1. Задачи трудового воспитания в школе.
2. Система трудового воспитания в школе.
3. Особенности организации трудового воспитания в младшем школьном, подростковом возрасте и в ранней юности.
4. Профориентация как система.
1. Роль трудового воспитания в формировании духовной сферы личности определяется тем, что оно позволяет возвысить жизнедеятельность человека до уровня жизнетворчества.
Воспитательным механизмом при этом выступает воспитание потребности в труде как содержании, цели и оправдании своей жизни, в переживании радости от успехов в труде, в наслаждении процессом и любовании результатами труда.
Воспитание ценностного отношения к труду как средству самореализации в жизни; трудолюбию как условию наиболее полного выражения своих сущностных сил и сохранения исторической памяти о себе; творчеству как способу трудовой деятельности; красоте как критерию оценки труда.
Формирование культуры труда, системы умений самостоятельно организовывать и осуществлять трудовую деятельность в опоре на сильные стороны своей личности, выполнять различные трудовые действия и операции, проявлять настойчивость в достижении цели, находить выходы из «тупиковых» ситуаций, нести личную ответственность за результаты труда.
Задачи трудового воспитания в школе:
Осознание места и роли труда как личностной и общественной ценности, основы полноценной жизнедеятельности личности.
Воспитание уважения к людям труда, создающим духовные и материальные ценности.
Формирование трудовых и жизненных навыков, как творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности, умения прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к профессиональному самосовершенствованию, развития навыков самообслуживания и безопасного поведения.
Содержание воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи положительной мотивации трудовых действий; готовности к труду; умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности; творческого отношения к труду.
Критерии сформированности культуры труда:
• готовность к самостоятельной трудовой жизни;
• творческий подход к работе;
• умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности;
• качественное и ответственное выполнение работы;
• навыки по технике безопасности труда.
2. Система трудового воспитания в школе: учебный труд в процессе обучения, трудовое обучение, деятельность по самообслуживанию, организация общественно полезной деятельности, производительный труд. Трудовые объединения школьников.
3. Особенности и показатели результативности трудового воспитания в младшем школьном, подростковом возрасте и в ранней юности.
Дошкольный возраст. Основная потребность -- успешная реализация в игровой деятельности. Основная мотивация трудовой деятельности -- заслужить похвалу взрослого.
Основные направления:
-- развитие эмоциональной восприимчивости к чистоте и красоте окружающих вещей как мотивации к элементарным приемам самообслуживания, уборке и бережному отношению к вещам (убрать игрушки, посуду, сложить вещи, «починить» изломанную куклу, собрать цветы для украшения стола и пр.);
-- формирование бережного отношения к природе, эстетической восприимчивости к окружающему живому миру (кормить котенка, участвовать в посадке цветов, собрать цветы и листья для гербария; нарисовать все цветы, которые растут на клумбе, и животных, которых видел в зоопарке, и пр.);
-- нравственная подготовка к труду. Предполагает формирование готовности помочь близким и другим детям. Может осуществляться в форме игры («Я у мамы главный помощник», «Кто лучше накроет на стол», «Я -- доктор Айболит», «Дочки--матери», «Вместе рисуем дом» и др.), в форме семейных поручений (поливать цветы, вытирать пыль, следить за порядком в своей комнате и пр.);
-- формирование дисциплинированности и развитие стремления к творчеству. Предполагает постановку перед ребенком некоторой задачи, которую он может решить в процессе трудовых действий, и нести ответственность за выполнение работы и ее качество («Придумай и сделай своими руками маме подарок», «Собери ягоды, яблоки в ведерко», «Сложи аккуратно газеты», «Расставь красиво игрушки», «Следи за тем, чтобы не было пыли на подоконнике» и пр.).
Воспитательные ситуации: эмоциональное интонирование мира, ситуация успеха, эстетического преобразования, присвоения исполнительских умений, творческого проявления.
Младший школьный возраст. Основная потребность -- быть творцом.
