Современные педагогические технологии как условие повышения качества заочного обучения

Наука » Педагогика
Заочная форма обучения в высшем учебном заведении существенно отличается от очной формы обучения. Эти отличия связаны как с организацией учебного процесса, так и, с контингентом студентов. К первой группе отличий мы относим следующие критерии: количество аудиторных часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины государственного образовательного стандарта соответствующей специальности, количество часов, отводимых на самостоятельную работу студента, объем времени на непосредственную работу с преподавателем. Так, на очном отделении университета объем аудиторной нагрузки по дисциплинам государственного образовательного стандарта составляет 50 % от общей трудоемкости часов, в то время как на заочной форме обучения объем аудиторной нагрузки равен всего 15–20 % от аудиторной нагрузки очной формы обучения. Соответственно объем часов самостоятельной работы студента заочной формы обучения почти в два раза превышает объем самостоятельной работы студентаочника. Студент очной формы обучения находится на занятиях в аудитории в среднем 22–26 часов в неделю, в то время как студентзаочник всего 40–50 календарных дней в году, и при всех указанных различиях требования к уровню подготовки студента любой формы обучения одинаковы и не зависят от формы, по которой специалист заканчивал высшее учебное заведение.
Вторую группу отличий составляет возрастной состав студентов, третью группу – уровень предыдущего образования студентов. Так, на заочное отделение, как правило, приходят лица старше 25 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, в основном работающие по специальности. Как правило, студент заочной формы обучения проживает на значительном расстоянии от учебного заведения (нередко в другом регионе) и это тоже привносит свои особенности в учебный процесс подготовки специалиста (студент не всегда может оперативно приехать при возникновении сложностей в освоении любой дисциплины учебного плана). Все перечисленные особенности и отличия приводят к тому, что преподаватели, работающие на заочном отделении университета должны учитывать данные особенности и активно использовать в своей работе современные педагогические технологии, проектируя целостные дидактические системы изучения своей учебной дисциплины.

Среди многочисленных новых направлений развития высшей школы на современном этапе одно из первых мест занимает совершенствование педагогических технологий, направленное на повышение качества образования.
С целью поиска ответов на вопрос как учить, чтобы конечный продукт деятельности был результативным, в современной педагогике разрабатывается такое направление, как педагогические технологии. Возникновение этого направления обусловлено попытками педагогов и ученых привести учебный процесс к гарантированному результату. Педагогические технологии имеют два источника, первый – производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему «человек – техника – цель». В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология в производстве направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов. Второй источник – сама педагогика. Еще А.С. Макаренко в 1933 г. называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки педагогической техники. Он отмечал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди … Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа,

применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка»[2].
Массовую разработку и внедрение педагогических технологий

исследователи этой проблемы относят к середине 50-х гг. ХХ века и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.
Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, акад. В. Монахов приводит десять определений, проф.
В. Башарин – восемь и т.д.). С точки зрения В. Беспалько, Б. Блума,

В. Журавлева, М. Кларина, Г. Моревой, В. Монахова и др., педагогическая технология (или более узко – технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, вариативными средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно». Развитие конкретной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения «педагогической технологии» как системы или системного метода. Например, ЮНЕСКО в материалах

1986 г. трактует «педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования».
Технология обучения – это способ реализации образовательных целей на основе динамики и выбора определенных методов и средств обучения которые раскрываются в формах организации учебного процесса, в основных видах учебной деятельности, в дидактической системе.
Современное состояние заочной формы обучения студентов требует пересмотра методов и подходов к организации учебного процесса, а это невозможно без глубокого анализа новых научнопедагогических идей совершенствования заочного обучения и пересмотра традиционных подходов к существующим организационнопедагогическим условиям. В нашем исследовании инновационное развитие заочной формы обучения студентов университета осуществляется путем создания системы организационнопедагогических условий обеспечения качества высшего профессионального образования. Такая система требует широкого использования интеллектуальных наукоемких образовательных технологий, информационно-телекоммуникационных (ИКТ), проектных технологий, технологий дистанционного обучения, акмеологических технологий саморазвития студентов как субъекта образовательной и профессиональной деятельности; разработки новой учебнопрограммной документации, новых учебно-методических комплексов, адаптированных к особенностям заочного обучения; системы мониторинга качества образования, включающей самооценку студентов; использования индивидуальных образовательных маршрутов и др. Необходимо определить группы организационнопедагогических условий, отражающих систему обеспечения качества образования: внешних по отношению к университету и внутренних; объективных по отношению к студенту и субъективных; содержательных и процессуальных, долгосрочных и кратковременных; и др. Продуктивными подходами к разработке и реализации организационно-педагогических условий заочного обучения могут стать системный, личностно-деятельностный и акмеологический подход, направленный на саморазвитие и творческую самореализацию личности студента.
В решении коллегии Госкомвуза РФ от 06.04.94 г. «О технологиях обучения в высшей школе» были определены приоритетные направления в развитии технологий обучения в высшей школе, имеющие своей целью актуализацию содержания и методов обучения за счет активного использования в учебном процессе результатов и технологий научного поиска, повышения на этой основе эффективности самостоятельной творческой работы студентов; внедрение в учебный процесс высокоинтеллектуальных технологий, предусматривающих формирование знаний с целью получения нового интеллектуального продукта; создание психологической комфортной среды обучения, обеспечивающей академические свободы преподавателю и студенту в выборе форм и методов обучения; создание условий и стимулирование ритмичной интенсивной учебной работы студентов; развитие дополнительного профессионального образования и дистанционной формы обучения; создание эффективной системы маркетинга, технических средств и технологий обучения.

Такое внимание к этому направлению структурносодержательной реформы высшего образования объясняется тем, что все попытки ученых найти научно-педагогическую формулу, основанную на принципах классической или традиционной дидактики и способную преодолеть все трудности, с которыми встречаются преподаватели современной высшей школы, не приводили к повышению качества высшего образования.
В современной науке и практике, в том числе применительно и к заочной форме обучения, используются как традиционные технологии обучения (лекции, практические занятия и семинары, лабораторные работы и практикумы), контроля результатов учебной деятельности, так и инновационные педагогические технологии, технологии активного обучения (проектно-созидательного мышления, модульно-рейтингового обучения), современные информационные технологии и др.
С нашей точки зрения, эффективность использования современных педагогических технологий как уровень качества заочной формы обучения зависит от того, каким способом применяются такие технологии: по отдельности или в комплексе, создавая целостную дидактическую систему учебной дисциплины вуза.
Рассмотрим экспериментальную дидактическую систему, созданную на факультете экономики инвестиций университета по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». При работе со студентами заочной формы обучения возникают проблемы, связанные с тем, что студенты имеют разный исходный уровень подготовки (в данном случае по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»). Часть из них уже работают по специальности, и получение необходимых знаний, а также знание нормативно-правовых документов по данной дисциплине является необходимым требованием

для выполнения их прямых функциональных обязанностей. Однако многие студенты-заочники изучают данную дисциплину впервые, и самостоятельное изучение вызывает у них определенные трудности. В связи с этим первостепенная задача преподавателя – суметь своевременно оценить фактический уровень знаний студентов учебной группы, что необходимо для эффективной организации учебного процесса. Поэтому проведение вводного тестирования на первом занятии является необходимым условием. Вводное тестирование составляет первый этап аналитико-диагностической технологии, применяемой преподавателем с целью дифференциации заданий для контрольной работы как промежуточной формы контроля, предусмотренной учебным планом и как второго этапа аналитико-диагностической технологии. Результаты контрольных работ, их анализ позволяют дифференцировать задания и выбор тематики курсовых работ, которые также являются формой контроля и составляют третий этап аналитико-диагностической технологии. Четвертым и заключительным этапом этой технологии служит экзамен по учебной дисциплине. В табл. 1 показаны результаты использования современных педагогических технологий в процессе преподавания дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет».

Таблица 1
Учебный год Положительные ответы при тестировании на установочной сессии, % Положительных оценок
(«4» и «5» при промежуточной аттестации (зачетноэкзаменационная сессия)), %
2003–2004 27 40
2004-2005 25 36
2005-2006 28 44
2006-2007 28 46
2007-2008 30 49
2008-2009 30 49
2009-2010 31 50
Примечание: Расчет производился из общего количества студентов III курса (83 чел.)
заочной формы обучения факультета экономики и инвестиций (5,5 лет).

Анализ приведенных данных показывает, что использование современных педагогических технологий в процессе преподавания дисциплин повышает качество заочной формы обучения студентов, в нашем случае по отдельно взятой дисциплине.
Результаты использования современных педагогических технологий в процессе преподавания дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет».
В соответствии с учебным планом занятий на заочном отд елении на изучение дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет» при общей трудоемкости по стандарту в 460 академических часов отводится лишь 30 аудиторных часов (для сравнения на очном отделении 217 часов). Данный объем распределяется на лекционные часы (в том числе на установочной сессии) и на часы практических занятий по данной дисциплине. Общий объ?м аудиторных занятий не позволяет в полной мере детально рассмо треть все вопросы, предусмотренные учебной программой по данному курсу. Лекционные часы дают возможность преподавателю систематизировать и закрепить знания студентов заочников, полученные при самостоятельном изучении дисц иплины, а также помочь им сориентироваться в современных нормативно-правовых документах. Продуктивной для заочной формы обучения студентов стала проблемно-обобщающая технология проведения лекционных занятий, когда выделяются о сновные сквозные проблемы учебного курса и вокруг них систематизируется, обобщаетс я учебный материал. Преподав атель не дает готовые ответы на вопросы, включенные в экзамен, а учит студентов анализировать проблемы и решать их. На пр облемно-обобщающих лекциях могут быть заслушаны доклады студентов-заочников, раскрывающие практические пути решения проблемы из собственного профессионального опыта, что усил ивает синтез теории и практики и вносит элементы индивидуал ьного подхода в процесс обучения. Курсовая работа выполняется как учебно-практический проект, с применением проектных те хнологий разработки темы на основе активной самостоятельной работы студентов [3].
Предварительной формой контроля перед экзаменом явл яется выполнение контрольной работы, представление которой целесообразно проводить до начала зачетно -экзаменационной сессии, предусматривающей сдачу экзамена. В этих условиях преподаватель имеет возможность своевременно выявить оши бки, а у студента появляется возможность до начала сессии пр оработать темы, в изучении которых допущены ошибки. Вместе с этим у преподавателя появляется возм ожность выявить круг вопросов, по которым у студентов в ходе самостоятельной работы возникли затруднения и на рассмотрение которых необходимо обратить внимание в лекционном материале [4].
Еще один существенный момент подготовки специалиста – прохождение учебной (производственной) практики, которая является важным и обязательным этапом учебного плана. Целью учебной практики является углубление и закрепление получе нных теоретических знаний и приобретение практических навыков работы по организации бухгалтерско го финансового учета в конкретных условиях. Проведение практики организовано на основе учебно-исследовательской технологии, т. е. когда студент применяет методы исследовательской работы непосредственно на р абочем месте. Эффективность и качество проведения учебной практики характеризует степень усвоения студентами изучаемой дисциплины, а результаты практики выступают для преподават еля показателем эффективности и качества технологий провед ения аудиторных занятий.
Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий, особенно информационных, является сегодня нео бходимым условием качества обучения на практических занятиях. Организация работы бухгалтеров на современном предприятии напрямую связана с широким использованием компьютерных программ, а это требует от преподавателя не только знаний теоретической части программы, но и умений активно использовать в процессе обучения современные информационные технологии.
Таким образом, в опытно-экспериментальной работе была создана схема-модель изучения учебной дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет», построенная на основе продуктивной комбинации педагогических технологий, их комплекса, соотве тствующего традиционным формам обучения, которые заданы государственным образовательным стандартом по специальн ости, но с учетом особенностей заочной формы обучения. В ко мплекс педагогических технологий вошли [5]:
аналитико-диагностическая технология; проблемно-обобщающая технология; проектная;
акмеологическая технология саморазвития;
информационная;
учебно-исследовательская;

технология индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.
Последняя технология пронизывает все другие вышеназванные технологии и имеет особое значение в обучении студентовзаочников с разным уровнем подготовки и практического опыта работы по специальности. Все технологии взаимосвязаны между собой и образуют целостную схему-модель, обеспечивающую качество обучения студентов заочной формы обучения (рис.1).

Создание дидактической системы с использованием комплекса педагогических технологий требует наличия у преподавателя университета проектно-технологической компетентности, умения проектировать целостный процесс обучения и реализовать структурнологические связи между этапами, формами организации обучения и применяемыми педагогическими технологиями. Проектнотехнологическая компетентность должна стать обязательным показателем профессионализма преподавателя современного университета.


Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1989.
2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: Учпедгиз, 1948.
3. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 99с.
4. Максимова В.Н. Акмеологический подход в педагогике: моногр. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – 196с.
5. Яцковская Е.Б. Моделирование системы организационнопедагогических условий заочного обучения студентов // XIV Царскосельские чтения. Профессиональное образование: социально-культурные аспекты: материалы междунар. науч. конф. 20–21 апр. 201 0г. Том II. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – С.282–286

Источник: Е. Б. Яцковская
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.