровья школьников, более эффективное общее развитие личности учеников посредством их приобщения к самым разнообразным видам социально-значимой работы, научно-исследовательской деятельности на основе их собственного выбора и личностного самоопределения.
Основными направлениями совместной деятельности освобожденных классных воспитателей, учителей-предметников, социальных педагогов, психологов по реализации данной программы являются: санитарно-гигиеническое просвещение учащихся и родителей; нравственно-половое воспитание школьников; создание в школе условий для социально-психологического комфорта и защищенности учащихся; обеспечение безопасной жизнедеятельности детей; физическое оздоровление школьников; формирование мотивов к самооздоровлению. В результате организации учебно-воспитательной деятельности школьников по этим направлениям они получают не только знания о глобальных проблемах, но и умения разрешать многие из них на локальном уровне, например, знания о способах осуществления здорового образа жизни, знания о репродуктивном здоровье, охране и защите природы, умения организации продуктивного, бесконфликтного общения и д.р.
В рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни», реализуемой в гимназии, разработана технология валеологически обоснованного урока, компонентами которого являются: выполнение учителем санитарно-гигиенических требований; создание комфортного микроклимата на уроке; разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя учет состояния здоровья ученика, степени его утомления и тревожности, уровня развития интеллектуальных способностей, величину предельной умственной нагрузки на уроке, рациональную организацию труда и отдыха учащегося. Особое внимание уделяется учителями построению в педагогическом процессе развивающей среды, направленной на эффективное развитие личности ученика в соответствии с ее потребностями интересами и возможностями, формирование у школьников не только знаний, умений о репродуктивном здоровье, экологически чистой среде, но и о соответствующих способах осуществления здорового образа жизни, охраны и защиты природы, продуктивного общения и д.р. Например, для гимназистов организован факультатив «Валеология для V-VIII классов», в рамках которого рассматриваются вопросы рационального питания, режима дня, соблюдения правил личной гигиены, влияния экологии и пагубных привычек на здоровье человека, оздоровление лекарственными растениями.
В рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни» учащимися проводятся научные исследования по проблемам поддержания здоровья и здорового образа жизни, а именно, «Наркомания, как одна из актуальных проблем в мире», «Здоровый образ жизни как фактор экономического развития Республики Беларусь», «Анализ заболеваемости населения г. Минска» и т.д. Результаты этих исследований докладываются и обобщаются на научно-практических конференциях и олимпиадах школьников, что, как показывает опыт, содействует формированию у гимназистов умений ставить цели исследования, создавать и реализовать проекты деятельности, анализировать результаты и прогнозировать последствия деятельности человека. Данные умения и способы рефлексивного, критического мышления, сформированные эмоциональные установки могут быть использованы школьниками для разрешения любой проблемы, в том числе и социально-личностного характера.
Таким образом, можно утверждать, что включение в учебный процесс идей здорового образа жизни способствует предупреждению вовлечению гимназистов в сферу негативного влияния окружающего социума.
В минской гимназии №5 в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни» действует орган ученического самоуправления «ШЕДКО», занимающийся организацией спортивно-туристических мероприятий, развлекательных праздничных программ, экологическим просвещением гимназистов, различных дискуссионных клубов, в которых учащиеся осваивают идеи, принципы и ценности здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, благополучной и счастливой семейной жизни, бесконфликтного межличностного общения.
При осуществлении учебно-воспитательного процесса большая роль отводится эстетическому воспитанию подростков и развитию у них художественного вкуса. Так, в гимназии работает кафедра эстетического воспитания, которая разрабатывает программы по художественно-эстетическому воспитанию школьников и проводит мастерские по изобразительному искусству, лепке, музыке. В гимназии также действует танцевальная, хоровая, театрально-музыкальные студии, спортивно-оздоровительный комплекс (спортивный и тренажерный залы, зал аэробики, стадион, гимнастический городок, волейбольная и баскетбольная площадки и т.д.)
Результаты промежуточных исследований показывают, что около 80% гимназистов с интересом посещают секции, кружки или спецкурсы на базе гимназии. В результате проводимой воспитательной превентивной работы у учащихся формируется эмоциональная и потребностно-мотивационная сфера, установки на общечеловеческие ценности (гуманизм, семья, здоровье, любовь, труд и т.д.) и личностное саморазвитие; умения рефлексии; критическое мышление, что в свою очередь способствует разрешению учащимися социальных проблем, осуществлению продуктивного и бесконфликтного общения и поведения.
Опыт работы гимназии №5 г. Минска позволил выделить следующие организационно-педагогические условия, способствующие осуществлению эффективной воспитательной работы со школьниками:
§ открытость образовательного процесса, которая предполагает тесное сотрудничество между учителями, учениками, родителями, учреждениями здравоохранения, общественными организациями и учет всех факторов социализации личности подростка;
§ целесообразное сочетание учебной и внеурочной деятельности, направленной на формирование у учащихся ценностей и потребностей в сохранении здоровья, самореализации и самосовершенствовании;
§ включение в учебные планы школы спецкурсов и факультативов по валеологии, а в содержание учебных предметов – принципов здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, охраны и защиты окружающей среды и д.р.;
§ использование в учебном процессе школы развивающих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания школьников, которые содействуют деятельностному освоению учащимися принципов здорового образа жизни, формированию у них умений организовывать собственную деятельность как учебную, так и внешкольную, разрешать возникающие проблемы собственной жизнедеятельности;
§ оказание своевременной социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки подростков, попавшим в различные стрессовые ситуации;
§ осуществление учителями родителями, психологами, социальными педагогами диагностической деятельности по выявлению и предотвращению привлечения школьников к наркотической зависимости.
Проблемы разработки концептуальных основ культуры и педагогики мира, а также их внедрения в образовательную практику были широко освещены в рамках Европейского проекта «Учимся и учим культуре мира». В проекте в 1997-1999 г.г. участвовали ряд школ и внешкольных воспитательных учреждений Беларуси и России, среди них педагогическая гимназия №3 г. Минска, Национальный центр творчества детей и молодежи министерства образования Республики Беларусь, школа – лицей №130 г. Минска, Браславская гимназия, комплекс внешкольной работы «Золак», Академия последипломного образования Республики Беларусь, Детский сад №85, средние школы №292, №459 Санкт Петербурга, средняя школа №321 г. Москвы, Костромской педагогический университет, Центр творчества юных Костромской области и др.
Полезным и интересным является опыт гимназии № 5 г. Минска по организации учебной и внеурочной деятельности гимназистов, направленной на воспитание у них основ культуры мира, которая осуществляется в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни». Целью внедрения этой программы в образовательный процесс гимназии выступают поддержание здоровья школьников, более эффективное общее развитие личности учеников посредством их приобщения к самым разнообразным видам социально-значимой работы, научно-исследовательской деятельности на основе их собственного выбора и личностного самоопределения.
Основными направлениями совместной деятельности освобожденных классных воспитателей, учителей-предметников, социальных педагогов, психологов по реализации данной программы являются: санитарно-гигиеническое просвещение учащихся и родителей; нравственно-половое воспитание школьников; создание в школе условий для социально-психологического комфорта и защищенности учащихся; обеспечение безопасной жизнедеятельности детей; физическое оздоровление школьников; формирование мотивов к самооздоровлению. В результате организации учебно-воспитательной деятельности школьников по этим направлениям они получают не только знания о глобальных проблемах, но и умения разрешать многие из них на локальном уровне, например, знания о способах осуществления здорового образа жизни, знания о репродуктивном здоровье, охране и защите природы, умения организации продуктивного, бесконфликтного общения и д.р.
В рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни», реализуемой в гимназии, разработана технология валеологически обоснованного урока, компонентами которого являются: выполнение учителем санитарно-гигиенических требований; создание комфортного микроклимата на уроке; разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя учет состояния здоровья ученика, степени его утомления и тревожности, уровня развития интеллектуальных способностей, величину предельной умственной нагрузки на уроке, рациональную организацию труда и отдыха учащегося. Особое внимание уделяется учителями построению в педагогическом процессе развивающей среды, направленной на эффективное развитие личности ученика в соответствии с ее потребностями интересами и возможностями, формирование у школьников не только знаний, умений о репродуктивном здоровье, экологически чистой среде, но и о соответствующих способах осуществления здорового образа жизни, охраны и защиты природы, продуктивного общения и д.р. Например, для гимназистов организован факультатив «Валеология для V-VIII классов», в рамках которого рассматриваются вопросы рационального питания, режима дня, соблюдения правил личной гигиены, влияния экологии и пагубных привычек на здоровье человека, оздоровление лекарственными растениями.
В рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни» учащимися проводятся научные исследования по проблемам поддержания здоровья и здорового образа жизни, а именно, «Наркомания, как одна из актуальных проблем в мире», «Здоровый образ жизни как фактор экономического развития Республики Беларусь», «Анализ заболеваемости населения г. Минска» и т.д. Результаты этих исследований докладываются и обобщаются на научно-практических конференциях и олимпиадах школьников, что, как показывает опыт, содействует формированию у гимназистов умений ставить цели исследования, создавать и реализовать проекты деятельности, анализировать результаты и прогнозировать последствия деятельности человека. Данные умения и способы рефлексивного, критического мышления, сформированные эмоциональные установки могут быть использованы школьниками для разрешения любой проблемы, в том числе и социально-личностного характера.
Таким образом, можно утверждать, что включение в учебный процесс идей здорового образа жизни способствует предупреждению вовлечению гимназистов в сферу негативного влияния окружающего социума.
В минской гимназии №5 в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни» действует орган ученического самоуправления «ШЕДКО», занимающийся организацией спортивно-туристических мероприятий, развлекательных праздничных программ, экологическим просвещением гимназистов, различных дискуссионных клубов, в которых учащиеся осваивают идеи, принципы и ценности здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, благополучной и счастливой семейной жизни, бесконфликтного межличностного общения.
При осуществлении учебно-воспитательного процесса большая роль отводится эстетическому воспитанию подростков и развитию у них художественного вкуса. Так, в гимназии работает кафедра эстетического воспитания, которая разрабатывает программы по художественно-эстетическому воспитанию школьников и проводит мастерские по изобразительному искусству, лепке, музыке. В гимназии также действует танцевальная, хоровая, театрально-музыкальные студии, спортивно-оздоровительный комплекс (спортивный и тренажерный залы, зал аэробики, стадион, гимнастический городок, волейбольная и баскетбольная площадки и т.д.)
Результаты промежуточных исследований показывают, что около 80% гимназистов с интересом посещают секции, кружки или спецкурсы на базе гимназии. В результате проводимой воспитательной превентивной работы у учащихся формируется эмоциональная и потребностно-мотивационная сфера, установки на общечеловеческие ценности (гуманизм, семья, здоровье, любовь, труд и т.д.) и личностное саморазвитие; умения рефлексии; критическое мышление, что в свою очередь способствует разрешению учащимися социальных проблем, осуществлению продуктивного и бесконфликтного общения и поведения.
Опыт работы гимназии №5 г. Минска позволил выделить следующие организационно-педагогические условия, способствующие осуществлению эффективной воспитательной работы со школьниками:
§ открытость образовательного процесса, которая предполагает тесное сотрудничество между учителями, учениками, родителями, учреждениями здравоохранения, общественными организациями и учет всех факторов социализации личности подростка;
§ целесообразное сочетание учебной и внеурочной деятельности, направленной на формирование у учащихся ценностей и потребностей в сохранении здоровья, самореализации и самосовершенствовании;
§ включение в учебные планы школы спецкурсов и факультативов по валеологии, а в содержание учебных предметов – принципов здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, охраны и защиты окружающей среды и д.р.;
§ использование в учебном процессе школы развивающих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания школьников, которые содействуют деятельностному освоению учащимися принципов здорового образа жизни, формированию у них умений организовывать собственную деятельность как учебную, так и внешкольную, разрешать возникающие проблемы собственной жизнедеятельности;
§ оказание своевременной социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки подростков, попавшим в различные стрессовые ситуации;
§ осуществление учителями родителями, психологами, социальными педагогами диагностической деятельности по выявлению и предотвращению привлечения школьников к наркотической зависимости.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи