Целостный педагогический процесс имеет циклический характер и может подразделяться на несколько этапов, отражающих последовательность развития процесса.
Главными этапами можно назвать:
1) подготовку педагогического процесса;
2) осуществление педагогического процесса;
3) анализ результатов.
На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются необходимые условия его для протекания в заданном направлении и с заданной эффективностью. В ходе него решаются следующие важные задачи:
1) целеполагание;
2) диагностика возможностей педагогического процесса;
3) прогнозирование результатов процесса;
4) проектирование и планирование.
Сущность целеполагания (обоснование и постановка целей) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель системы народного образования в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Другими словами, педагогические цели на данном этапе должны осознаваться как педагогические задачи. В творческом педагогическом процессе одновременно или последовательно осмысливаются разные педагогические задачи:
- общая педагогическая задача всей деятельности педагога (как общая концепция процесса);
- этапная педагогическая задача (связанная с конкретным этапом процесса);
- постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.
Осознание педагогической задачи – это непременное условие продуктивного ее решения. Оно предопределяет анализ ее исходных данных и постановку педагогического диагноза.
Анализ исходных данных конкретной педагогической ситуации тесным образом связан с учетом множества факторов педагогического процесса. Он составляет основу для постановки педагогического диагноза. Педагогическая диагностика (от греч. “диа” – прозрачный и “гнозис” – знания) – это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов, а также условий и обстоятельств, в которых протекает педагогический процесс. Основными задачами педагогической диагностики являются:
- получение ясного представления о тех условиях, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов;
- сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и обучаемых, об уровне их предшествующей подготовки и условиях протекания процесса;
- выдвижение педагогического диагноза и прогноза.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы предварительно, еще до начала педагогического процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Прогнозирование фактически сводится к педагогическому целеполаганию.
Педагогическое прогнозирование обычно определяется как получение опережающей информации об объекте процесса: классе, группе, учащемся, коллективе, знаниях, отношениях, поведении и др. Его методы достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент и др.
Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса.
Завершается подготовительный этап составлением скорректированного на основе результатов диагностики и прогнозирования проекта организации педагогического процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане. План всегда “привязан” к конкретным составным частям данного процесса. В педагогической практике применяются различные планы: план руководства образовательным процессом; план воспитательной, учебной, научной работы; план проведения отдельного занятия и др. Все они имеют определенный срок действия. Следовательно, план – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы:
- постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагога и обучаемых;
- использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса;
- создание благоприятных условий;
- осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности;
- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Эффективность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно названные элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный контроль, выявление слабых сторон педагогической деятельности, что имеет стимулирующее значение. Важную роль на данном этапе играют обратные связи – основа качественного управления процессом.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств.
Главными этапами можно назвать:
1) подготовку педагогического процесса;
2) осуществление педагогического процесса;
3) анализ результатов.
На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются необходимые условия его для протекания в заданном направлении и с заданной эффективностью. В ходе него решаются следующие важные задачи:
1) целеполагание;
2) диагностика возможностей педагогического процесса;
3) прогнозирование результатов процесса;
4) проектирование и планирование.
Сущность целеполагания (обоснование и постановка целей) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель системы народного образования в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Другими словами, педагогические цели на данном этапе должны осознаваться как педагогические задачи. В творческом педагогическом процессе одновременно или последовательно осмысливаются разные педагогические задачи:
- общая педагогическая задача всей деятельности педагога (как общая концепция процесса);
- этапная педагогическая задача (связанная с конкретным этапом процесса);
- постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.
Осознание педагогической задачи – это непременное условие продуктивного ее решения. Оно предопределяет анализ ее исходных данных и постановку педагогического диагноза.
Анализ исходных данных конкретной педагогической ситуации тесным образом связан с учетом множества факторов педагогического процесса. Он составляет основу для постановки педагогического диагноза. Педагогическая диагностика (от греч. “диа” – прозрачный и “гнозис” – знания) – это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов, а также условий и обстоятельств, в которых протекает педагогический процесс. Основными задачами педагогической диагностики являются:
- получение ясного представления о тех условиях, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов;
- сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и обучаемых, об уровне их предшествующей подготовки и условиях протекания процесса;
- выдвижение педагогического диагноза и прогноза.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы предварительно, еще до начала педагогического процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Прогнозирование фактически сводится к педагогическому целеполаганию.
Педагогическое прогнозирование обычно определяется как получение опережающей информации об объекте процесса: классе, группе, учащемся, коллективе, знаниях, отношениях, поведении и др. Его методы достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент и др.
Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса.
Завершается подготовительный этап составлением скорректированного на основе результатов диагностики и прогнозирования проекта организации педагогического процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане. План всегда “привязан” к конкретным составным частям данного процесса. В педагогической практике применяются различные планы: план руководства образовательным процессом; план воспитательной, учебной, научной работы; план проведения отдельного занятия и др. Все они имеют определенный срок действия. Следовательно, план – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы:
- постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагога и обучаемых;
- использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса;
- создание благоприятных условий;
- осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности;
- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Эффективность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно названные элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный контроль, выявление слабых сторон педагогической деятельности, что имеет стимулирующее значение. Важную роль на данном этапе играют обратные связи – основа качественного управления процессом.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи