Методические задачи диагностики профессиональных знаний и умений.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из важнейших структурных элементов процесса обуче­ния является диагностика результатов профессионального обу­чения. Проверка и контроль знаний и умений на каждом уроке должны быть в центре внимания преподавателя и мастера произ­водственного обучения. Проверка и контроль завершают процесс обучения, являясь очень важным блоком.

Диагностика результатов обучения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить уровень сформированности профессиональных знаний и умений учащихся, но и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах мето­дики профессионального обучения.

В теории профессионального обучения (дидактике) выделены следующие функции диагностики знаний и умений:

-контролирующая — состоит в выявлении уровня сфор­мированных знаний, умений и навыков учащихся, предусмотрен­ных программой;

-обучающая — заключается в совершенствовании знаний и умений в процессе проверки, развитии мышления и памяти учащихся;

-воспитывающая — реализуется при формировании у уча­щихся ответственности, понимания важности трудолюбия, дис­циплины труда в процессе обучения.

Каждая из перечисленных выше функций конкретизируется в методических задачах, которые решает преподаватель или мастер производственного обучения.

Формы организации процесса обучения. Лекция, семинар, практические и лабораторные работы как формы организации учебной деятельности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Организационные формы обучения — это виды учебных занятий, отличающиеся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. Применяя различные организационные формы обучения, пре­подаватель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуаль­ную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель для всей группы излагает учебный матери­ал, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну пробле­му, овладевают общей темой. Обеспечивает общее продвижение учащих­ся в учении. Однако такая работа не может быть универсальной, так как при ее использовании недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого учащегося.

При групповой работе учебная группа делится на несколько звеньев, которые выполняют одинаковые или различ­ные задания. Цели: решение задач, выполнение упражнений, лабораторных и прак­тических работ, изучение нового материала. Групповая деятельность создает благоприятные воспитатель­ные возможности, приучает к коллективным методам работы.

Производственная практика как форма организации учебной деятельности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Производственная практика учащихся средних специальных учебных заведений проводится поэтапно и состоит из учебной, технологической и преддипломной.

Учебная практика проводится обычно в учебных или учебно-производственных мастерских техникума, а технологическая и пред­дипломная — непосредственно на предприятии.

Назначение производственной практики — подготовка учащихся к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности. Практика связывает теоретическое обучение и самостоятельную работу на производстве, дает учащимся первоначальный опыт профессио­нальной деятельности.

Дидактические цели производственной практики включают в себя: формирование профессиональных умений и навыков; за­крепление, обобщение и систематизация знаний путем их приме­нения в реальной деятельности; расширение и углубление знаний благодаря изучению работы конкретных предприятий и учрежде­ний; практическое освоение современного оборудования и техно­логий.

Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и в конечном счете должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к труду, т.е. к выполнению основных трудовых функций тех должностей, на которых может быть использован специалист согласно квалификационной харак­теристике.

Содержание начального профессионально-технического образования. Типы образовательных учреждений.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Содержание начального профессионального образования обес­печивает получение профессии и соответствующей квалифика­ции учащимися, а также содействует взаимопониманию и сотруд­ничеству между участниками образовательного процесса, способ­ствует реализации прав обучающихся на свободный выбор взгля­дов и убеждений.

Содержание образования и организация образовательного про­цесса в учреждениях начального профессионального образования регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением, и обеспечивается необходимой учебной и учебно-методической литературой.

Теоретическая общеобразовательная и профессиональная подготовка учащихся. Оно является одновременно продолжением школьного общего образования, научным обеспечением профессиональной практической деятельности и основой для последующего получения среднего и высшего профессионального образования.

Особенности методики начального профессионального образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Основной формой организации учебной работы в учреждениях начального профессионального образования в блоке общетехни­ческих и специальных дисциплин, так же как и в общеобразова­тельных предметах, является урок — занятие, проводимое препо­давателем с определенной группой учащихся постоянного соста­ва и одинакового уровня подготовки.

Учебный процесс в учреждениях начального профессиональ­ного образования представляет собой единство содержания, орга­низационных форм и методов обучения.

Под методами обучения понимают приемы и способы работы педагога (преподавателя, мастера) и учащихся, при помощи кото­рых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навы­ками, необходимыми для качественного и высокопроизводитель­ного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способности к самостоятельному при­обретению и творческому применению знаний.

В образовательном процессе методы обучения классифициру­ются по уровню развития самостоятельности учащихся в познава­тельной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродук­тивный, проблемного изложения, частично-поисковый, иссле­довательский), по видам учебной работы (рассказ, беседа, уп­ражнение и др.), по источникам знаний (словесные, наглядные, практические).

Трудовое воспитание и профессиональная

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Задачи трудового воспитания в школе.
2. Система трудового воспитания в школе.
3. Особенности организации трудового воспитания в младшем школьном, подростковом возрасте и в ранней юности.
4. Профориентация как система.

1. Роль трудового воспитания в формировании духовной сферы личности определяется тем, что оно позволяет возвысить жизнедеятельность человека до уровня жизнетворчества.
Воспитательным механизмом при этом выступает воспитание потребности в труде как содержании, цели и оправдании своей жизни, в переживании радости от успехов в труде, в наслаждении процессом и любовании результатами труда.
Воспитание ценностного отношения к труду как средству самореализации в жизни; трудолюбию как условию наиболее полного выражения своих сущностных сил и сохранения исторической памяти о себе; творчеству как способу трудовой деятельности; красоте как критерию оценки труда.
Формирование культуры труда, системы умений самостоятельно организовывать и осуществлять трудовую деятельность в опоре на сильные стороны своей личности, выполнять различные трудовые действия и операции, проявлять настойчивость в достижении цели, находить выходы из «тупиковых» ситуаций, нести личную ответственность за результаты труда.

Основные закономерности и противоречия педагогического процесса.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический, системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, устойчивые, повторяющиеся (т.е. закономерные) связи педагогического процесса. Для установления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:

1) педагогического процесса с более широкими социальными процессами и условиями;

2) внутри педагогического процесса:

- между образованием, воспитанием, обучением и развитием;

- между воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием;

- между обучением и самообразованием;

- между процессами педагогического руководства и самосовершенствования;

- между субъектами и объектами педагогического процесса.

Основные этапы педагогического процесса.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Целостный педагогический процесс имеет циклический характер и может подразделяться на несколько этапов, отражающих последовательность развития процесса.

Главными этапами можно назвать:

1) подготовку педагогического процесса;

2) осуществление педагогического процесса;

3) анализ результатов.

На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются необходимые условия его для протекания в заданном направлении и с заданной эффективностью. В ходе него решаются следующие важные задачи:

Сущность педагогического процесса и его структура.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит - воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX века в трудах прогрессивных педагогов все чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу рассмотрения обучения и воспитания как единого целого. Наиболее отчетливо эта точка появилась в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, не представлявшего себе воспитания без преподавания и, наоборот, такого преподавания, которое не является воспитывающим.

Более глубоко идея целостного педагогического процесса была выражена К.Д. Ушинским, который трактовал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов педагогической деятельности. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает автор фундаментального труда “Педагогический процесс” П.Ф. Каптерев, который заявлял о необходимости взаимосвязи образования и воспитания в интересах совершенствования личности гражданина.

Значение периода раннего детства

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста.

Особенности периода раннего детства:

1. Для физического и нервно-психического развития детей первых лет жизни характерен быстрый темп, а также скачкообразность и неравномерность развития: - интенсивно увеличивается рост и вес ребенка; - усиленно развиваются все функции организма; - к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; - ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).

2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.

Раннее детство как период формирования психических процессов

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Раннее детство охватывает период от1 г. до 3 лет. Однако нельзя хорошо изучить и усвоить закономерности развития ребенка в этот период, не представляя, как же он развивался до этого, на 1 –ом г. жизни.

1-ый г. ж. самый трудный и ответственный и для ребенка, и для родителей. Рождение - кризисный период, ребенок начинает существовать отдельно от матери, появляется самостоятельная психическая и биологическая жизнь. После рождения меняется характер питания, дыхания и т.п.

Ребенок рождается с массой тела от 2,5 до 4 кг (3.300 – 3.700 – оптимальный вес, свыше 4 кг- группа риска); длина тела 48 – 58 см (оптимально – 52-53см). Все новорожденные в первые дни жизни теряют в весе 220-300г (физиологическая убыль), через 7-10 дней эта потеря компенсируется. В первом полугодии ребенок стремительно прибавляет в весе – по 600-700г (до 1000), во втором – по 400-500г в месяц. К концу 1-го г.ж. масса тела малыша – 10,10,5 кг. Длина тела увеличивается в среднем по 3 см в месяц.

Этапы и ведущие линии развития

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Развитие маленького ребенка идет неравномерно: в разные возрастные периоды определенные функции и умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период ребенка от года до двух лет можно условно разделить на 4 периода развития:

- 1 г.1 мес. – 1г.3мес.;

- 1 г.4 мес. – 1г.6 мес.;

- 1 г.7 мес. – 1г.9мес.;

- 1 г.10 мес. – 2 г.;

На 3-ем.г. ж. выделяют два возрастных периода:

- 2 г. 1 мес. – 2г. 6 мес.;

- 2 г.7 мес. – 3 г.

Реакции и умения ребенка, определяющие его развитие на конкретном возрастном этапе, являющиеся благоприятными предпосылками для дальнейшего развития, называют ведущими линиями развития.