Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и в школе. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, и осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.
Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.
Специфика детского творчества состоит в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин не может (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.). Тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность - это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребёнок создаёт нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.
Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений, который ребёнок самостоятельно усвоить не может. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.
В. Н. Шацкая подчёркивала: «Мы его (детское художественное творчество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».
Е. А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнка окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».
И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребёнка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение новой функции предмета (объекта);
- видение проблемы в стандартной ситуации;
- видение структуры объекта;
-способность к альтернативным решениям;
- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей до школьного возраста в изобразительной деятельности.
Психолого- педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества показывают, создание изображения ребёнок часто сопровождает речью. Он называет воспроизводимые предметы, объясняет поступки персонажей, описывает свои действия. Это позволяет ребёнку понимать и выделять качества изображаемого, планировать свои действия, учиться устанавливать их последовательность.
Разнообразные чувства, которые испытывает ребёнок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, значимы для психического развития его личности.
Анализ положений отечественных учёных о детском творчестве и многолетние исследования Т. С. Комаровой позволили вывести определение детского творчества.
Художественное творчество детей дошкольного возраста - это создание ребёнком значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта (рисунок, лепка и т. д.); дополнение к уже известным ранее не использованных деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание новых сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всём. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов решения изобразительной задачи.
Необходимо целенаправленное обучение художественному творчеству и создание условий для полноценного эстетического развития и формирования художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста.
Условия:
- приоритетное внимание должно быть уделено игре, продуктивным видам деятельности, в том числе театрализованной, музыкальной;
- содержание образования должно быть интересным для детей, строиться на основе интеграции видов искусства, формировать художественно-творческие способности, использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми в этом направлении;
- необходимо создавать художественную эстетическую среду вместе с детьми;
- включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приёмы и ситуации;
- во всём должна присутствовать вариативность, т. е. использование разнообразных форм, средств и методов обучения, материалов и оборудования для работы детей;
- создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях и родителями в семье;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей;
- воспитатель должен быть творческой личностью и обеспечивать свободу в реализации замысла каждого ребёнка;
- использование регионального материала в ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.
В творческой деятельности ребёнка следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.
1. Возникновение и оформление замысла.
2. Процесс создания художественного образа.
3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.
Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.
Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.
Специфика детского творчества состоит в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин не может (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.). Тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность - это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребёнок создаёт нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.
Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений, который ребёнок самостоятельно усвоить не может. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.
В. Н. Шацкая подчёркивала: «Мы его (детское художественное творчество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».
Е. А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнка окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».
И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребёнка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение новой функции предмета (объекта);
- видение проблемы в стандартной ситуации;
- видение структуры объекта;
-способность к альтернативным решениям;
- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей до школьного возраста в изобразительной деятельности.
Психолого- педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества показывают, создание изображения ребёнок часто сопровождает речью. Он называет воспроизводимые предметы, объясняет поступки персонажей, описывает свои действия. Это позволяет ребёнку понимать и выделять качества изображаемого, планировать свои действия, учиться устанавливать их последовательность.
Разнообразные чувства, которые испытывает ребёнок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, значимы для психического развития его личности.
Анализ положений отечественных учёных о детском творчестве и многолетние исследования Т. С. Комаровой позволили вывести определение детского творчества.
Художественное творчество детей дошкольного возраста - это создание ребёнком значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта (рисунок, лепка и т. д.); дополнение к уже известным ранее не использованных деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание новых сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всём. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов решения изобразительной задачи.
Необходимо целенаправленное обучение художественному творчеству и создание условий для полноценного эстетического развития и формирования художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста.
Условия:
- приоритетное внимание должно быть уделено игре, продуктивным видам деятельности, в том числе театрализованной, музыкальной;
- содержание образования должно быть интересным для детей, строиться на основе интеграции видов искусства, формировать художественно-творческие способности, использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми в этом направлении;
- необходимо создавать художественную эстетическую среду вместе с детьми;
- включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приёмы и ситуации;
- во всём должна присутствовать вариативность, т. е. использование разнообразных форм, средств и методов обучения, материалов и оборудования для работы детей;
- создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях и родителями в семье;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей;
- воспитатель должен быть творческой личностью и обеспечивать свободу в реализации замысла каждого ребёнка;
- использование регионального материала в ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.
В творческой деятельности ребёнка следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.
1. Возникновение и оформление замысла.
2. Процесс создания художественного образа.
3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи