ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, яв­ляются более сложным процессом, чем умение различать качества пред­метов.

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой от­счета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. В период школьного обучения дети овла­девают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, за­пад, восток.

Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предшествующей. Дифференцировка же основных пространст­венных направлений обусловлена уровнем ориентации ребенка «на себе», степенью освоенности им «схемы собственного тела», которая, по сути, и является «чувственной системой отсчета».

Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, впе­ред, назад, направо, налево.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эф­фективное средство для этого - изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и в школе. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, и осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навы­ками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.

Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой облас­ти человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.

МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В условиях современного общества педагоги, художники, искусство­веды всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с различными ви­дами изобразительного искусства создаёт условия для развития их худо­жественного творчества. Задача воспитателя - так организовать изобра­зительную деятельность детей, чтобы она носила активный и творческий характер.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство по­знания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окру­жающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех разви­тия их творческих способностей. Также необходимо учить детей специ­альным приёмам изображения, способам использования различных изо­бразительных материалов.

Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНСТРУИРОВАНИИ, ЛЕПКЕ, РИСОВАНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ре­бенка об окружающем мире и развития детского изобразительного твор­чества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятель­ностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой про­стор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно исполь­зование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для пе­редачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения ри­сующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая прие­мами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои за­мыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования пред­ставляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕ­ТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Теория и методика музыкального воспитания детей - одна из учебных дисциплин, осваиваемых на факультетах дошкольного воспитания педа­гогических ВУЗов, готовящих специалистов в области дошкольной педа­гогики и психологии.

Содержание курса теории и методики музыкального воспитания опи­рается, прежде всего, на эстетику, раскрывающую сущность музы­кального искусства и особенности художественно-образного освоения мира; музыкознание - науку о музыке, рассматривающую её в теоретиче­ском и историческом плане как особую форму художественного познания; музыкальную психологию - науку, изучающую развитие музыкаль­ности, музыкальной одаренности; а также на музыкальную социологию - исследующую конкретные формы существования музыки в обществе. Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания.

Рассмотрим более подробно некоторые теоретические основы, кото­рые определяют содержание теории и методики музыкального воспита­ния детей.

Эстетика как наука является методологической основой эстетиче­ского, а, следовательно, и музыкального воспитания.

Эстетический способ познания мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты и нравственности». В процессе труда зародилось и ис­кусство.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Вопрос о природе музыкальных способностей на современный мо­мент остаётся открытым и дискуссионным. Существуют различные под­ходы, точки зрения учёных в отечественной и зарубежной музыкальной психологии и педагогике. Всесторонний анализ проблемы развития му­зыкальных способностей дал в своих трудах отечественный психолог Борис Михайлович Теплов. В своих трудах он сопоставляет два направ­ления е психологии: гештальтпсихологию (работы немецкого психолога Г. Ревеша) и психологию элементов (американский психолог С. Сишор). Различие позиций данных научных направлений состоит лишь в опреде­лении структуры музыкальности. Так, Г. Ревеш определяет музыкаль­ность как единое и неделимое свойство, данное человеку от природы. С. Сишор рассматривает музыкальность как сумму отдельных способно­стей (около 25). Выявлять наличие музыкальности предлагается посред­ством тестов. Оба направления в психологии признавали музыкальность качеством врождённым.

Б. М. Теплов высказал и научно обосновал иную точку зрения. Опи­раясь на работы выдающегося физиолога И. П. Павлова, он признавал, что врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенно­сти, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Задатки многозначны. Учёный делает ряд выводов:

- Способности - это индивидуально-психологические особенности че­ловека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной или многих деятельностей.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Музыкальное воспитание и развитие детей зависит от форм организа­ции музыкальной деятельности детей (далее - ФОМДД), каждая из кото­рых обладает своими возможностями. К ФОМДД в ДОУ относятся заня­тия и музыка в повседневной жизни детского сада.

Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чув­ства. При её выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам. Для этого сам педагог должен быть увлечён своим трудом, владеть профессиональным мастерством.

В зависимости от числа участвующих в них детей занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические и комплексные. Педа­гогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

НАБЛЮДЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В экологическом образовании большую роль играют методы и формы работы с детьми. Это, прежде всего, систематизированные наблюдения, опытническая работа, труд в природе, моделирование, беседы.

Наблюдение - традиционный метод ознакомления детей с природой. В современной педагогике и психологии наблюдение рассматривается в различных аспектах: как психический процесс (А. А. Люблинская и др.); как познавательная деятельность (Б. Г. Ананьев и др.); как метод обуче­ния (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.). Наблюдательность рассматрива­ется как качество личности в целом (Л. В. Занков и др.).

Наблюдение чаще определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения.

Наблюдению как ведущему методу познания природы придавали боль­шое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). Проведе­ны многочисленные исследования, которые помогли выявить особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (А. И. Васильева, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. И. Ветрова и др.). Авторы показали, что при правильной организации чувственного восприятия объектов природы возможно формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в природе. Целенаправленные на­блюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологи­зация развивающей предметной среды.

По мнению С. Н. Николаевой, главной особенностью такой среды яв­ляется привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие расти­тельного и животного мира на участке детского сада, правильная с эколо­гической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошко­льного учреждения составляют развивающую экологическую среду, не­обходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универ­сальности и самоценности природы.

Н. А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образова­ния и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать ус­ловия для:

- познавательного развития ребенка (создание условий для его познава­тельной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребен­ка вопросы и постановке новых вопросов);

Экологическое образование детей

Наука » Педагогика » Общая педагогика
• формирование системы элементарных знаний о естественной и пре­образованной человеком природе (прежде всего, ближайшего окру­жения);

• формирование навыков экологически грамотного и безопасного по­ведения и элементарных представлений о зависимости здоровья чело­века от состояния окружающей среды и собственного поведения;

• формирование элементарных представлений о человеке как биосоци­альном существе и среде его жизни;

• воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;

• формирование основ экологической культуры;

• формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде и т. д.

Содержание и методика экологического образования дошкольников представлены в ряде парциальных авторских программ: «МЫ» Н. Н. Кондратьевой и других; «Юный эколог» С. Н. Николаевой; «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой, «Планета - наш дом» И. Г. Белавиной и Н. Г. Найденской, «Мы - земляне» Н. Н. Вересова, «Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Основной формой систематического обучения детей физическим уп­ражнениям является физкультурное занятие.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культу­ры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, обра­зовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигатель­ных навыков, воспитание физических качеств, всестороннее развитие личности.

Содержание занятий составляют физические упражнения, обуслов­ленные программой для каждой возрастной группы. Структура занятий заключается в последовательном выполнении детьми физических упраж­нений. Она определяется поставленными задачами и особенностями ра­ботоспособности нервной системы.

Занятие состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части - органи­зовать детей на занятие и функционально подготовить организм к более высоким нагрузкам в основной части. Для этого используют - строевые и общеразвивающие упражнения, беговые и прыжковые, упражнения на формирование правильной осанки, координационные движения. Задача основной части занятия - это решение главных образовательных задач: формирование двигательных навыков и развитие физических качеств. Подбор упражнений обуславливается развитием основных видов движе­ний (бег, прыжки, лазание, метание), включением упражнений с предме­тами, подвижной игрой, комплексов ритмической гимнастики, эстафет. В заключительной части решение задач связано со снижением физиче­ской нагрузки и приведением функциональных показателей к исходному уровню. Это может быть малоподвижная игра, хоровод, игровые задания, фигурная маршировка, ходьба с песней.

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В теории физического воспитания двигательное умение определяется как степень владения техникой действия, которая отличается повышен­ной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединение их в целостное двигательное действие. Двигатель­ное умение постепенно переходит в навык.

Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при котором управление движениями осуществляется автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью. Формирование двигательно­го навыка представляет собой процесс образования динамического сте­реотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем с пре­обладающим значением второй сигнальной системы. Характерными осо­бенностями двигательного навыка являются; автоматизированный харак­тер как некоторых операций, так и действия целиком; высокая быстрота действия; стабильность итогов действия; надежность и прочность - на­вык не исчезает даже при продолжительных перерывах.

Закономерности формирования двигательных навыков.

1. Формирование первоначального умения — стадия, короткая по вре­мени, когда дети знакомятся с новым движением, характеризуется широ­ким иррадиированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей на­блюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускула­туры, наличие лишних движений, неточности в пространстве.