Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический, системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, устойчивые, повторяющиеся (т.е. закономерные) связи педагогического процесса. Для установления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:
1) педагогического процесса с более широкими социальными процессами и условиями;
2) внутри педагогического процесса:
- между образованием, воспитанием, обучением и развитием;
- между воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием;
- между обучением и самообразованием;
- между процессами педагогического руководства и самосовершенствования;
- между субъектами и объектами педагогического процесса.
3) между целями, задачами, содержанием, организацией и методикой педагогического процесса.
1. Педагогический процесс в целом обусловлен потребностями и возможностями общества в формировании свободной и демократичной личности.
2. Эффективность педагогического процесса зависит от условий, в которых он протекает.
3. В педагогическом процессе взаимосвязаны процессы образования, воспитания (в узком смысле), обучения и развития.
4. Эффективность функционирования педагогического процесса определяется единством воздействия и взаимодействия всех его субъектов и объектов.
5. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят: а) от наследственности, б) воспитательной и учебной среды, в) включенности в педагогическую деятельность, г) применяемых средств и способов педагогических воздействий и взаимодействий.
6. Содержание целостного педагогического процесса обусловлено его целями и задачами.
7. Методы, формы и средства педагогического процесса соотносятся с его задачами и содержанием.
8. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса способствует достижению максимального возможных в данных условиях результатов за отведенное время, т.е. его оптимизации.
9. Только взаимосвязь всех компонентов педагогического процесса обеспечивает достижение результатов, соответствующих поставленным целям и задачам.
Следует предостеречь от ошибочного умозаключения, будто изложенными закономерностями исчерпываются связи, действующие в педагогическом процессе. На самом деле их значительно больше. Из закономерностей вытекают основные принципы педагогического процесса, определяющие его организацию, содержание и методику. В современной науке принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, правила поведения и действий. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделить две группы принципов: организации педагогического процесса, руководства деятельностью обучаемых.
К принципам организации педагогического процесса можно отнести:
- социально-ценностную целевую направленность процесса;
- гуманистическую направленность процесса;
- комплексный подход к организации различных видов педагогической деятельности;
- обеспечение связи процесса с жизнью и военной службой;
- научность;
- единство формирования ЗНУ, сознания и поведения;
- обучение и воспитание курсантов в коллективе;
- единство требовательности и уважения к обучаемым;
- преемственность, последовательность и систематичность;
- наглядность;
- эстетизацию обучения и воспитания.
Среди принципов управления деятельностью обучаемых выделяются следующие:
- сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучаемых;
- сознательность и активность обучаемых;
- уважение к личности обучаемого в сочетании с разумной требовательностью к нему;
- опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
- согласованность требований семьи, школы, ввуза и общественности;
- сочетание прямых и параллельных педагогических действий;
- доступность и посильность в обучении и воспитании;
- прочность и действенность результатов обучения, воспитания и развития и др.
Педагогические принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие педагогической действительности влечет за собой появление новых принципов и изменение существа традиционных принципов педагогического процесса.
Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных действий педагогов.
Внутренними являются следующие противоречия:
- между реальными возможностями обучаемых и теми требованиями, которые к ним предъявляются со стороны общества, высшей школы и родителей;
- активно-деятельностной природой обучаемого и социально-педагогическими условиями его жизни;
- социальными интересами и интересами личности;
- коллективом и личностью;
- сложными явлениями и недостатком опыта для их понимания;
- стремительно нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса и др.
К субъективным противоречиям относятся следующие:
- между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;
- отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
- индивидуальным творческим процессом становления личности и массовым характером организации педагогического процесса;
- возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.
Основными условиями разрешения данных противоречий педагогического процесса могут быть:
1) организация педагогического взаимодействия между педагогами и обучаемыми;
2) активное участие всего общества и отдельных его институтов в педагогическом процессе;
3) организация и методика обучения и воспитания в комплексе форм, средств, методов и приемов;
4) научная организация труда;
5) своевременное осознание и устранение субъективно порожденных несоответствий;
6) создание оптимальных мер педагогических воздействий на обучаемых;
7) изучение действительных и мнимых педагогических явлений и выбор верных способов педагогических действий и др.
1) педагогического процесса с более широкими социальными процессами и условиями;
2) внутри педагогического процесса:
- между образованием, воспитанием, обучением и развитием;
- между воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием;
- между обучением и самообразованием;
- между процессами педагогического руководства и самосовершенствования;
- между субъектами и объектами педагогического процесса.
3) между целями, задачами, содержанием, организацией и методикой педагогического процесса.
1. Педагогический процесс в целом обусловлен потребностями и возможностями общества в формировании свободной и демократичной личности.
2. Эффективность педагогического процесса зависит от условий, в которых он протекает.
3. В педагогическом процессе взаимосвязаны процессы образования, воспитания (в узком смысле), обучения и развития.
4. Эффективность функционирования педагогического процесса определяется единством воздействия и взаимодействия всех его субъектов и объектов.
5. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят: а) от наследственности, б) воспитательной и учебной среды, в) включенности в педагогическую деятельность, г) применяемых средств и способов педагогических воздействий и взаимодействий.
6. Содержание целостного педагогического процесса обусловлено его целями и задачами.
7. Методы, формы и средства педагогического процесса соотносятся с его задачами и содержанием.
8. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса способствует достижению максимального возможных в данных условиях результатов за отведенное время, т.е. его оптимизации.
9. Только взаимосвязь всех компонентов педагогического процесса обеспечивает достижение результатов, соответствующих поставленным целям и задачам.
Следует предостеречь от ошибочного умозаключения, будто изложенными закономерностями исчерпываются связи, действующие в педагогическом процессе. На самом деле их значительно больше. Из закономерностей вытекают основные принципы педагогического процесса, определяющие его организацию, содержание и методику. В современной науке принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, правила поведения и действий. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделить две группы принципов: организации педагогического процесса, руководства деятельностью обучаемых.
К принципам организации педагогического процесса можно отнести:
- социально-ценностную целевую направленность процесса;
- гуманистическую направленность процесса;
- комплексный подход к организации различных видов педагогической деятельности;
- обеспечение связи процесса с жизнью и военной службой;
- научность;
- единство формирования ЗНУ, сознания и поведения;
- обучение и воспитание курсантов в коллективе;
- единство требовательности и уважения к обучаемым;
- преемственность, последовательность и систематичность;
- наглядность;
- эстетизацию обучения и воспитания.
Среди принципов управления деятельностью обучаемых выделяются следующие:
- сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучаемых;
- сознательность и активность обучаемых;
- уважение к личности обучаемого в сочетании с разумной требовательностью к нему;
- опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
- согласованность требований семьи, школы, ввуза и общественности;
- сочетание прямых и параллельных педагогических действий;
- доступность и посильность в обучении и воспитании;
- прочность и действенность результатов обучения, воспитания и развития и др.
Педагогические принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие педагогической действительности влечет за собой появление новых принципов и изменение существа традиционных принципов педагогического процесса.
Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных действий педагогов.
Внутренними являются следующие противоречия:
- между реальными возможностями обучаемых и теми требованиями, которые к ним предъявляются со стороны общества, высшей школы и родителей;
- активно-деятельностной природой обучаемого и социально-педагогическими условиями его жизни;
- социальными интересами и интересами личности;
- коллективом и личностью;
- сложными явлениями и недостатком опыта для их понимания;
- стремительно нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса и др.
К субъективным противоречиям относятся следующие:
- между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;
- отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
- индивидуальным творческим процессом становления личности и массовым характером организации педагогического процесса;
- возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.
Основными условиями разрешения данных противоречий педагогического процесса могут быть:
1) организация педагогического взаимодействия между педагогами и обучаемыми;
2) активное участие всего общества и отдельных его институтов в педагогическом процессе;
3) организация и методика обучения и воспитания в комплексе форм, средств, методов и приемов;
4) научная организация труда;
5) своевременное осознание и устранение субъективно порожденных несоответствий;
6) создание оптимальных мер педагогических воздействий на обучаемых;
7) изучение действительных и мнимых педагогических явлений и выбор верных способов педагогических действий и др.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи