Проектирование педагогической программы формирования лидерских качеств у курсантов военного факультета гражданского морского вуза

Наука » Педагогика
Обучение и воспитание курсантов гражданского морского вуза, проходящих подготовку на военном факультете, направлено на формирование готовности к будущей воинской службе в рядах Военно-морского флота РФ. Будущие офицеры запаса получают комплексную подготовку и как специалисты гражданских профессий, и как специалисты соответствующей военно-учетной профессии [1]. В этой связи важное значение имеет проектирование образовательной среды вуза [3], когда учитывается специфика гражданской профессиональной направленности в аспекте новых информационных технологий и моделирования учебных практико-ориентированных программ. Освоение курсантами новых образовательных технологий способствует оптимизации учебного процесса, а участие их в социально-ориентируемых, этнокультурных досуговых мероприятиях оказывает воспитательный эффект на пути социализации и активности в проявлении гражданской позиции [4]. Вопросы профессионального воспитания будущих офицеров запаса становятся приоритетными в структуре комплексной профессиональной подготовки, где формированию социальной гражданской позиции, проявлению лидерских качеств необходимо уделять должное внимание [5].
Применение педагогических технологий в профессиональном воспитании связано с проектированием программ воспитания. Термин «технология» применительно к воспитанию несколько схематизирует процесс, в котором субъекты педагогического взаимодействия (педагог – учащийся) должны выстраивать личностно-ориентированные стили отношений. Однако в условиях обучения на военном факультете эти отношения в большей мере определены уставными требования и положениями. По мнению Б. Т. Лихачева [2], педагогические технологии представляют собой совокупность психолого-педагогических установок, приемов, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов обучения и воспитания, то есть технология выступает как средство, организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Проектирование комплексов технологий обучения с целью повышения мотивации учения школьников

Наука » Педагогика
Переход от традиционной парадигмы образования к гуманистической требует от школы развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Еще К.Д. Ушинский указывал на то, что «человек становится личностью в процессе жизни, в общении и в совместной деятельности с другими людьми». Иными словами, для каждого человека есть возможность стать или не стать гармонично развитой личностью. А это во многом зависит от учителя, от того, как он организует совместную деятельность своих учеников.
В теории учебной деятельности доказано, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной мотивированной и целенаправленной деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др.). Это подтверждено В.А. Сухомлинским, который говорил, что все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться. Из этого можно сделать вывод, что необходимым условием развития личности школьника является его высокая познавательная активность, но не всякая деятельность развивает способности ребенка, а только та, которая вызывает у него интерес.
Избранной нами темой исследования является проблема повышения мотивации учения школьников, их интереса к обучению с помощью вариативных образовательных технологий.
Методологическую основу исследования составляют следующие концепции:
1) концепция и стратегия модернизации общего среднего образования, основная цель которой – подготовка разносторонне развитой личности, ориентированной в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию с использованием достижений современной педагогической науки;
2) концепция акмеологического подхода к обучению предполагает ориентацию на целостное развитие личности ученика, усиление его самостоятельности и субъектности на основе активизации внутренних механизмов развития, мотивации достижений и потребности в самореализации (А.А. Деркач, Н.Ф. Вишнякова, В.Н. Максимова, Е.В. Селезнева и др.);

Современные педагогические технологии как условие повышения качества заочного обучения

Наука » Педагогика
Заочная форма обучения в высшем учебном заведении существенно отличается от очной формы обучения. Эти отличия связаны как с организацией учебного процесса, так и, с контингентом студентов. К первой группе отличий мы относим следующие критерии: количество аудиторных часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины государственного образовательного стандарта соответствующей специальности, количество часов, отводимых на самостоятельную работу студента, объем времени на непосредственную работу с преподавателем. Так, на очном отделении университета объем аудиторной нагрузки по дисциплинам государственного образовательного стандарта составляет 50 % от общей трудоемкости часов, в то время как на заочной форме обучения объем аудиторной нагрузки равен всего 15–20 % от аудиторной нагрузки очной формы обучения. Соответственно объем часов самостоятельной работы студента заочной формы обучения почти в два раза превышает объем самостоятельной работы студентаочника. Студент очной формы обучения находится на занятиях в аудитории в среднем 22–26 часов в неделю, в то время как студентзаочник всего 40–50 календарных дней в году, и при всех указанных различиях требования к уровню подготовки студента любой формы обучения одинаковы и не зависят от формы, по которой специалист заканчивал высшее учебное заведение.
Вторую группу отличий составляет возрастной состав студентов, третью группу – уровень предыдущего образования студентов. Так, на заочное отделение, как правило, приходят лица старше 25 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, в основном работающие по специальности. Как правило, студент заочной формы обучения проживает на значительном расстоянии от учебного заведения (нередко в другом регионе) и это тоже привносит свои особенности в учебный процесс подготовки специалиста (студент не всегда может оперативно приехать при возникновении сложностей в освоении любой дисциплины учебного плана). Все перечисленные особенности и отличия приводят к тому, что преподаватели, работающие на заочном отделении университета должны учитывать данные особенности и активно использовать в своей работе современные педагогические технологии, проектируя целостные дидактические системы изучения своей учебной дисциплины.

Социализация выпускника школы VIII вида во внеучебной деятельности

Наука » Педагогика
Социализация определяется как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [2, c.1242]. Социализация детей с интеллектуальными нарушениями нуждается в определении социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию данной категории детей [6, с.11]. Выявить структуру социализации, пути, способы, организационные формы и педагогические условия их реализации – это значит позволить ребенку с множественными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Уровень социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями зависит:
от соответствия типа организованной структуры условиям современной ситуации общества;
социально-педагогической системы формирования знаний о ребенке с проблемами в развитии;
гуманизации социума в отношении детей с проблемами в развитии;
формирования системного знания о ребенке с проблемами в развитии разной степени выраженности и гуманного отношения к нему в условиях вузовского образования;

Сравнительная оценка технологий обработки текстовой информации

Наука » Педагогика
Компьютерные информационные технологии в документоведении и документационном обеспечении управления включают в себя методы, приемы, последовательность операций и процедур, связанных с использованием компьютеров и программного обеспечения в документообороте предприятия [1, с. 99].
Вопрос оценки трудоёмкости технологий чрезвычайно важен в любой области человеческой деятельности. Одновременно данный вопрос является чрезвычайно сложным, поскольку охватывает оценку всех составляющих понятия «технология». Одно из классических определений этого понятия гласит: технология (греч. Techne – искусство + Logos – учение) включает в себя методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Поэтому оценка технологий должна учитывать следующие компоненты:
• особенности и ограничения, накладываемые инструментарием;
• специфику, сложность производимого продукта;
• массовость (тираж) производимого продукта и др.
Для решения задачи оценки необходимо выбрать показатели, позволяющие численно характеризовать различные технологии. В данном случае универсальным показателем могла быть стоимость или время, затрачиваемое на производство информационного продукта, однако подобные оценки технологий чрезвычайно трудно осуществить. Также отметим, что в сфере компьютерных технологий многообразие видов информации, программного обеспечения (инструментальных средств) столь велико, что не представляется возможным изначально выработать некий универсальный подход к выбору показателя оценки технологий.

Вопрос выделения категории детей с минимальными нарушениями развития

Наука » Педагогика
Исследования последних лет отмечают устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социальноэкономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях. По данным неонатологов в настоящее время только 5 % детей рождаются абсолютно здоровыми, остальные же 95 % – с органическими поражениями головного мозга различной степени выраженности. Всероссийская диспансеризация выявила, что 51,7 % детей имеют функциональные отклонения и 16,2 % хронические заболевания различных органов и систем. При поступлении в школу этих детей рассматривают как группу педагогического риска, поскольку они отличаются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и в освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. К «группе риска возникновения трудностей в обучении» относятся также воспитанники дошкольных учреждений компенсирующего вида, потому что их физиологические и психические особенности накладывают существенное ограничение на возможности адаптации к условиям постоянно растущего потока информации, повышенных социальных требований и норм современной школы. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, выраженность которых различна. Значительную по численности группу составляют дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Если выраженные нарушения психического развития к старшему дошкольному возрасту, как правило, бывают выявлены, то дети с минимальными отклонениями остаются длительное время без должного внимания специалистов. Объясняется это различием методологических подходов к пониманию «нормы» в психическом развитии. Дети, имеющие парциальные нарушения психического развития, являются той специфичной категорией, в отношении которой эта неоднозначность наиболее заметна (Г.Ф. Кумарина, 2000; А.В. Семенович, 2002). Согласно современным представлениям дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, отклонениями в развитии, недостатками психофизического развития) — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций.

Применение систем компьютерной математики в подготовке специалистов экономического профиля

Наука » Педагогика
Сегодня уровень подготовки специалиста экономического профиля в значительной степени характеризуется его способностью свободно оперировать моделями в предметной области экономика. Модель возникает как результат формального описания экономического явления, отражающего существенные стороны последнего, при этом степень формализации обуславливает эффективность исследования и использования модели. Поскольку наивысшую степень формализации может обеспечить только математическая модель, то становится очевидной необходимость применения математических методов в изучении экономических процессов. Учитывая, что экономические явления относятся к классу трудноформализуемых объектов в силу их подверженности влиянию множества разнонаправленных и часто случайных факторов, то успешность моделирования во многом зависит от использования компьютерных технологий, которые дают возможность автоматизировать учет этих факторов и проводить вычислительный эксперимент. Таким образом, достижение практических результатов и накопление «портфеля умений» в специальностях экономической направленности должно базироваться на трех «китах»:
• экономической теории,
• математическом инструментарии,
• информационных технологиях.
Реализация этих составляющих в рамках учебного процесса позволяет проложить сквозной образовательный маршрут, проходящий через следующие циклы Государственного образовательного стандарта ЕН – «Общие математические и естественно-научные дисциплины», ОПД – «Общепрофессиональные дисциплины» и СД – «Специальные дисциплины», с целью получения того системного эффекта, который свойственен фундаментальному образованию. Следует отметить, что связующей компонентой, обеспечивающей сквозной характер маршрута, являются информационные технологии, которые способны поддержать любой этап обучения.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Наука » Педагогика
• Как реализуется в учебнике принцип развивающего обучения?
• Чем отличаются методы изучения нового материала в учебнике 4
класса от учебника 5 класса?
• Какие поисковые задачи и проблемные ситуации используются в школьных учебниках?
Эти и другие проблемные вопросы активизируют работу студентов, заставляют их творчески подходить к программному материалу. Задания, предлагаемые студентам, постепенно усложняются. Сначала предлагаются задания, требующие репродуктивной деятельности, затем – задания, требующие поисковых умений. Например, при работе с методической литературой предлагалось найти: в статье примеры, конкретизирующие те или иные теоретические положения; примеры, требующие критического анализа приемов, рекомендуемых авторами методических статей и пособий. Студентам необходимо было выполнить следующие задания:
• выделите в пособии (статье) фрагменты, связанные…
• какие проблемы отражены в работе…
• оформите рефераты по материалам книги (статьи)…
• составьте проблемную аннотацию к статье…
• составьте проблемные задания на основе статьи…
При анализе дидактического материала задания также усложнялись. Примеры простых заданий.
• Какие задания способствуют формированию умений обобщать,
сравнивать, анализировать?

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В АМЕРИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ «ADDISON-WESLEY MATHEMATICS»

Наука » Педагогика
Необходимость качественных изменений в школьном образовании сегодня осознается как теоретиками, так и многими практиками образования, а процессы разработки и освоения новшеств прочно вошли в жизнь современной российской школы. В этих условиях все более значимой становится проблема изучения, оценки, адаптации и использования образовательного опыта других стран. Учитывая актуальность данной проблемы, мы решили обратиться к опыту иностранных специалистов обучения математике в начальной школе и рассмотреть одну из американских программ по математике
«ADDISON-WESLEY MATHEMATICS», уделив особое внимание проблеме формирования вычислительных навыков (на примере изучения письменного сложения и вычитания чисел).
Изучение приемов письменного сложения и вычитания чисел – неотъемлемый компонент любой программы по математике для начальной школы. Овладение ими является необходимым условием не только для начальной ступени обучения математике, но и для всех последующих, а также для изучения других школьных дисциплин.
Эта программа по математике была разработана для учащихся начальных классов американскими методистами в 1980-х годах. Учебно-методический комплект включает в себя: учебники (рассчитанные на 6 лет обучения), методические материалы для учителя, рабочие разноуровневые тетради для учеников, документы для учителя, ответы к заданиям из учебников и тетрадей, накопительные карточки поведения, большую книгу для детей дошкольного возраста, набор оборудования для практической деятельности, компьютерную систему управления и контроля, компьютерную программу инструкционного характера, а также приложения для родителей и книгу – указатель литературы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Наука » Педагогика
В период перехода к организации учебного процесса с использованием бально-рейтинговой системы оценивания одной из важнейших является проблема диагностики качества образования и разработки контрольно-измерительных материалов. При этом важно помнить, что необходимы такие задания, которые могут выявить не только уровень знаний и умений студентов, но и развивающий эффект соответствующей дисциплины.
Вместе с тем, на современном этапе оценка соответствия качества подготовки в вузе (например, при аккредитации и лицензировании) предполагает проведение тестирования студентов по различным дисциплинам с целью определения качества знаний будущих специалистов.

Все это позволяет говорить о необходимости разработки контрольно-диагностических материалов в виде различных тестов. Как правило, в тестах используются два основных типа представления заданий – закрытые и открытые задания. К заданиям закрытого типа относятся задания:
• альтернативных ответов (к каждой задаче дается только два варианта ответов – «да-нет», «правильно-неправильно» и т. п.);
• единичного и множественного выбора (предполагают наличие вариативности в выборе, при этом необходимо выбрать один или несколько из предложенных вариантов);
• с множественным выбором на установление соответствия (выполнение их связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств);
• на установление правильной последовательности (надо указать порядок объектов действий или процессов, перечисленных в задании).
В заданиях открытого типа готовые ответы не даются, их должен ввести сам испытуемый. Выделяют два вида подобных заданий:
• задания-дополнения (в представленный текст необходимо вставить символ, число, слово или словосочетание; предполагается только один вариант ответа);
• задания свободного изложения (должны составить развернутый ответ в виде полного решения задачи с пояснениями или дать ответ в виде эссе).
Приведем примеры различных видов заданий из теста по курсу математики, изучаемого будущими учителями начальных классов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ – СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика
Большое значение в новой модели школьного образования отводится широкому использованию компьютерных средств в учебновоспитательной работе с учащимися [1, 2]. Вместе с тем, важен не сам факт использования компьютерных средств на учебных занятиях, а реализация компетентностного подхода к обучению школьников посредством организации учителем разнообразных способов познавательной деятельности с применением компьютерных инструментов, определяющих усвоение учениками знаний, формирование умений, их личностное развитие [1, с. 37].
Таким образом, следует особо подчеркнуть, что информатизация школьного начального образования в первую очередь предполагает изменение педагогических условий обучения, воспитания и развития младших школьников, ориентацию на органичное использование информационно-коммуникационных технологий и информационных ресурсов Интернет в образовательном пространстве начальной школы, переход на технологически-ориентированные методы обучения детей младшего школьного возраста.
Востребованностью педагогических кадров, способных осуществлять педагогическую работу с младшими школьниками, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения с применением компьютерного инструментария; обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям образовательного стандарта начальной ступени школьного образования определяется актуальность образовательных программ подготовки бакалавра по профилю «Информатика в начальном образовании», реализуемых на кафедре начального естественно-математического образования.
Профессиональная информационно-технологическая подготовка бакалавров, будущих специалистов в области информатизации начального образования, направлена на обеспечение образовательных
результатов, качественными характеристиками которых являются:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО–ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ»

Наука » Педагогика
Сегодня уже общепризнанно, что российская система образования нуждается в серьезном реформировании. Время диктует свои условия. Сегодняшний день характеризуется не только имеющимся разрывом между уровнем образованности населения страны и требованиями времени, но и быстрой сменой господствующих технологий.
Может ли в такой ситуации учитель чувствовать полную уверенность в правильности своей педагогической деятельности? На чем должна основываться эта уверенность, если она существует?
Поскольку любая сознательная деятельность не может осуществляться вне цели, то именно сама цель может стать источником убежденности в правильности своих действий.

С позиций логико-информационного подхода главной целью школьного обучения является развитие интеллекта – основы для самостоятельного получения новых знаний в будущем. Главным средством для этого является информация как множество языковых сообщений, представленная в содержании конкретного учебного предмета. Для реализации поставленной цели необходимо развивать, прежде всего, фактологическое (основанное на узнавании и памяти) и критическое (основанное на понимании) мышление учащихся, что может стать базой для развития научного (основанного на умении делать самостоятельные выводы) мышления. Важно учитывать также, что процесс должен происходить последовательно. Осознание этой последовательности позволяет определить задачи на каждом этапе школьного обучения.