Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Во второй половине XVII начале XVIII веков польская шляхта и католическое духовенство вели ожесточенную борьбу против любого инакомыслия под девизом защиты религиозных основ католической веры. С целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в период реформации, римская курия организовала церковно-политическое движение – контрреформацию. Контрреформация с особым рвением вела борьбу против народных «ересей», и в первую очередь, против самых радикальных движений протестантизма и православия.
Со второй половины XVII века на территории Речи Посполитой белорусский язык все больше вытесняется и заменяется польским. В 1693 году был принят закон, который требовал, чтобы все делопроизводство в государстве осуществлялось только на польском языке. В начале XVIII века на всей территории Беларуси были закрыты братские и протестантские школы.
В больших белорусских городах король Стефан Баторий отбирал у православных общин церкви и передавал их иезуитскому ордену. В Полоцке иезуиты захватили семь православных монастырей и восемь церквей с принадлежащими им землями и собственностью. Под опекой короля иезуиты строили новые монастыри и костелы, громили и уничтожали православные и протестантские церкви, преобразовывали их в католические. В 1733 году шляхта потребовала от сейма принять закон, запрещающий детям крестьян и ремесленников получать школьное образование.
Наиболее бурно развивались католические школы. Они были представлены школами различных католических орденов. Самым действенным стал созданный в 1534 – 1540 году орден иезуитов, который возглавлял религиозный фанатик Игнатий Лойола. Используя поддержку короля, иезуиты открывали сеть школ, в которых применяли созданную ими специальную систему воспитания.
Первые иезуитские школы в Беларуси появились в конце XVI века. Это были добротные здания, хорошо оборудованные помещения, в которых работали высококвалифицированные педагогические кадры. Первое учебное заведение школу-коллегиум на территории Беларуси иезуиты открыли в 1570 году в Вильно. В 1578 году она была преобразована в иезуитскую академию, которая стала впоследствии первым университетом (1579) в Восточной Европе.
В течение XVI–XVII веков иезуиты открыли более двадцати коллегиумов на территории Беларуси. Коллегиумы состояли из двух отделений – низшего (3 класса) и высшего (5 классов). С целью привлечения к католичеству местной молодежи обучение в этих учебных заведениях велось не только на латинском, польском, но и белорусском языке. В некоторых из них также преподавали французский и немецкий языки. К белорусскому и другим славянским языкам иезуиты относились враждебно. Они всячески тормозили развитие образования в других школах. Например, Оршанские иезуиты выхлопотали себе привилегию, по которой в Орше и ее окрестностях были запрещены все школы, кроме учебных заведений ордена.
Иезуитские школы-коллегиумы низшей ступени были открыты в Полоцке (1581), Несвиже (1584), Орше и Бресте (1616), Хойниках (1622), Гродно (1625), Пинске (1638), Новогрудке (1644), Витебске (1649), Минске (1672), Слуцке (1704), Слониме (1719) и многих других белорусских городах.
Заведовал учебным заведением – ректор. Он руководил обоими отделениями. Обучение в школе велось на латинском языке. Говорить на родном языке запрещалось. Воспитанник, который случайно в присутствии свидетелей заговаривал на родном языке, подвергался унижению. На него надевали позорный знак, который он носил до тех пор, пока не предоставлялась возможность передать его другому провинившемуся товарищу.
Система воспитания в иезуитских коллегиях была суровой, подавляющая самостоятельность и волю учеников. Поведение воспитанников постоянно контролировалось. В школе были распространены слежка и доносы на товарищей по учебе. В помещениях, где жили и воспитывались учащиеся, поддерживались безупречный порядок и чистота. Физические наказания применялись крайне редко, а вместо палочной дисциплины иезуиты применяли систему поощрений и соревновательности. Отказавшись от системы механического зазубривания в иезуитских школах, широко применялись активные методы преподавания и обучения. Широко использовались публичные театрализованные представления и спектакли.
Основным стимулирующим средством воспитания считалось соревнование. Учителям рекомендовалось постоянно закреплять в сознании учащихся, что ничего не может быть почетнее, чем превосходить по знаниям своих ровесников, и наоборот, самое позорное быть обойденным своими ровесниками. Воспитанники делились на пары и контролировали друг друга. У каждого ученика был свой соперник, ловивший его на промахах. В классе сидели соответственно своим достижениям и успехам. Достойным ученикам вручали разнообразные награды, записывали на почетных досках и др. Отстающих сажали на позорные места и надевали на них унизительные знаки отличия: «ослиные уши», «дурацкие колпаки».
Несмотря на многие педагогические издержки, иезуиты впервые в педагогическую практику школы ввели систему отметок – баллы, стали делить учащихся по возрастам, проявляли заботу о физическом и нравственном воспитании учеников.
Большие требования иезуиты предъявляли к личности учителя. Они вели систематическую и хорошо организованную подготовку педагогических кадров для выполнения задач ордена. Официальные инструкции требовали подбирать на должность учителя людей, отличающихся способностями, знаниями, умением оказывать влияние на окружающих, образованных, хорошо владеющей методикой обучения. От учителя требовалось, чтобы он был хорошим оратором, умел организовать среди учеников дух соревновательности.
Наряду с иезуитами, хотя и в меньших масштабах функционировал орден базилиан, который начал свою педагогическую деятельность в Беларуси с 1617 года. При монастырях базилианами открывались монастырские школы двух типов: приготовительные и повышенные. Первые школы учили юношей элементарной грамоте, а вторые преподавали риторику, философию и богословие.
Базилианские униатские школы в основном создавались по образцу иезуитских и отличались тем, что были элементарными и давали обучение беднейшим слоям населения, в то время как иезуитские коллегиумы носили повышенных уровень преподавания и предназначались для детей магнатов, шляхты, духовенства и знати. Униатские школы были ликвидированы после разделов Речи Посполитой.
С 20-х годов XVII века на Беларуси появились школы ордена пиаров. Своим устройством они напоминали иезуитские коллегии. Пиарские школы были открыты в Витебске, Лиде, Россонах и других городах Беларуси.
Пиары открывали школы двух типов: бесплатные для детей простого населения и платные для детей из состоятельных семей. Первые пиарские школы имели семь классов. Классы носили латинское название и делили учеников на три ряда: для успевающих, менее успевающих и неуспевающих учащихся. Ученики, имеющие больше всего похвал, назывались диктаторами, а самые неуспевающие учащиеся носили позорные имена и сидели на позорной доске. В пиарских школах была установлена строгая дисциплина и даже применялись телесные наказания.
В середине XVIII века пиары провели реформу школы, в которой активное участие принял Станислав Конарский, видный польский педагог-реформатор. В 1755 году выходит его работа «Ordnationis visitationis apostolicae» («Положения апостольского визита»), где он изложил суть проводимых школьных реформ. Станислав Конарский создал учебники на польском языке, которые впоследствии заменили многие иезуитские учебники, разработал правила приема, методы преподавания, советы учителям и требования к их профессиональной подготовке. После реформы содержание обучения в пиарских школах изменилось, активно внедрялся польский язык вместо латинского, большое внимание уделялось изучению математики, естествознания, географии, всемирной истории и истории Польши.
Со второй половины XVIII века пиарские школы по уровню обучения и популярности соперничали с иезуитскими коллегиумами и ориентировались лишь на просвещение имущих слоев населения – польской шляхты. Таким образом, несмотря на некоторые прогрессивные направления в деятельности пиарских школ, они не внесли значительный вклад в просвещение простого белорусского народа.
В 1773 году в Речи Посполитой была образована Эдукационная комиссия, которая предпринята попытку осуществить прогрессивную реформу системы народного образования. Эдукационная комиссия стала первым в Европе министерством народного образования, в подчинение которого переводились все типы школ, представленные на Беларуси. Комиссия разработала план преобразований, который нашел отражение в «Уставе, предписанный комиссией народного просвещения для академий и школ Речи Посполитой».
Активное участие в работе Эдукационной комиссии принимали участие такие политические деятели, просветители и педагоги как, Иоахим Хрептович, Казимир Нарбут, Ян Снядецкий, Ян Зноско, Иероним Стройновский и др.
Согласно уставу вся территория Речи Посполитой была поделена на две провинции: Польскую и Литовскую. Литовская провинция включала в себя школы, находящиеся и на территории Беларуси. Учебные заведения должны были стать бессословными и носить светский характер. Несмотря на то, что реформа школы, предложенная Эдукационной комиссией, имела прогрессивный характер, однако она не устранила феодально-сословный принцип школьного обучения. В результате реформы была установлена трехступенчатая система народного образования, которая состояла из начальной, средней и высшей школы. Так для крестьян предназначались лишь начальные школы, а для детей шляхты – высшая и средняя школы.
Предпринимались попытки пересмотреть содержание школьного образования. В начальных школах стали уделять больше внимания чтению, письму и арифметике. Гуманитарные предметы были представлены польским и латинским языками, историей, законоведением, логикой, риторикой и др. Учителям рекомендовалось использовать наглядность, учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, опираться на принципы сознательности и активности в обучении.
Эдукационная комиссия организовала строгий контроль над деятельностью школ. Инспекторы контролировали выполнение новых программ, оценивали уровень преподавания, проверяли методы обучения и успеваемости учеников. Однако во многих школах уровень профессиональной подготовки учителей оставался достаточно низким, а учителями в школах, как и раньше, были монахи.
Для подготовки педагогических кадров при главной школе в Вильно в 1783 году была организована учительская семинария. Она ежегодно выпускала несколько десятков профессиональных учителей, которые должны были заменить учителей-монахов.
Прогрессивным шагом в деятельности Эдукационной комиссии было введение в школьные планы точных и естественных наук, что означало стремление ограничить школу от влияния церкви и придать ей реальный характер. Эдукационная комиссия подготовила и издала ряд новых учебников по арифметике, алгебре, геометрии, логике, физике, естественным наукам. Многие школы имели кабинеты природы, коллекции растений и животных, ботанические сады. Влияние церкви ограничивалось тем, что школьный проповедник имел право выполнять свои функции только воскресные и праздничные дни.
Однако, несмотря на прогрессивные идеи, деятельность Эдукационной комиссии была непоследовательна и противоречива. Шляхта и католическое духовенство выступили против новой системы просвещения народа. Они дискредитировали идею организации приходских школ для детей крестьян и игнорировали провозглашенный принцип бессословного и светского образования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.