Основные направления:
-- развитие эмоциональной восприимчивости к деятельности и эстетике труда;
-- формирование стремления трудиться сообща. Осуществляется в форме коллективных творческих дел чаще всего художественными средствами («Строим замок», «Украшаем класс к празднику», «Делаем костюмы к маскараду», «Учимся вместе оформлять альбом» и пр.);
-- нравственная подготовка к труду. Предполагает формирование готовности прийти на помощь товарищу, дисциплинированности, мотивации трудовых действий (коллективная уборка класса, территории; подготовка родителям подарков, сделанных своими руками, выпуск классной газеты и пр.);
-- формирование бережного отношения к природе, к окружающим вещам. Осуществляется в форме коллективной и индивидуальной деятельности (посадить деревья, полить цветы, собрать и сделать гербарий, коллективно написать книгу о природе и пр.);
-- формирование отношения к себе на основе результатов труда и перенос отношения к учебе на отношение к труду.
Доминирующие воспитательные ситуации: открытие значимости труда, присвоение исполнительских умений, ситуация творческого самовыражения, ситуация успеха, сопереживания, овладение навыками коллективной работы, представление о профессиях своей местности.
Подростковый возраст. Основные потребности -- потребность в самовоспитании, в быстром получении качественных результатов, в самоутверждении.
Основные направления:
-- формирование волевых качеств личности, умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности. Осуществляется в процессе индивидуального труда на уроках труда, кружковых занятиях, при выполнении домашних дел (различного рода рукоделие, авиамоделирование и другие занятия по интересам, связанные с физическим или нравственным трудом);
-- формирование творческого отношения к труду, стремления получать результаты, отличающиеся новизной и оригинальностью. Это позволяет личностно мотивировать трудовые действия, требовательно относиться к результатам своего и чужого труда, учит организованности, самостоятельности, самодисциплине и самоконтролю в трудовом процессе;
-- формирование нравственного самосознания, которое отражено в объективной самооценке и оценке мотивов и результатов своего труда;
-- развитие физических возможностей и способностей при выполнении определенных видов практической деятельности. Это обеспечивает приспособление организма и психики к конкретной трудовой деятельности на основе сенсомоторного развития, способствует самовоспитанию трудолюбия, активному участию самих подростков в их собственном трудовом развитии и самосовершенствовании.
Доминирующие воспитательные ситуации: творческое самовыражение, трансляция полученных знаний, самопознание, поисково-познавательные.
Учащиеся старших классов, ССУЗов, ПТУ. Ведущая потребность -- самоутверждение, стремление к познанию, профессиональная ориентация, реализация интереса к социальным проблемам.
Основные направления:
-- овладение учащимися знаниями, умениями, навыками конкретной деятельности, направленное на взаимосвязь формирующихся качеств личности, социально ценного жизненного опыта, умений, навыков коллективной и индивидуальной трудовой деятельности с учетом здоровья, пола, возраста; а также нравственных позиций, заданных национальными традициями, семьей и закрепленных в учебном заведении.
-- формирование способности рационального использования своего трудового опыта, чередования труда и отдыха, умения преодолевать трудности в производственной деятельности и трудовых отношениях;
-- воспитание потребности в качественном и красивом выполнении своей работы, применении в новых ситуациях имеющегося опыта, осведомленности в мире науки и техники;
-- формирование у учащихся экономического мышления на базе применения теории из различных областей практической деятельности, понимания связи общенаучной и профессиональной подготовки, развитие интеллекта, сообразительности, умения быстро и творчески ориентироваться в меняющихся социально-экономических условиях;
-- формирование у учащихся таких качеств, как общественный долг, честь, порядочность, культура труда и способности к профессиональному самосовершенствованию;
— профессиональная адаптация обучаемых с ориентацией на постоянное повышение квалификации;
— развитие профессиональных склонностей и способностей.
Доминирующие воспитательные ситуации: ситуация профессионального выбора, открытия значимости результатов труда, творческое самовыражение, нравственного выбора, физической готовности к труду, осознание профессионально значимых качеств личности.
Знания ведущих возрастных новообразований трудового становления личности обеспечивает оптимальное решение задач трудового воспитания и формирование компонентов готовности к труду.
Основные показатели результативности трудового воспитания.
Младший школьник готов к труду в той мере, в которой он проявляет добросовестность и аккуратность в работе, готовность помочь взрослым и товарищам, навыки самообслуживания, настойчивость в выполнении трудовых поручений, воображение и творческий подход к работе, любовь к природе.
Показателями трудового становления младшего подростка является его охотное выполнение работы, умение переносить свой опыт с одного вида деятельности на другой, преемственность в приобретении новых умений и навыков, готовность организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности, созидательное отношение к природе.
Показателями трудовой активности старших подростков являются ответственное отношение к труду, стремление к качественному выполнению порученного дела, требовательность к труду других и своему, нетерпимость к лени, инициатива в выборе труда, волевые качества при получении результатов труда, развитые физические возможности.
У старшеклассников готовность к труду связана с готовностью к самостоятельной жизни, с уровнем сформированности экономического мышления, эстетизацией труда, умением рационально использовать свой трудовой опыт, чувством долга и профессиональным самосовершенствованием.
Студенты. Основная потребность -- приобретение профессиональных знаний. Для удовлетворения этой потребности необходимо:
-- создание реальных предпосылок и условий для развития профессионально важных качеств студентов;
-- воспитание и совершенствование творческого подхода к труду; профессионального долга, ответственности, этики, гордости за результаты своей трудовой деятельности;
-- создание оптимального соответствия между формируемыми качествами и профессиональной деятельностью;
-- формирование стремления к профессионализму в своей деятельности;
-- развитие стремления к освоению последних достижений науки и техники, к повышению трудовой активности.
Воспитательные ситуации: стремление к самосовершенствованию, ситуация успеха, творческого самовыражения, нравственного выбора.
4. Побуждение к сознательному выбору профессии в процессе профориентации. Профориентация как система: профессиональная диагностика, просвещение, консультирование, ориентация, отбор. Феномен случайности выбора профессии: причины, пути предупреждения.
Обязательные задания для КСР (выполняется во время лекционных занятий)
Составьте опорную схему по материалам лекции.
Обязательные задания для внеаудиторной самостоятельной работы (СРС)
Разработайте тест на проверку глубины, системности и гибкости знаний по теме «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников».
2. Система трудового воспитания в школе.
3. Особенности организации трудового воспитания в младшем школьном, подростковом возрасте и в ранней юности.
4. Профориентация как система.
1. Роль трудового воспитания в формировании духовной сферы личности определяется тем, что оно позволяет возвысить жизнедеятельность человека до уровня жизнетворчества.
Воспитательным механизмом при этом выступает воспитание потребности в труде как содержании, цели и оправдании своей жизни, в переживании радости от успехов в труде, в наслаждении процессом и любовании результатами труда.
Воспитание ценностного отношения к труду как средству самореализации в жизни; трудолюбию как условию наиболее полного выражения своих сущностных сил и сохранения исторической памяти о себе; творчеству как способу трудовой деятельности; красоте как критерию оценки труда.
Формирование культуры труда, системы умений самостоятельно организовывать и осуществлять трудовую деятельность в опоре на сильные стороны своей личности, выполнять различные трудовые действия и операции, проявлять настойчивость в достижении цели, находить выходы из «тупиковых» ситуаций, нести личную ответственность за результаты труда.
Задачи трудового воспитания в школе:
Осознание места и роли труда как личностной и общественной ценности, основы полноценной жизнедеятельности личности.
Воспитание уважения к людям труда, создающим духовные и материальные ценности.
Формирование трудовых и жизненных навыков, как творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности, умения прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к профессиональному самосовершенствованию, развития навыков самообслуживания и безопасного поведения.
Содержание воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи положительной мотивации трудовых действий; готовности к труду; умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности; творческого отношения к труду.
Критерии сформированности культуры труда:
• готовность к самостоятельной трудовой жизни;
• творческий подход к работе;
• умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности;
• качественное и ответственное выполнение работы;
• навыки по технике безопасности труда.
2. Система трудового воспитания в школе: учебный труд в процессе обучения, трудовое обучение, деятельность по самообслуживанию, организация общественно полезной деятельности, производительный труд. Трудовые объединения школьников.
3. Особенности и показатели результативности трудового воспитания в младшем школьном, подростковом возрасте и в ранней юности.
Дошкольный возраст. Основная потребность -- успешная реализация в игровой деятельности. Основная мотивация трудовой деятельности -- заслужить похвалу взрослого.
Основные направления:
-- развитие эмоциональной восприимчивости к чистоте и красоте окружающих вещей как мотивации к элементарным приемам самообслуживания, уборке и бережному отношению к вещам (убрать игрушки, посуду, сложить вещи, «починить» изломанную куклу, собрать цветы для украшения стола и пр.);
-- формирование бережного отношения к природе, эстетической восприимчивости к окружающему живому миру (кормить котенка, участвовать в посадке цветов, собрать цветы и листья для гербария; нарисовать все цветы, которые растут на клумбе, и животных, которых видел в зоопарке, и пр.);
-- нравственная подготовка к труду. Предполагает формирование готовности помочь близким и другим детям. Может осуществляться в форме игры («Я у мамы главный помощник», «Кто лучше накроет на стол», «Я -- доктор Айболит», «Дочки--матери», «Вместе рисуем дом» и др.), в форме семейных поручений (поливать цветы, вытирать пыль, следить за порядком в своей комнате и пр.);
-- формирование дисциплинированности и развитие стремления к творчеству. Предполагает постановку перед ребенком некоторой задачи, которую он может решить в процессе трудовых действий, и нести ответственность за выполнение работы и ее качество («Придумай и сделай своими руками маме подарок», «Собери ягоды, яблоки в ведерко», «Сложи аккуратно газеты», «Расставь красиво игрушки», «Следи за тем, чтобы не было пыли на подоконнике» и пр.).
Воспитательные ситуации: эмоциональное интонирование мира, ситуация успеха, эстетического преобразования, присвоения исполнительских умений, творческого проявления.
Младший школьный возраст. Основная потребность -- быть творцом.
Основные направления:
-- развитие эмоциональной восприимчивости к деятельности и эстетике труда;
-- формирование стремления трудиться сообща. Осуществляется в форме коллективных творческих дел чаще всего художественными средствами («Строим замок», «Украшаем класс к празднику», «Делаем костюмы к маскараду», «Учимся вместе оформлять альбом» и пр.);
-- нравственная подготовка к труду. Предполагает формирование готовности прийти на помощь товарищу, дисциплинированности, мотивации трудовых действий (коллективная уборка класса, территории; подготовка родителям подарков, сделанных своими руками, выпуск классной газеты и пр.);
-- формирование бережного отношения к природе, к окружающим вещам. Осуществляется в форме коллективной и индивидуальной деятельности (посадить деревья, полить цветы, собрать и сделать гербарий, коллективно написать книгу о природе и пр.);
-- формирование отношения к себе на основе результатов труда и перенос отношения к учебе на отношение к труду.
Доминирующие воспитательные ситуации: открытие значимости труда, присвоение исполнительских умений, ситуация творческого самовыражения, ситуация успеха, сопереживания, овладение навыками коллективной работы, представление о профессиях своей местности.
Подростковый возраст. Основные потребности -- потребность в самовоспитании, в быстром получении качественных результатов, в самоутверждении.
Основные направления:
-- формирование волевых качеств личности, умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности. Осуществляется в процессе индивидуального труда на уроках труда, кружковых занятиях, при выполнении домашних дел (различного рода рукоделие, авиамоделирование и другие занятия по интересам, связанные с физическим или нравственным трудом);
-- формирование творческого отношения к труду, стремления получать результаты, отличающиеся новизной и оригинальностью. Это позволяет личностно мотивировать трудовые действия, требовательно относиться к результатам своего и чужого труда, учит организованности, самостоятельности, самодисциплине и самоконтролю в трудовом процессе;
-- формирование нравственного самосознания, которое отражено в объективной самооценке и оценке мотивов и результатов своего труда;
-- развитие физических возможностей и способностей при выполнении определенных видов практической деятельности. Это обеспечивает приспособление организма и психики к конкретной трудовой деятельности на основе сенсомоторного развития, способствует самовоспитанию трудолюбия, активному участию самих подростков в их собственном трудовом развитии и самосовершенствовании.
Доминирующие воспитательные ситуации: творческое самовыражение, трансляция полученных знаний, самопознание, поисково-познавательные.
Учащиеся старших классов, ССУЗов, ПТУ. Ведущая потребность -- самоутверждение, стремление к познанию, профессиональная ориентация, реализация интереса к социальным проблемам.
Основные направления:
-- овладение учащимися знаниями, умениями, навыками конкретной деятельности, направленное на взаимосвязь формирующихся качеств личности, социально ценного жизненного опыта, умений, навыков коллективной и индивидуальной трудовой деятельности с учетом здоровья, пола, возраста; а также нравственных позиций, заданных национальными традициями, семьей и закрепленных в учебном заведении.
-- формирование способности рационального использования своего трудового опыта, чередования труда и отдыха, умения преодолевать трудности в производственной деятельности и трудовых отношениях;
-- воспитание потребности в качественном и красивом выполнении своей работы, применении в новых ситуациях имеющегося опыта, осведомленности в мире науки и техники;
-- формирование у учащихся экономического мышления на базе применения теории из различных областей практической деятельности, понимания связи общенаучной и профессиональной подготовки, развитие интеллекта, сообразительности, умения быстро и творчески ориентироваться в меняющихся социально-экономических условиях;
-- формирование у учащихся таких качеств, как общественный долг, честь, порядочность, культура труда и способности к профессиональному самосовершенствованию;
— профессиональная адаптация обучаемых с ориентацией на постоянное повышение квалификации;
— развитие профессиональных склонностей и способностей.
Доминирующие воспитательные ситуации: ситуация профессионального выбора, открытия значимости результатов труда, творческое самовыражение, нравственного выбора, физической готовности к труду, осознание профессионально значимых качеств личности.
Знания ведущих возрастных новообразований трудового становления личности обеспечивает оптимальное решение задач трудового воспитания и формирование компонентов готовности к труду.
Основные показатели результативности трудового воспитания.
Младший школьник готов к труду в той мере, в которой он проявляет добросовестность и аккуратность в работе, готовность помочь взрослым и товарищам, навыки самообслуживания, настойчивость в выполнении трудовых поручений, воображение и творческий подход к работе, любовь к природе.
Показателями трудового становления младшего подростка является его охотное выполнение работы, умение переносить свой опыт с одного вида деятельности на другой, преемственность в приобретении новых умений и навыков, готовность организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности, созидательное отношение к природе.
Показателями трудовой активности старших подростков являются ответственное отношение к труду, стремление к качественному выполнению порученного дела, требовательность к труду других и своему, нетерпимость к лени, инициатива в выборе труда, волевые качества при получении результатов труда, развитые физические возможности.
У старшеклассников готовность к труду связана с готовностью к самостоятельной жизни, с уровнем сформированности экономического мышления, эстетизацией труда, умением рационально использовать свой трудовой опыт, чувством долга и профессиональным самосовершенствованием.
Студенты. Основная потребность -- приобретение профессиональных знаний. Для удовлетворения этой потребности необходимо:
-- создание реальных предпосылок и условий для развития профессионально важных качеств студентов;
-- воспитание и совершенствование творческого подхода к труду; профессионального долга, ответственности, этики, гордости за результаты своей трудовой деятельности;
-- создание оптимального соответствия между формируемыми качествами и профессиональной деятельностью;
-- формирование стремления к профессионализму в своей деятельности;
-- развитие стремления к освоению последних достижений науки и техники, к повышению трудовой активности.
Воспитательные ситуации: стремление к самосовершенствованию, ситуация успеха, творческого самовыражения, нравственного выбора.
4. Побуждение к сознательному выбору профессии в процессе профориентации. Профориентация как система: профессиональная диагностика, просвещение, консультирование, ориентация, отбор. Феномен случайности выбора профессии: причины, пути предупреждения.
Обязательные задания для КСР (выполняется во время лекционных занятий)
Составьте опорную схему по материалам лекции.
Обязательные задания для внеаудиторной самостоятельной работы (СРС)
Разработайте тест на проверку глубины, системности и гибкости знаний по теме «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи