Обучение и воспитание курсантов гражданского морского вуза, проходящих подготовку на военном факультете, направлено на формирование готовности к будущей воинской службе в рядах Военно-морского флота РФ. Будущие офицеры запаса получают комплексную подготовку и как специалисты гражданских профессий, и как специалисты соответствующей военно-учетной профессии [1]. В этой связи важное значение имеет проектирование образовательной среды вуза [3], когда учитывается специфика гражданской профессиональной направленности в аспекте новых информационных технологий и моделирования учебных практико-ориентированных программ. Освоение курсантами новых образовательных технологий способствует оптимизации учебного процесса, а участие их в социально-ориентируемых, этнокультурных досуговых мероприятиях оказывает воспитательный эффект на пути социализации и активности в проявлении гражданской позиции [4]. Вопросы профессионального воспитания будущих офицеров запаса становятся приоритетными в структуре комплексной профессиональной подготовки, где формированию социальной гражданской позиции, проявлению лидерских качеств необходимо уделять должное внимание [5].
Применение педагогических технологий в профессиональном воспитании связано с проектированием программ воспитания. Термин «технология» применительно к воспитанию несколько схематизирует процесс, в котором субъекты педагогического взаимодействия (педагог – учащийся) должны выстраивать личностно-ориентированные стили отношений. Однако в условиях обучения на военном факультете эти отношения в большей мере определены уставными требования и положениями. По мнению Б. Т. Лихачева [2], педагогические технологии представляют собой совокупность психолого-педагогических установок, приемов, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов обучения и воспитания, то есть технология выступает как средство, организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Проектирование педагогической технологии включает в себя следующие компоненты: а) концептуальную основу; б) содержательный компонент обучения и воспитания; в) процессуальную часть, то есть технологический процесс. Концептуальная часть педагогической технологии основывается на научной базе создаваемой технологии, куда относятся те психолого-педагогические идеи и теории, которые заложены
в ее фундамент. Содержательную часть технологии составляют цели ?
общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса. Таким образом, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Военная педагогика и психология накопила в своем арсенале значительное число эффективных технологий и методик учебновоспитательной работы. Однако специальной технологии по формированию готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса не разработано. Сегодня военные педагоги ищут наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности курсантов, роста их успеваемости, формирования готовности к лидерской и профессиональной деятельности. Поэтому разработка педагогической технологии формирования готовности к лидерской деятельности является актуальной и своевременной задачей.
Основой предлагаемой технологии служит проектирование программы профессионального воспитания будущих офицеров запаса, что позволило целенаправленно организовать деятельность военных педагогов, командиров рот и воспитателей групп курсантов. В то же время проектирование учебно-воспитательной работы с курсантами ведет к более высокой стабильности их успехов в учебной и социальнодосуговой деятельности, способствует выработки необходимых лидерских качеств, значимых в гражданской и военно-морской профессии.
Центральным элементом и целью педагогической технологии
«Офицер-лидер» выступает проектирование и формирование готовности к будущей профессиональной деятельности. Программа предусматривает теоретическую и практическую подготовку курсантов факультета военного обучения, направлена на формирование у них навыков и умений лидерской деятельности, способности к применению психологопедагогических знаний в системе отношений с личным составом военных подразделений [5].
Основные формы работы, выполняемыми в учебном процессе по формированию готовности к лидерской деятельности, следующие: лекции, беседы, практические занятия, тренинги и др. Предусмотрены также самостоятельная форма работы курсантов, в частности, подготовка ими рефератов, составление планов самовоспитания, аутотренинги, и
др.
Таким образом, во взаимоотношениях субъектов педагогической деятельности «педагог – воспитуемый» прослеживается лишь односторонняя связь, тогда как процесс взаимодействия субъектов деятельности («педагог – воспитуемый»), то есть обратная связь («воспитуемый»
– педагог») оказывается несколько формальной.
Кроме того, программа «Офицер-лидер», не может быть рассмотрена без связи с целями профессиональной подготовки, так как организация учебно-воспитательного процесса на ФВО представляет собой первоначальную модель специальной профессиональной подготовки будущих офицеров запаса для ВМФ (рис.).
Таким образом, уже само построение учебного процесса характеризует особенности реализации целей программы, модель которой может быть применима для формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ.
Согласно Национальной доктрины образования в Российской Федерации, стандартам, принятым в отечественной педагогике, целенаправленное внимание отводится следующим разделам: психологии личности педагога и обучающихся; разработке методов воспитательной работы; вопросам профилактики поведения и предупреждения негативных различных последствий, в том числе и в сфере социогенных факторов. Применительно к программе «Офицер-лидер», данные разделы могут быть оптимизированы, расширены и адаптированы с учетом специфики и условий учебы курсантов гражданского морского на факультете военного обучения.
Программа состоит из четырех блоков, объединяющих восемь разделов, содержание которых имеет широкий спектр воспитательноразвивающего характера влияния. Это содействует умственному развитию курсанта, несет в себе большой потенциал в воспитании не только лидерских качеств, но и способствует нравственно-эстетическому становлению личности. Воспитательно-развивающий потенциал занятий, проводимых согласно программы формирования лидерских качеств, должен определять целевые установки, содержание, методы, обучения и воспитания курсантов.
Усвоение программы «Офицер-лидер», наряду с другими общеобразовательными дисциплинами, позволяет курсанту факультета военного обучения получить стройную систему знаний применительно к характеру лидерской деятельности в условиях военно-профессиональной деятельности. Таким образом, усвоение данной программы может рассматриваться как предпосылка формирования лидерской направленности личности современного курсанта, раскрытие которой происходит уже в процессе как настоящей, так и будущей жизнедеятельности, а также при непосредственном проявлении стиля лидерского мышления.
Условия информационно-образовательной среды являются дополнительным стимулом к формированию у курсантов факультета военного обучения интереса к процессу выработки готовности к лидерской деятельности. Образовательно-воспитательная ситуация рассматривается как главное условие формирования лидерских качеств и как основа готовности к лидерской деятельности. В условиях информационнообразовательной среды проектировались (моделировались) воспитательно-педагогические задачи, максимально приближенные к реальной действительности и дальнейшей жизнедеятельности будущих офицеров запаса ВМФ.
Процесс и организация учебно-познавательной деятельности курсантов по овладению знаниями, навыками и умениями в лидерской деятельности включал три взаимосвязанных этапа: 1) усвоение теоретических знаний – восприятие, осмысление и запоминание курсантами изучаемого материала о лидерстве; 2) выработка умений и навыков – применение полученных знаний о лидерстве на практике в условиях прохождения сборов в воинской части; 3) совершенствование опыта – углубление полученных знаний о лидерстве, их закрепление в моделируемых и реальных практических действиях.
В целях эффективности проверки программы было проведено анкетное исследование курсантов второго и третьего курсов (экспериментальная группа), которые обучались на военном факультете (83 человека) и курсантов этих же курсов (контрольная группа), чье обучение по определенным причинам (состояние здоровья, показатели успеваемости и пр.) на военном факультете было исключено (22 человека). Обе группы курсантов обследовались на этапе констатирующего эксперимента, а также по завершению формирующего эксперимента. Исследование проводилось по разработанной нами методике «Анкета-вопросник для изучения самооценки в проявлении лидерских качеств у курсантов» [6], включающей три блока вопросов: а) оценку знаний и представлений о лидере и лидерстве; б) выявление потребностей и мотивации к изучению теории лидерства и к программе формирования лидерских качеств; в) рефлексивную оценку программ воспитания и формирования готовности к лидерской деятельности.
Формирующий эксперимент с курсантами факультета военного обучения проводился в период с 1 сентября 2012 по 10 апреля 2013 года.
Цель формирующего эксперимента ? создание и проверка модели
формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ.
В связи с тем, что в течение трех учебных лет с факультета военного обучения были отчислены за неуспеваемость и нарушение дисциплины четыре курсанта, участвующих в экспериментальной группе констатирующего этапа, экспериментальная группа составила 79 человек. Участниками стали курсанты факультета военного обучения, обучающиеся по основной гражданской специальности «Судовождение» (3-й курс). Контрольная группа сохранила численность 22 человека.
В сравнении с результатами констатирующего эксперимента, показатели формирующего эксперимента повысились на 16% в экспериментальной группе курсантов (79 человек) и на 4?5% в контрольной группе
(22 человека). Повышение показателей уровня развития лидерских качеств и готовности к лидерской деятельности у курсантов контрольной группы, очевидно, обусловлено фактором социального взросления и общения в учебных группах курсантов, большая часть которых проходила обучение и тренинг по программе «Офицер-лидер» (то есть являлись лицами экспериментальной группы).
Результаты формирующего эксперимента выявили тенденцию к повышению оценок по всем трем блокам вопросов (табл.), что связано с эффективностью применяемой воспитательной программы в профессиональном обучении курсантов гражданского морского вуза и их мотивации на освоение военно-учетной специальности в качестве будущих офицеров запаса. Так, отмечен существенный рост по второму блоку вопросов самооценки курсантов (49,85%), касающийся потребностей и мотивации на освоение военной профессии и проявление лидерства в качестве будущего офицера ВМФ. Курсанты также проявили повышенную активность в оценке применяемых программ воспитания лидерских качеств (59,99%), что способствует формированию готовности к лидерской деятельности.
Формирующий эксперимент включал работу по внедрению модели формирования готовности курсантов к осуществлению лидерской деятельности в процессе обучения на военном факультете и определение ее эффективности в гражданской и военно-профессиональной деятельности. Изменения в уровнях готовности курсантов к осуществлению лидерской деятельности являются следствием внедрения модели воспитания формирования готовности к военно-профессиональной деятельности в целом на основе разработанного программно-методического обеспечения.
По результатам формирующего эксперимента следует отметить положительные моменты работы с курсантами факультета военного обучения:
желание курсантов сформировать у себя лидерские качества и овладеть методологией готовности к лидерской деятельности в качестве офицера ВМФ;
особую атмосферу деловитости и заинтересованности в успехе своих товарищей и сокурсников;
гордость за свою принадлежность в будущем к офицерскому корпусу, причастность к элите ВС РФ – Военно-морскому флоту.
Проведенная работа изменила отношение педагогов военных кафедр к деятельности по формированию готовности к лидерской деятельности. Педагоги стали более заинтересованными, хотя некоторые из них проявляли равнодушие и формализм в работе по формированию у курсантов лидерских качеств и готовности к лидерской деятельности.
Работа над формированием готовности к лидерской деятельности имела следствием повышение активности и результативности не только в учебной, но и в общественной работе. Значительно вырос методический уровень и профессиональная компетентность командиров курсантских рот, педагогов военных кафедр, воспитателей факультетов.
Список литературы
1. Гаврилова, С. Г. Формирование комплексной готовности будущих военных специалистов к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011. – 26 с.
2. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
3. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве: моногр. – Новороссийск, 2006. – 144 с.
4. Тимченко, П. В. Воспитание гражданской позиции курсантов морского вуза как фактор профессионального становления специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – В. Новгород, 2012. – 24 с.
5. Томилин А. Н. Развитие военно-психологической теории и практики профессиональной мотивации офицера-воспитателя: моногр. / А.Н. Томилин, В.А. Худик. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010. –194 с.
6. Фомичева О. В. Педагогические аспекты формирования качеств лидера в профессиональной подготовке курсантов гражданского морского вуза / О.В. Фомичева, А. Н. Томилин. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина
Применение педагогических технологий в профессиональном воспитании связано с проектированием программ воспитания. Термин «технология» применительно к воспитанию несколько схематизирует процесс, в котором субъекты педагогического взаимодействия (педагог – учащийся) должны выстраивать личностно-ориентированные стили отношений. Однако в условиях обучения на военном факультете эти отношения в большей мере определены уставными требования и положениями. По мнению Б. Т. Лихачева [2], педагогические технологии представляют собой совокупность психолого-педагогических установок, приемов, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов обучения и воспитания, то есть технология выступает как средство, организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Проектирование педагогической технологии включает в себя следующие компоненты: а) концептуальную основу; б) содержательный компонент обучения и воспитания; в) процессуальную часть, то есть технологический процесс. Концептуальная часть педагогической технологии основывается на научной базе создаваемой технологии, куда относятся те психолого-педагогические идеи и теории, которые заложены
в ее фундамент. Содержательную часть технологии составляют цели ?
общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса. Таким образом, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Военная педагогика и психология накопила в своем арсенале значительное число эффективных технологий и методик учебновоспитательной работы. Однако специальной технологии по формированию готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса не разработано. Сегодня военные педагоги ищут наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности курсантов, роста их успеваемости, формирования готовности к лидерской и профессиональной деятельности. Поэтому разработка педагогической технологии формирования готовности к лидерской деятельности является актуальной и своевременной задачей.
Основой предлагаемой технологии служит проектирование программы профессионального воспитания будущих офицеров запаса, что позволило целенаправленно организовать деятельность военных педагогов, командиров рот и воспитателей групп курсантов. В то же время проектирование учебно-воспитательной работы с курсантами ведет к более высокой стабильности их успехов в учебной и социальнодосуговой деятельности, способствует выработки необходимых лидерских качеств, значимых в гражданской и военно-морской профессии.
Центральным элементом и целью педагогической технологии
«Офицер-лидер» выступает проектирование и формирование готовности к будущей профессиональной деятельности. Программа предусматривает теоретическую и практическую подготовку курсантов факультета военного обучения, направлена на формирование у них навыков и умений лидерской деятельности, способности к применению психологопедагогических знаний в системе отношений с личным составом военных подразделений [5].
Основные формы работы, выполняемыми в учебном процессе по формированию готовности к лидерской деятельности, следующие: лекции, беседы, практические занятия, тренинги и др. Предусмотрены также самостоятельная форма работы курсантов, в частности, подготовка ими рефератов, составление планов самовоспитания, аутотренинги, и
др.
Таким образом, во взаимоотношениях субъектов педагогической деятельности «педагог – воспитуемый» прослеживается лишь односторонняя связь, тогда как процесс взаимодействия субъектов деятельности («педагог – воспитуемый»), то есть обратная связь («воспитуемый»
– педагог») оказывается несколько формальной.
Кроме того, программа «Офицер-лидер», не может быть рассмотрена без связи с целями профессиональной подготовки, так как организация учебно-воспитательного процесса на ФВО представляет собой первоначальную модель специальной профессиональной подготовки будущих офицеров запаса для ВМФ (рис.).
Таким образом, уже само построение учебного процесса характеризует особенности реализации целей программы, модель которой может быть применима для формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ.
Согласно Национальной доктрины образования в Российской Федерации, стандартам, принятым в отечественной педагогике, целенаправленное внимание отводится следующим разделам: психологии личности педагога и обучающихся; разработке методов воспитательной работы; вопросам профилактики поведения и предупреждения негативных различных последствий, в том числе и в сфере социогенных факторов. Применительно к программе «Офицер-лидер», данные разделы могут быть оптимизированы, расширены и адаптированы с учетом специфики и условий учебы курсантов гражданского морского на факультете военного обучения.
Программа состоит из четырех блоков, объединяющих восемь разделов, содержание которых имеет широкий спектр воспитательноразвивающего характера влияния. Это содействует умственному развитию курсанта, несет в себе большой потенциал в воспитании не только лидерских качеств, но и способствует нравственно-эстетическому становлению личности. Воспитательно-развивающий потенциал занятий, проводимых согласно программы формирования лидерских качеств, должен определять целевые установки, содержание, методы, обучения и воспитания курсантов.
Усвоение программы «Офицер-лидер», наряду с другими общеобразовательными дисциплинами, позволяет курсанту факультета военного обучения получить стройную систему знаний применительно к характеру лидерской деятельности в условиях военно-профессиональной деятельности. Таким образом, усвоение данной программы может рассматриваться как предпосылка формирования лидерской направленности личности современного курсанта, раскрытие которой происходит уже в процессе как настоящей, так и будущей жизнедеятельности, а также при непосредственном проявлении стиля лидерского мышления.
Условия информационно-образовательной среды являются дополнительным стимулом к формированию у курсантов факультета военного обучения интереса к процессу выработки готовности к лидерской деятельности. Образовательно-воспитательная ситуация рассматривается как главное условие формирования лидерских качеств и как основа готовности к лидерской деятельности. В условиях информационнообразовательной среды проектировались (моделировались) воспитательно-педагогические задачи, максимально приближенные к реальной действительности и дальнейшей жизнедеятельности будущих офицеров запаса ВМФ.
Процесс и организация учебно-познавательной деятельности курсантов по овладению знаниями, навыками и умениями в лидерской деятельности включал три взаимосвязанных этапа: 1) усвоение теоретических знаний – восприятие, осмысление и запоминание курсантами изучаемого материала о лидерстве; 2) выработка умений и навыков – применение полученных знаний о лидерстве на практике в условиях прохождения сборов в воинской части; 3) совершенствование опыта – углубление полученных знаний о лидерстве, их закрепление в моделируемых и реальных практических действиях.
В целях эффективности проверки программы было проведено анкетное исследование курсантов второго и третьего курсов (экспериментальная группа), которые обучались на военном факультете (83 человека) и курсантов этих же курсов (контрольная группа), чье обучение по определенным причинам (состояние здоровья, показатели успеваемости и пр.) на военном факультете было исключено (22 человека). Обе группы курсантов обследовались на этапе констатирующего эксперимента, а также по завершению формирующего эксперимента. Исследование проводилось по разработанной нами методике «Анкета-вопросник для изучения самооценки в проявлении лидерских качеств у курсантов» [6], включающей три блока вопросов: а) оценку знаний и представлений о лидере и лидерстве; б) выявление потребностей и мотивации к изучению теории лидерства и к программе формирования лидерских качеств; в) рефлексивную оценку программ воспитания и формирования готовности к лидерской деятельности.
Формирующий эксперимент с курсантами факультета военного обучения проводился в период с 1 сентября 2012 по 10 апреля 2013 года.
Цель формирующего эксперимента ? создание и проверка модели
формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ.
В связи с тем, что в течение трех учебных лет с факультета военного обучения были отчислены за неуспеваемость и нарушение дисциплины четыре курсанта, участвующих в экспериментальной группе констатирующего этапа, экспериментальная группа составила 79 человек. Участниками стали курсанты факультета военного обучения, обучающиеся по основной гражданской специальности «Судовождение» (3-й курс). Контрольная группа сохранила численность 22 человека.
В сравнении с результатами констатирующего эксперимента, показатели формирующего эксперимента повысились на 16% в экспериментальной группе курсантов (79 человек) и на 4?5% в контрольной группе
(22 человека). Повышение показателей уровня развития лидерских качеств и готовности к лидерской деятельности у курсантов контрольной группы, очевидно, обусловлено фактором социального взросления и общения в учебных группах курсантов, большая часть которых проходила обучение и тренинг по программе «Офицер-лидер» (то есть являлись лицами экспериментальной группы).
Результаты формирующего эксперимента выявили тенденцию к повышению оценок по всем трем блокам вопросов (табл.), что связано с эффективностью применяемой воспитательной программы в профессиональном обучении курсантов гражданского морского вуза и их мотивации на освоение военно-учетной специальности в качестве будущих офицеров запаса. Так, отмечен существенный рост по второму блоку вопросов самооценки курсантов (49,85%), касающийся потребностей и мотивации на освоение военной профессии и проявление лидерства в качестве будущего офицера ВМФ. Курсанты также проявили повышенную активность в оценке применяемых программ воспитания лидерских качеств (59,99%), что способствует формированию готовности к лидерской деятельности.
Формирующий эксперимент включал работу по внедрению модели формирования готовности курсантов к осуществлению лидерской деятельности в процессе обучения на военном факультете и определение ее эффективности в гражданской и военно-профессиональной деятельности. Изменения в уровнях готовности курсантов к осуществлению лидерской деятельности являются следствием внедрения модели воспитания формирования готовности к военно-профессиональной деятельности в целом на основе разработанного программно-методического обеспечения.
По результатам формирующего эксперимента следует отметить положительные моменты работы с курсантами факультета военного обучения:
желание курсантов сформировать у себя лидерские качества и овладеть методологией готовности к лидерской деятельности в качестве офицера ВМФ;
особую атмосферу деловитости и заинтересованности в успехе своих товарищей и сокурсников;
гордость за свою принадлежность в будущем к офицерскому корпусу, причастность к элите ВС РФ – Военно-морскому флоту.
Проведенная работа изменила отношение педагогов военных кафедр к деятельности по формированию готовности к лидерской деятельности. Педагоги стали более заинтересованными, хотя некоторые из них проявляли равнодушие и формализм в работе по формированию у курсантов лидерских качеств и готовности к лидерской деятельности.
Работа над формированием готовности к лидерской деятельности имела следствием повышение активности и результативности не только в учебной, но и в общественной работе. Значительно вырос методический уровень и профессиональная компетентность командиров курсантских рот, педагогов военных кафедр, воспитателей факультетов.
Список литературы
1. Гаврилова, С. Г. Формирование комплексной готовности будущих военных специалистов к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011. – 26 с.
2. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
3. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве: моногр. – Новороссийск, 2006. – 144 с.
4. Тимченко, П. В. Воспитание гражданской позиции курсантов морского вуза как фактор профессионального становления специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – В. Новгород, 2012. – 24 с.
5. Томилин А. Н. Развитие военно-психологической теории и практики профессиональной мотивации офицера-воспитателя: моногр. / А.Н. Томилин, В.А. Худик. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010. –194 с.
6. Фомичева О. В. Педагогические аспекты формирования качеств лидера в профессиональной подготовке курсантов гражданского морского вуза / О.В. Фомичева, А. Н. Томилин. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина
Источник: О. В. Фомичева, В. А. Худик
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи