Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Школа и педагогическая мысль в XVII веке на Беларуси развивалась в условиях борьбы реакционных и прогрессивных течений в общественном движении, политике и культуре, в условиях противостояния религиозного и светского начал.
Одним из активных идеологов реформационного движения на Беларуси в начале XVII века был Язеп Руцкий (1574 – 1637). Будучи ректором Виленской униатской семинарии Я. Руцкий обосновывал необходимость коренных реформ в обучении и воспитании. Свои педагогические взгляды он изложил в научно-педагогическом трактате «Дискурс». Благодаря своему огромному политическому влиянию и прочным контактам с европейскими монархами, униатский митрополит, педагог и писатель открывал при монастырях школы и типографии, где переписывались летописи, жития святых и другие различные произведения самого разного содержания.
Одной из ключевых фигур в педагогической мысли XVII века был Епифаний Славинецкий (? – 1676). Греческий монах, выпускник университета в городе Падуя (Италия) был приглашен в Россию для перевода и правки богослужебных книг и переводов. Благодаря его переводу произведения «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия, основателя европейской научной медицины, в Московии ускорилось развитие медицины как науки.
В 1653 году в Москве им была открыта греческая школа в Чудовом монастыре. Несмотря на то, что педагогическая деятельность для него второстепенный характер, Е. Славинецкий автор одного из самых знаменитых педагогических трактатов XVII века «Гражданство обычаев детских». В этом произведении просветитель в вопросно-ответной форме изложил основные правила поведения ребенка в доме, в школе, в церкви, в присутствии взрослых, в играх и т. д. В этих поучениях Е. Славинецкий обобщил передовой народный педагогический опыт и попытался дать ему научное обоснование.
Представитель белорусской педагогической мысли, выходец из Полоцка, ученый, поэт и педагог Симеон Полоцкий (1629 – 1680) оказал значительную роль в истории государства российского и развитии просвещения. Его настоящее имя – Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович. Образование он получил в Полоцкой братской школе, затем в Киево-Могилянской академии (основанной в 1632 г.), а потом продолжил обучение в Виленской иезуитской академии.
Вернувшись на родину, он принимает монашество и имя Симеон и получает должность учителя Полоцкой братской школы, где ранее обучался сам. В этой школе С. Полоцкий помимо славянского, греческого и латинского языков ввел преподавание белорусского языка, предпринял попытку содержательно углубить курсы геометрии, астрономии, филологии и логики. При школе С. Полоцкий открыл театр, для которого писал пьесы и стихотворения и вместе со своими учениками осуществлял постановки.
При взятии Полоцка русскими войсками в 1656 году его ученики приветствовали въезжавшего в город царя Алексея Михайловича виршами сочинения своего учителя. С. Полоцкий был замечен и приглашен в Москву как правщик, переводчик, а затем как наставник царских детей – Алексея, Федора, Софьи и малолетнего Петра.
В Москве С. Полоцкий прожил 16 лет. За эти годы он много писал, сочинял стихи и проповеди, создавал педагогические сочинения, переводил зарубежную литературу. Став одним из самых влиятельных людей в государстве, не раз выступал в качестве советника царя.
Будучи просветителем и горячим пропагандистом книгопечатания, С. Полоцкий в 1678 году открыл в Кремле типографию, в которой он как публицист-сатирик выпускал произведения обличавшие невежество, взяточничество, унижение и притеснение людей, обман и другие социальные пороки, присущие богатым бездельникам, распутным монахам и купцам.
В 1680 году С. Полоцкий принял активное участие в открытии в Москве Славяно-греко-латинской академии – первом русском высшем учебном заведении. Им, по поручению царя, был написан устав и программа нового учебного заведения, которое должно было быть организовано по типу Киевской академии. В уставе академии просветитель предусматривал изучение «семи свободных искусств», а также гражданских и духовных дисциплин, начиная с грамматики и философии и кончая гражданским правом.
Выдвигая на первый план образовательные задачи, С. Полоцкий видел академию в первую очередь как учебное заведение, которое стало бы оплотом православия и борьбы с ересями и отступничеством.
С. Полоцкий является одним из первых отечественных ученых, которые выдвинули целостную и оригинальную систему педагогических взглядов. Большое место в своей педагогической системе С. Полоцкий уделял значению философии, литературы и искусства в процессе формирования и обучения подрастающего человека.
Педагогическая система С. Полоцкого включала в себя большой круг проблем таких как: роль и значение воспитания в раннем возрасте, вопросы семейного, религиозного, трудового воспитания, необходимость воспитывающего обучения, роль личного примера в воспитании, меры поощрения и наказания ребенка, периодизация детского развития.
В соответствии со своими педагогическими взглядами С. Полоцкий выделил три основные этапа (семилетия) в жизни ребенка. В первое семилетие он считал, что ребенка необходимо учить родному языку, правдивости, формировать такие качества как доброта и справедливость. Во втором семилетии (с 7 до 14) дети должны овладевать грамотой, обучаться наукам и ремеслам. Третье семилетие (от 14 до 21) в жизни молодого человека должно быть посвящено гражданскому воспитанию и постижению мудрости.
Родители, по мнению С.Полоцкого, не должны уклоняться от воспитания своих чад, а дети должны беспрекословно слушаться своих родителей. Воспитывать детей необходимо через пример или словесное внушение, но если эти методы не помогают, то непокорных детей следует укрощать розгой, которая, как считал С. Полоцкий, не вредит здоровью ребенка, а лишь освобождает его душу от пороков.
Свои педагогические взгляды С. Полоцкий отразил в таких произведениях, как «Книжица вопросам и ответом, иже в юности сущим зеле потребны суть», «Обед душевный», «Вечеря душевная», которые содержали передовые по тому времени мысли о воспитании и обучении подрастающего поколения.
Белорусский Джордано Бруно, так называли Казимира Лыщинского (1634 – 1689), который также является известным белорусским просветителем второй половины XVII века. За пропаганду антирелигиозных взглядов К. Лыщинский был приговорен католической церковью к сожжению. Его казнь была произведена в Варшаве. Он создал трактат «О несуществовании бога», в котором обличал католическую церковь. В своих общественно-политических взглядах К. Лыщинский был сторонником идей утопического социализма.
О педагогических взглядах белорусского атеиста известно мало. Однако есть сведения, что К. Лыщинский открыл собственную школу, в которой учил детей геометрии и новым наукам, за что его обвиняли в совращении детей дьявольской наукой.
Таким образом, анализ школы и педагогической мысли конца XVII века позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на распространение на территории Беларуси идей Реформации и Просвещения, которые нашли свое отражение в прогрессивных общественно-политических и культурных концепциях передовых философов, педагогов и общественных деятелей, в целом белорусская педагогическая мысль развивалась в условиях феодального и национального гнета, католической экспансии, которые тормозили развитие белорусской национальной школы и просвещения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.