Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предметов.
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предшествующей. Дифференцировка же основных пространственных направлений обусловлена уровнем ориентации ребенка «на себе», степенью освоенности им «схемы собственного тела», которая, по сути, и является «чувственной системой отсчета».
Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево.
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предшествующей. Дифференцировка же основных пространственных направлений обусловлена уровнем ориентации ребенка «на себе», степенью освоенности им «схемы собственного тела», которая, по сути, и является «чувственной системой отсчета».
Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево.
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и в школе. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, и осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.
Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.
Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.
Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.
В условиях современного общества педагоги, художники, искусствоведы всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с различными видами изобразительного искусства создаёт условия для развития их художественного творчества. Задача воспитателя - так организовать изобразительную деятельность детей, чтобы она носила активный и творческий характер.
Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство познания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Также необходимо учить детей специальным приёмам изображения, способам использования различных изобразительных материалов.
Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.
Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство познания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Также необходимо учить детей специальным приёмам изображения, способам использования различных изобразительных материалов.
Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.
Теория и методика музыкального воспитания детей - одна из учебных дисциплин, осваиваемых на факультетах дошкольного воспитания педагогических ВУЗов, готовящих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии.
Содержание курса теории и методики музыкального воспитания опирается, прежде всего, на эстетику, раскрывающую сущность музыкального искусства и особенности художественно-образного освоения мира; музыкознание - науку о музыке, рассматривающую её в теоретическом и историческом плане как особую форму художественного познания; музыкальную психологию - науку, изучающую развитие музыкальности, музыкальной одаренности; а также на музыкальную социологию - исследующую конкретные формы существования музыки в обществе. Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания.
Рассмотрим более подробно некоторые теоретические основы, которые определяют содержание теории и методики музыкального воспитания детей.
Эстетика как наука является методологической основой эстетического, а, следовательно, и музыкального воспитания.
Эстетический способ познания мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты и нравственности». В процессе труда зародилось и искусство.
Содержание курса теории и методики музыкального воспитания опирается, прежде всего, на эстетику, раскрывающую сущность музыкального искусства и особенности художественно-образного освоения мира; музыкознание - науку о музыке, рассматривающую её в теоретическом и историческом плане как особую форму художественного познания; музыкальную психологию - науку, изучающую развитие музыкальности, музыкальной одаренности; а также на музыкальную социологию - исследующую конкретные формы существования музыки в обществе. Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания.
Рассмотрим более подробно некоторые теоретические основы, которые определяют содержание теории и методики музыкального воспитания детей.
Эстетика как наука является методологической основой эстетического, а, следовательно, и музыкального воспитания.
Эстетический способ познания мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты и нравственности». В процессе труда зародилось и искусство.
Вопрос о природе музыкальных способностей на современный момент остаётся открытым и дискуссионным. Существуют различные подходы, точки зрения учёных в отечественной и зарубежной музыкальной психологии и педагогике. Всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей дал в своих трудах отечественный психолог Борис Михайлович Теплов. В своих трудах он сопоставляет два направления е психологии: гештальтпсихологию (работы немецкого психолога Г. Ревеша) и психологию элементов (американский психолог С. Сишор). Различие позиций данных научных направлений состоит лишь в определении структуры музыкальности. Так, Г. Ревеш определяет музыкальность как единое и неделимое свойство, данное человеку от природы. С. Сишор рассматривает музыкальность как сумму отдельных способностей (около 25). Выявлять наличие музыкальности предлагается посредством тестов. Оба направления в психологии признавали музыкальность качеством врождённым.
Б. М. Теплов высказал и научно обосновал иную точку зрения. Опираясь на работы выдающегося физиолога И. П. Павлова, он признавал, что врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Задатки многозначны. Учёный делает ряд выводов:
- Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной или многих деятельностей.
Б. М. Теплов высказал и научно обосновал иную точку зрения. Опираясь на работы выдающегося физиолога И. П. Павлова, он признавал, что врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Задатки многозначны. Учёный делает ряд выводов:
- Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной или многих деятельностей.
Музыкальное воспитание и развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности детей (далее - ФОМДД), каждая из которых обладает своими возможностями. К ФОМДД в ДОУ относятся занятия и музыка в повседневной жизни детского сада.
Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При её выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам. Для этого сам педагог должен быть увлечён своим трудом, владеть профессиональным мастерством.
В зависимости от числа участвующих в них детей занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические и комплексные. Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.
Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При её выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам. Для этого сам педагог должен быть увлечён своим трудом, владеть профессиональным мастерством.
В зависимости от числа участвующих в них детей занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические и комплексные. Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.
В экологическом образовании большую роль играют методы и формы работы с детьми. Это, прежде всего, систематизированные наблюдения, опытническая работа, труд в природе, моделирование, беседы.
Наблюдение - традиционный метод ознакомления детей с природой. В современной педагогике и психологии наблюдение рассматривается в различных аспектах: как психический процесс (А. А. Люблинская и др.); как познавательная деятельность (Б. Г. Ананьев и др.); как метод обучения (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.). Наблюдательность рассматривается как качество личности в целом (Л. В. Занков и др.).
Наблюдение чаще определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения.
Наблюдению как ведущему методу познания природы придавали большое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). Проведены многочисленные исследования, которые помогли выявить особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (А. И. Васильева, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. И. Ветрова и др.). Авторы показали, что при правильной организации чувственного восприятия объектов природы возможно формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в природе. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
Наблюдение - традиционный метод ознакомления детей с природой. В современной педагогике и психологии наблюдение рассматривается в различных аспектах: как психический процесс (А. А. Люблинская и др.); как познавательная деятельность (Б. Г. Ананьев и др.); как метод обучения (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.). Наблюдательность рассматривается как качество личности в целом (Л. В. Занков и др.).
Наблюдение чаще определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения.
Наблюдению как ведущему методу познания природы придавали большое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). Проведены многочисленные исследования, которые помогли выявить особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (А. И. Васильева, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. И. Ветрова и др.). Авторы показали, что при правильной организации чувственного восприятия объектов природы возможно формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в природе. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
По мнению С. Н. Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.
Н. А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образования и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:
- познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
По мнению С. Н. Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.
Н. А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образования и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:
- познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
• формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего, ближайшего окружения);
• формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;
• формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;
• воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
• формирование основ экологической культуры;
• формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде и т. д.
Содержание и методика экологического образования дошкольников представлены в ряде парциальных авторских программ: «МЫ» Н. Н. Кондратьевой и других; «Юный эколог» С. Н. Николаевой; «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой, «Планета - наш дом» И. Г. Белавиной и Н. Г. Найденской, «Мы - земляне» Н. Н. Вересова, «Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой и др.
• формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;
• формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;
• воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
• формирование основ экологической культуры;
• формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде и т. д.
Содержание и методика экологического образования дошкольников представлены в ряде парциальных авторских программ: «МЫ» Н. Н. Кондратьевой и других; «Юный эколог» С. Н. Николаевой; «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой, «Планета - наш дом» И. Г. Белавиной и Н. Г. Найденской, «Мы - земляне» Н. Н. Вересова, «Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой и др.
Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям является физкультурное занятие.
Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств, всестороннее развитие личности.
Содержание занятий составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы. Структура занятий заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы.
Занятие состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части - организовать детей на занятие и функционально подготовить организм к более высоким нагрузкам в основной части. Для этого используют - строевые и общеразвивающие упражнения, беговые и прыжковые, упражнения на формирование правильной осанки, координационные движения. Задача основной части занятия - это решение главных образовательных задач: формирование двигательных навыков и развитие физических качеств. Подбор упражнений обуславливается развитием основных видов движений (бег, прыжки, лазание, метание), включением упражнений с предметами, подвижной игрой, комплексов ритмической гимнастики, эстафет. В заключительной части решение задач связано со снижением физической нагрузки и приведением функциональных показателей к исходному уровню. Это может быть малоподвижная игра, хоровод, игровые задания, фигурная маршировка, ходьба с песней.
Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств, всестороннее развитие личности.
Содержание занятий составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы. Структура занятий заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы.
Занятие состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части - организовать детей на занятие и функционально подготовить организм к более высоким нагрузкам в основной части. Для этого используют - строевые и общеразвивающие упражнения, беговые и прыжковые, упражнения на формирование правильной осанки, координационные движения. Задача основной части занятия - это решение главных образовательных задач: формирование двигательных навыков и развитие физических качеств. Подбор упражнений обуславливается развитием основных видов движений (бег, прыжки, лазание, метание), включением упражнений с предметами, подвижной игрой, комплексов ритмической гимнастики, эстафет. В заключительной части решение задач связано со снижением физической нагрузки и приведением функциональных показателей к исходному уровню. Это может быть малоподвижная игра, хоровод, игровые задания, фигурная маршировка, ходьба с песней.
В теории физического воспитания двигательное умение определяется как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединение их в целостное двигательное действие. Двигательное умение постепенно переходит в навык.
Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при котором управление движениями осуществляется автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем с преобладающим значением второй сигнальной системы. Характерными особенностями двигательного навыка являются; автоматизированный характер как некоторых операций, так и действия целиком; высокая быстрота действия; стабильность итогов действия; надежность и прочность - навык не исчезает даже при продолжительных перерывах.
Закономерности формирования двигательных навыков.
1. Формирование первоначального умения — стадия, короткая по времени, когда дети знакомятся с новым движением, характеризуется широким иррадиированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве.
Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при котором управление движениями осуществляется автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем с преобладающим значением второй сигнальной системы. Характерными особенностями двигательного навыка являются; автоматизированный характер как некоторых операций, так и действия целиком; высокая быстрота действия; стабильность итогов действия; надежность и прочность - навык не исчезает даже при продолжительных перерывах.
Закономерности формирования двигательных навыков.
1. Формирование первоначального умения — стадия, короткая по времени, когда дети знакомятся с новым движением, характеризуется широким иррадиированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве.