Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Гражданин – это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отношений: личность – государство, государственные структуры, личность – общество, общественные институты, личность – другие граждане. Посредством этих отношений личность принимает нравственно-правовые нормы, действует в социуме, осознанно и ответственно реализует свои права, обязанности и свободы в процессе жизнедеятельности. Современная трактовка данного понятия существенно отличается от представлений о сущности гражданина в ХХ веке. Если в советский период акцент делался на подчиненности личных интересов государственным, а вся воспитательно-образовательная деятельность школы строилась с учетом «полезности» личности для общества, то сегодня ставится задача по формированию «человека – гражданина мира без потери национальных корней», способного к самореализации в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального мира.

Педагогическая деятельность по формированию гражданина охватывает все уровни учебно-воспитательного процесса современной школы и составляет сущность гражданского воспитания школьников, которое осуществляется средствами внеклассной и внешкольной работы и через содержание учебного материала при реализации воспитывающей функции обучения.

В современных условиях гражданское воспитание учащихся как направление воспитательной работы школы дополняется демократическим гражданским образованием (обучением для демократии) – специально организованной урочной деятельностью, направленной на освоение школьником социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения (гражданскими компетенциями).

Теоретическими основами гражданского образования выступают положения философии, политологии, правоведения, социологии. Гражданское образование рассматривается как условие построения демократического правового государства и фактор повышения социальной стабильности общества, его устойчивого развития.

Именно поэтому гражданское образование все чаще понимается как система или модель школьного образования, имеющая два аспекта:

1) учебный предмет – в узком смысле понятия (обучающий аспект),

2) в широком значении этого понятия – как надпредметная область деятельности школы, которая способствует воспитанию гражданских ценностей и способов поведения у всех участников образовательного процесса.

Понятие «образование» в данном случае понимается в двух смыслах: как процесс становления гражданина, включающий обучение и воспитание, и как результат этого процесса, представленный совокупностью гражданских качеств личности и гражданских компетенций. Поэтому основными составляющими гражданского образования школьников являются прямое обучение и воспитание, с одной стороны, и получение учащимися опыта демократической жизни, с другой.

Цель и задачи гражданского образования близки идеям и принципам педагогики мира, школы диалога культур, суть которых состоит в формировании у подрастающего поколения миротворческого мышления, ненасильственного стиля поведения, готовности жить и трудиться в поликультурном мире.

Гражданское образование следует отличать от гражданского воспитания, несмотря на то, что они имеют общую цель и носят конкретно-исторический характер. Гражданское воспитание, в первую очередь, направлено на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, интернационализма, толерантности, ценностного отношения к глобальным проблемам современности, к явлениям социальной жизни и общественного сознания средствами внеурочной работы.

Гражданское образование – инновационное направление педагогической практики, сущность которого состоит в обучении детей ценностям и нормам жизни в условиях правовой демократии путем формирования у подрастающего поколения гражданской культуры, гражданских качеств личности и гражданских компетенций (См. таблицу 23). Оно реализуется средствами урочной и внеурочной учебной деятельности.

Цели гражданского образования:

1. Включение школьников в освоение знаний, умений, необходимых для полноценной гражданской самореализации в демократическом обществе, формирование у них ценностно-целевых личностных установок, становление правовой и коммуникативной культуры, формирование навыков гражданского и политического участия.

2. Приобщение к ценностям демократии будущих граждан (достоинство человека, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода).

3. Приобретение будущими гражданами опыта демократической жизни.

Гражданское образование решает широкий круг задач, к которым относятся:

- подготовка подрастающего поколения к выполнению функций гражданина демократического общества – основная задача гражданского образования школьников,

- подготовка детей к участию в демократически организованной общественной жизни,

- подготовка учащихся к жизни в условиях многонационального, многоконфессионального, поликультурного общества,

- подготовка школьников к самостоятельному труду и формирование у них элементарной экономической грамотности,

- включение учащихся в органы демократического управления и самоуправления на уровне класса, школы, общественных организаций.

В педагогической практике существуют четыре равноправные модели реализации гражданского образования:

1) гражданское образование преподается как специфический учебный предмет с систематизированным социально-политическим, правовым содержанием («Я и мир», «Социальная практика», «Права человека», «Граждановедение», «Обществознание», «Человек и общество», «Основы правоведения», «Живое право», «Права на каждый день» и др.);

2) в странах Западной Европы доминирует междисциплинарный, инструментальный подход – «проникающая» модель гражданского образования, при котором в содержании всех учебных дисциплин растворены материалы по граждановедению;

3) программы по воспитанию – специально организованная поисковая и проектная внеурочная деятельность детей, имеющая специфические задачи по формированию у школьников системы гражданских ценностей, личностных качеств и т.д.

4) гражданское образование осуществляется в форме средового воспитания, предполагающего создание в школе развивающей среды или особого климата, уклада. Реализация данного институционального подхода предполагает:

§ превращение школы в открытый социальный институт,

§ создание внутришкольного правового пространства, регулируемого органами внутреннего самоуправления через систему формальных и неформальных правовых норм и традиций с учетом возможностей их постоянного обновления,

§ изучение и поддержку общественного мнения всех участников образовательного процесса школы,

§ создание атмосферы диалога разных групп участников школьной жизни, включая родителей и т.д.

Эффективность гражданского образования учащихся достигается за счет соединения соответствующего содержания с активными методами его освоения (тренинги, ОДИ, деловые игры, дискуссии, мозговой штурм, интерактивные методики и т.д.). Кроме того, в гражданском образовании широко используются методы формирования сознания личности (беседа, диспут, пример, инструктаж, разъяснение и пр.), организации и стимулирования поведения и деятельности школьников (требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание).

Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.