Раннее детство охватывает период от1 г. до 3 лет. Однако нельзя хорошо изучить и усвоить закономерности развития ребенка в этот период, не представляя, как же он развивался до этого, на 1 –ом г. жизни.
1-ый г. ж. самый трудный и ответственный и для ребенка, и для родителей. Рождение - кризисный период, ребенок начинает существовать отдельно от матери, появляется самостоятельная психическая и биологическая жизнь. После рождения меняется характер питания, дыхания и т.п.
Ребенок рождается с массой тела от 2,5 до 4 кг (3.300 – 3.700 – оптимальный вес, свыше 4 кг- группа риска); длина тела 48 – 58 см (оптимально – 52-53см). Все новорожденные в первые дни жизни теряют в весе 220-300г (физиологическая убыль), через 7-10 дней эта потеря компенсируется. В первом полугодии ребенок стремительно прибавляет в весе – по 600-700г (до 1000), во втором – по 400-500г в месяц. К концу 1-го г.ж. масса тела малыша – 10,10,5 кг. Длина тела увеличивается в среднем по 3 см в месяц.
В 4-9 месяцев окружность груди на 2 см меньше окружности головы; к году окружность груди на 2 см больше окружности головы. В дальнейшем у здорового ребенка окружность головы всегда будет меньше окружности груди. Если нет, то следует обратиться к врачу, т.к. это может быть признаком рахита, эндокринных нарушений и т.п.)
К 7-8 месяцам прорезываются молочные зубы (нижние резцы, затем верхние), к году – боковые резцы. Процесс прорезывания зубов индивидуален, может вызвать изменения в здоровье ребенка.
За год жизни работоспособность ребенка растет:
- в первый месяц жизни ребенок может бодрствовать по 20-30 минут;
- к концу 1-го года – до 3,5 часов.
Психическое развитие непосредственно связано с эмоциональным общением и предметно-манипулятивной деятельностью.
Уже на первом месяце жизни ребенок способен:
- следить за перемещающимися предметами (2 нед.)
- рассматривать предметы окружающей обстановки;
- различать цвета (зеленый, красный, синий, оранжевый, фиолетовый, желтый)
- по-разному реагировать на веселую и грустную музыку.
На 3-ем месяце начинает развиваться согласованность движений руки и глаза. Следует подвешивать над ним игрушки разной формы и величины. Формируется хватание.
При правильном воспитании к 6 месяцам у ребенка достаточно развита зрительно-двигательная координация, и рука приспособлена к величине и форме хватаемого предмета. Как только ребенок научиться брать игрушку, не следует подвешивать ее над кроваткой, а следует положить ее сбоку, чтоб возникла потребность в поворачивании (сначала на бок, потом на живот). Так происходит подготовка к ползанию. С 5-6- месяцев ребенок научается ползать, а потом (к 7-8 мес.) садиться ( нельзя сажать ребенка, пока он сам не овладеет этим движением).
В 6 месяцев малыш может удерживать в каждой руке по предмету, может перекладывать игрушку из одной руки в другую; различает звуки, цвета, голоса близких, строгий и ласковый тон, гулит, переворачивается на бок, на живот, на спину, хорошо упирается ножками; выпрямляя их, отталкивается от твердой поверхности; эмоционально откликается на близких людей, настораживается при виде чужих (избирательное отношение)
В 8 месяцев малыш начинает вставать, держась за барьер, к 9-ти - переступает вдоль барьера, держась за него.
Развивается деятельность с предметами: к 9-10 месяцам ребенок, посмотрев на игрушку, заранее складывает пальчики по ее форме, чтобы ее взять:; начинает исследовать свойства предметов (резиновая птичка пищит, если ее сжать, мяч катится, если его толкнуть и т.п.); при условии показа взрослого научается собирать и разбирать двухчастные предметы (кастрюли, коробочки и т.п.); любит бросать и доставать игрушки. Если в 6-7 месяцев малыш реагирует лишь на то, что видит, то к 9-10 месяцам он помнит об исчезновении предмета и настойчиво ищет его.
Происходит развитие речи: ребенок начинает понимать речь взрослого, ищет и находит знакомый предмет, различает действия «ладушки», «до свидания», «садись», «ложись» и т.п. В этом возрасте следует учить ребенка понимать слово «нельзя».
С 9-10 до 12 месяцев начинает понимать не только свойства предметов, но и их назначение (ложкой едят, шапку одевают на голову и т.п.); пытается помогать взрослому при одевании-раздевании. К концу года появляются облегченные слова «би-би», «ам», «гули-гули» и т.п. При этом взрослому необходимо употреблять и облегченные и полные слова. К году ребенок с удовольствием слушает потешки, инструментальною музыку, двигается под музыку; начинает ходить.
1-ый г. ж. самый трудный и ответственный и для ребенка, и для родителей. Рождение - кризисный период, ребенок начинает существовать отдельно от матери, появляется самостоятельная психическая и биологическая жизнь. После рождения меняется характер питания, дыхания и т.п.
Ребенок рождается с массой тела от 2,5 до 4 кг (3.300 – 3.700 – оптимальный вес, свыше 4 кг- группа риска); длина тела 48 – 58 см (оптимально – 52-53см). Все новорожденные в первые дни жизни теряют в весе 220-300г (физиологическая убыль), через 7-10 дней эта потеря компенсируется. В первом полугодии ребенок стремительно прибавляет в весе – по 600-700г (до 1000), во втором – по 400-500г в месяц. К концу 1-го г.ж. масса тела малыша – 10,10,5 кг. Длина тела увеличивается в среднем по 3 см в месяц.
В 4-9 месяцев окружность груди на 2 см меньше окружности головы; к году окружность груди на 2 см больше окружности головы. В дальнейшем у здорового ребенка окружность головы всегда будет меньше окружности груди. Если нет, то следует обратиться к врачу, т.к. это может быть признаком рахита, эндокринных нарушений и т.п.)
К 7-8 месяцам прорезываются молочные зубы (нижние резцы, затем верхние), к году – боковые резцы. Процесс прорезывания зубов индивидуален, может вызвать изменения в здоровье ребенка.
За год жизни работоспособность ребенка растет:
- в первый месяц жизни ребенок может бодрствовать по 20-30 минут;
- к концу 1-го года – до 3,5 часов.
Психическое развитие непосредственно связано с эмоциональным общением и предметно-манипулятивной деятельностью.
Уже на первом месяце жизни ребенок способен:
- следить за перемещающимися предметами (2 нед.)
- рассматривать предметы окружающей обстановки;
- различать цвета (зеленый, красный, синий, оранжевый, фиолетовый, желтый)
- по-разному реагировать на веселую и грустную музыку.
На 3-ем месяце начинает развиваться согласованность движений руки и глаза. Следует подвешивать над ним игрушки разной формы и величины. Формируется хватание.
При правильном воспитании к 6 месяцам у ребенка достаточно развита зрительно-двигательная координация, и рука приспособлена к величине и форме хватаемого предмета. Как только ребенок научиться брать игрушку, не следует подвешивать ее над кроваткой, а следует положить ее сбоку, чтоб возникла потребность в поворачивании (сначала на бок, потом на живот). Так происходит подготовка к ползанию. С 5-6- месяцев ребенок научается ползать, а потом (к 7-8 мес.) садиться ( нельзя сажать ребенка, пока он сам не овладеет этим движением).
В 6 месяцев малыш может удерживать в каждой руке по предмету, может перекладывать игрушку из одной руки в другую; различает звуки, цвета, голоса близких, строгий и ласковый тон, гулит, переворачивается на бок, на живот, на спину, хорошо упирается ножками; выпрямляя их, отталкивается от твердой поверхности; эмоционально откликается на близких людей, настораживается при виде чужих (избирательное отношение)
В 8 месяцев малыш начинает вставать, держась за барьер, к 9-ти - переступает вдоль барьера, держась за него.
Развивается деятельность с предметами: к 9-10 месяцам ребенок, посмотрев на игрушку, заранее складывает пальчики по ее форме, чтобы ее взять:; начинает исследовать свойства предметов (резиновая птичка пищит, если ее сжать, мяч катится, если его толкнуть и т.п.); при условии показа взрослого научается собирать и разбирать двухчастные предметы (кастрюли, коробочки и т.п.); любит бросать и доставать игрушки. Если в 6-7 месяцев малыш реагирует лишь на то, что видит, то к 9-10 месяцам он помнит об исчезновении предмета и настойчиво ищет его.
Происходит развитие речи: ребенок начинает понимать речь взрослого, ищет и находит знакомый предмет, различает действия «ладушки», «до свидания», «садись», «ложись» и т.п. В этом возрасте следует учить ребенка понимать слово «нельзя».
С 9-10 до 12 месяцев начинает понимать не только свойства предметов, но и их назначение (ложкой едят, шапку одевают на голову и т.п.); пытается помогать взрослому при одевании-раздевании. К концу года появляются облегченные слова «би-би», «ам», «гули-гули» и т.п. При этом взрослому необходимо употреблять и облегченные и полные слова. К году ребенок с удовольствием слушает потешки, инструментальною музыку, двигается под музыку; начинает ходить.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи