Переход от традиционной парадигмы образования к гуманистической требует от школы развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Еще К.Д. Ушинский указывал на то, что «человек становится личностью в процессе жизни, в общении и в совместной деятельности с другими людьми». Иными словами, для каждого человека есть возможность стать или не стать гармонично развитой личностью. А это во многом зависит от учителя, от того, как он организует совместную деятельность своих учеников.
В теории учебной деятельности доказано, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной мотивированной и целенаправленной деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др.). Это подтверждено В.А. Сухомлинским, который говорил, что все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться. Из этого можно сделать вывод, что необходимым условием развития личности школьника является его высокая познавательная активность, но не всякая деятельность развивает способности ребенка, а только та, которая вызывает у него интерес.
Избранной нами темой исследования является проблема повышения мотивации учения школьников, их интереса к обучению с помощью вариативных образовательных технологий.
Методологическую основу исследования составляют следующие концепции:
1) концепция и стратегия модернизации общего среднего образования, основная цель которой – подготовка разносторонне развитой личности, ориентированной в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию с использованием достижений современной педагогической науки;
2) концепция акмеологического подхода к обучению предполагает ориентацию на целостное развитие личности ученика, усиление его самостоятельности и субъектности на основе активизации внутренних механизмов развития, мотивации достижений и потребности в самореализации (А.А. Деркач, Н.Ф. Вишнякова, В.Н. Максимова, Е.В. Селезнева и др.);
3) психолого-педагогическая концепция формирования и развития познавательного интереса личности ученика в процессе обучения; интерес рассматривается как избирательная положительная
направленность на процесс познания, способствующая внутренней мотивации деятельности ученика, его самостоятельности и активности (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и др.);
4) концепция развивающего обучения определяет необходимость обучения в зоне ближайшего и перспективного развития ученика, учитывает и использует уровни знаний и особенности ученика, направлена на развитие совокупности качеств личности в активной деятельности, на управление процессом развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.);
5) концепция технологического подхода к обучению утверждает, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ученику некоторой суммы знаний, а в процессе управляемой педагогом активной деятельности, т. е. за умениями и навыками ученика всегда стоят действия с определенными характеристиками, используемые технологии обучения, включая инофрмационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, Н.Н. Гомулина, Г.К. Селевко и др.).
На основе перечисленных концепций, анализа имеющихся методических исследований решения проблем формирования мотивации учения могут быть сформулированы следующие концептуальные положения относительно формирования мотивации учения в процессе обучения на основе проектирования динамически меняющихся комплексов технологий обучения.
1.Основным мотивом учения является познавательный интерес, он занимает ведущую роль в мотивации учения ученика. Цель формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения должна планироваться в соответствии с концепцией гуманизации и гуманитаризации образования как одна из развивающих целей обучения, выражающая избирательную направленность личности учащегося на процесс познания. Цель формирования целостной личности ученика средствами учебного предмета, его гуманитарной культуры достигается путем понимания роли предмета в процессе развития человеческой цивилизации и культуры, научно-техническом прогрессе общества, в современной науке и производстве, саморазвитии заложенных в человеке сил и способностей;
2. Проектирование комплексов технологий обучения с целью повышения мотивации учения школьников предполагает дифференциацию задач по уровням (формам) проявления познавательного интереса, так как формирование и развитие любого качества личности ученика происходит как постепенный переход от низкого к среднему и затем высокому уровню выраженности этого качества.
Исходя из классификации интереса по особенностям форм его проявления, можно сформулировать следующие уровни познавательного интереса:
на первом (низком) ученик проявляет случайный, ситуативный, неустойчивый интерес к конкретным объектам деятельности, ограниченный отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации обучения (занимательный или исторический материал, игровая форма его подачи) или по внешним мотивам (необходимость получения оценки, просьба родителей);
на втором (среднем, стандартном) – относительно устойчивый, осознанный, избирательный интерес к содержанию деятельности, связанный с определенным кругом предметов или заданий (самообразование в отдельных областях, достижение успеха в учебной деятельности и др.); в групповой или коллективной деятельности, новые задания ученик выполняет формально, но одновременно появляются содержательные вопросы; на третьем (высоком) – достаточно устойчивый, длительный и интенсивный интерес к способам деятельности; внутренние мотивы (познавательные, мотивы самообразования) преобладают над внешними; ученик охотно занимается даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам и помехам (нестандартная ситуация); новые задания выполняет осмысленно (задает вопросы по существу проблемы), стремится к групповой и коллективной, а также самостоятельной деятельности, преодолевая трудности в удовлетворении новых интересов;
на четвертом (очень высоком, творческом) – интерес к предмету (внутренние мотивы), интерес к процессу решения задач и изменению известных способов решения, поиск краткого, нестандартного и «красивого» решения, стремление к самодеятельности, составление новых и оригинальных задач по сравнению с исходной.
Формирование мотивации учения учащихся в процессе обучения предметам должно осуществляться на базе содержания изучаемого материала и ориентироваться на развитие индивидуальноличностного потенциала учащихся.
У школьника ведущая деятельность – учебная, поэтому надо говорить о мотивации учебной деятельности или мотивации учения. Активным в учении является тот, кто осознает потребность в знаниях, у кого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их. Все это составляет мотивацию учения.
Мотивация учения представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности. Сущность мотивации учения заключена в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения состоят в том, чтобы получить в будущем престижную профессию, другие стремятся лучше познать окружающий мир, третьи не хотят учиться, но вынуждены это делать под давлением родителей и учителей. И здесь мы видим большое многообразие целей, у каждого человека они разные, поэтому характер мотивации у каждого имеет свои особенности.
Один из способов повышения мотивации учения – применение инновационных технологий обучения, с помощью которых учитель организует познавательную деятельность учащихся и имеет возможность управлять процессом развития мотивации учения.
В современных в образовательных учреждениях широко используются акмеологические, информационно-коммуникационные (ИКТ), театральные технологии. Данное явление способствовало интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: разнообразие форм представления учебного материала, доступность образования, использование новых технологий и методов, повышающих качество образования.
Показателем наличия и развития мотивации учения должна служить способность ученика к выполнению учебных задач, адекватных спроектированной цели формирования мотивации учения соответствующего уровня. Критерием оценки мотивации учения должно быть повышение уровней самоактивности, самореализации, самооценки каждого ученика. Диагностическими средствами, позволяющими установить с определенной степенью условности уровень сформированности мотивации учения учащихся, могут быть тестирование, анализ творческих работ, анкетирование, метод самооценки, беседа, специальные методики.
Для решения поставленных задач в нашем исследовании рассматриваются два направления: с одной стороны, развитие интереса через содержание учебного предмета, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся с помощью динамически меняющихся комплексов образовательных технологий.
С этой целью были избраны два предмета – физика и немецкий язык и разработана программа опытно-экспериментальной работы по изучаемой проблеме, которая включает в себя следующие этапы: констатирующий, формирующий, обобщающий.
На констатирующем этапе были поставлены следующие за дачи: изучить состояние проблемы в теории и педагогической практике на основе анализа отечественных и зарубежных публикаций по исследуемой проблематике и определить критерии, показатели и методики изучения мотивации учения учащихся;
провести констатирующий эксперимент при помощи избранных методик;
определить основные способы повышения мотивации для моделирования следующего этапа.
Результатом констатирующего этапа можно считать следующее: проведен анализ отечественных и зарубежных публикаций по исследуемой проблематике (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, В.Н. Максимова, Е.С. Полат, В.Ф. Шаталов, Г.И. Щукина и т.д.). При проведении анализа публикаций была отобрана методика Т.Д. Дубовицкой «Учебная мотивация» для определения уровня мотивации учения (Вопр. психологии. 2006. № 1. С. 73–78), с помощью которой были получены следующие показатели уровней мотивации учения учащихся перед началом формирующего эксперимента (табл. 1). В эксперименте участвовало 125 учащихся (предмет физика) и 48 учащихся (предмет иностранный язык – немецкий).
Исходя из полученных данных следует отметить, что преобладает низкий уровень мотивации учения у школьников при изучении иностранного языка и средний уровень мотивации при изучении физики.
Проанализировав ситуацию, мы перешли ко второму этапу опытно-экспериментальной работы, на котором к использованию в учебном процессе с целью повышения мотивации учения школьников были предложены комплексы образовательных технологий, применявшиеся при изучении физики и иностранного языка (немецкий). Изучая потребности учащихся, учителей и образовательного
учреждения, а также проанализировав множество технологий и передового опыта их применения, был сделан вывод о том, что для повышения мотивации учения необходимо выбирать не одну, а несколько образовательных технологий, которые в комплексе будут создавать новую интегративную образовательную технологию. Внимание было остановлено на следующих технологиях: межпредметно-интегративной, дифференцированно-групповой, театральноигровых, акмеологических, которые могут комбинироваться в различных вариантах.
Данные образовательные технологии были исследованы в отдельности и дали положительные результаты в различных учебных учреждениях, что отражено в публикациях (Г.М. Будунова, Ю.А. Вьюновой, В.Н. Максимовой, В.В. Медового, Т.Н. Поляковой). В основу выбора технологий был положен принцип взаимозаменяемости, дополняемости и компенсации их недостатков. С помощью педагогических технологий обучения важно обеспечить возможность каждому ученику быть успешным в своем развитии, иметь высокую мотивацию учения. Данные технологии были сгруппированы в несколько комплексов, которые должны способствовать успешному обучению каждого ученика:
комплекс № 1: ИКТ, игровая технология, акмеологические технологии (технология поуровневого усвоения знаний);
комплекс № 2: ИКТ, театральная технология, акмеологические технологии (технология поуровневого усвоения знаний, технология
«параллельного педагогического действия»);
комплекс № 3: межпредметно-интегративные технологии, акмеологические технологии (технология саморазвития, технология поуровневого усвоения знаний), ИКТ.
Для сравнения эффективности выбранных комплексов технологий были выбраны следующие критерии: мотивация учения ( методика Т.Д. Дубовицкой по изучению уровня учебной мотивации) и обученность учащихся (коэффициент качества усвоения знаний учащихся с помощью диагностических контрольных работ, методика В.Н. Максимовой).
В течение 2009–2010 учебного года был опробован первый комплекс образовательных технологий для предметов физика и иностранный язык (немецкий) на примере следующих тем (1 полугодие учебного года): физика – 7 класс «Путь. Скорость. Плотность»; 8 класс « Электрические явления»; 9 класс «Законы взаимодействия и движения тел»; 10 класс «Законы сохранения»;
11 класс «Магнитное поле»; иностранный язык (немецкий) – 8 класс «Как хорошо летом!»; 9 класс « Книги»; 10 класс «Родители и дети».
В основе первого комплекса использовались ИКТ, игровая, акмеологические образовательные технологии. В процессе обучения для изучения нового материала и моделирования эксперимента использовалась ИКТ, для закрепления материала – игровая технология, для контроля знаний учащихся – акмеологическая технология поуровневого усвоения знаний (диагностические контрольные работы). Для преподавания физики и иностранного языка использовались различные логические варианты сочетания технологий. При изучении учебного материала на уроках физики образовательные технологии использовались последовательно (ИКТ – игроваяакмеологическая), при изучении учебного материала по иностранному языку был применен параллельный способ применения технологий.
После изучения этих учебных тем с помощью первого комплекса образовательных технологий были проведены диагностические контрольные работы и определен коэффициент усвоения материала. По предмету физика в 7 классе коэффициент обученности составил Ку7 – 0,75; в 8 классе Ку8 – 0,79; в 9 классе Ку9– 0,76; в 10 классе Ку10 – 0,805; в 11 классе Ку11 – 0,79. По предмету иностранный язык (немецкий) в 8 классе коэффициент обученности составил
Ку8 – 0,74; в 9 классе Ку9 – 0,74; в 10 классе Ку11 – 0,82.
Получив такого рода результаты, следует сделать вывод о том, что коэффициент обученности в 7–9 классах соответствует средне-
му уровню обученности учащихся, повышаясь в 10 классе. Эти данные позволяют сравнить обученность и мотивацию учения учащихся. При проведении повторного исследования мотивации учения после изучения указанных тем учебных курсов были получены следующие результаты .
Проанализировав полученные результаты, следует отметить, что произошло изменение уровней мотивации в положительной динамике. Результаты представлены в виде диаграммы.
Уровень мотивации учения при сравнении констатирующего этапа (темно-серые столбцы) и формирующего (светлые столбцы) изменяется с применением первого комплекса технологий. Анализируя полученные данные на диаграмме можно отметить некоторые изменения в мотивации учения учащихся. Учащихся с низким уровнем мотивации стало меньше, но их число все еще достаточно велико. Количество учащихся со средним уровнем мотивации несколько увеличилось за счет тех учащихся, уровень мотивации которых вырос. Что касается учащихся с высоким уровнем мотивации, то количество их изменилось, но незначительно. Сравнивая результаты диагностических контрольных работ и уровень мотивации по классам отметим, что коэффициент обученности для
7–9 классов соответствует среднему уровню и уровень мотивации учения в 7–9 классах соответствует среднему уровню. В 10, 11 классах коэффициент обученности повышается при среднем уровне мотивации у большинства учащихся.
Анализируя процесс деятельности можно отметить взаимосвязь изменения мотивации учения и изменения коэффициента обученности учащихся при применении созданных комплексов образовательных технологий обучения. Представлены начальные результаты, полученные при проведении констатирующего и первой части формирующего этапов эксперимента, однако некоторые выводы уже можно сделать: 1) при применении комплексов образовательных технологий мотивация учения школьников изменилась в положительной динамике, следовательно, вырос интерес к познавательной деятельности; 2) коэффициент обученности для 7–9 классов соответствует среднему уровню и уровень мотивации учения в 7–9 классах соответствует среднему уровню. В 10, 11 классах коэффициент обученности повышается при сохранении у большинства учащихся среднего уровня мотивации; 3) у ряда учащихся произошло снижение мотивации, что мы связываем с усилением технологического подхода к обучению, к которому не все учащиеся оказались одинаково подготовленными. Этот вопрос требует дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1956.
2. Будумов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». – М.:АРКТИ, 2006.
3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1985.
4. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. – СПб.: ЛОИРО, 2002.
5. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. – СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград: Перемена, 1994.
8. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике.
В теории учебной деятельности доказано, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной мотивированной и целенаправленной деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др.). Это подтверждено В.А. Сухомлинским, который говорил, что все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться. Из этого можно сделать вывод, что необходимым условием развития личности школьника является его высокая познавательная активность, но не всякая деятельность развивает способности ребенка, а только та, которая вызывает у него интерес.
Избранной нами темой исследования является проблема повышения мотивации учения школьников, их интереса к обучению с помощью вариативных образовательных технологий.
Методологическую основу исследования составляют следующие концепции:
1) концепция и стратегия модернизации общего среднего образования, основная цель которой – подготовка разносторонне развитой личности, ориентированной в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию с использованием достижений современной педагогической науки;
2) концепция акмеологического подхода к обучению предполагает ориентацию на целостное развитие личности ученика, усиление его самостоятельности и субъектности на основе активизации внутренних механизмов развития, мотивации достижений и потребности в самореализации (А.А. Деркач, Н.Ф. Вишнякова, В.Н. Максимова, Е.В. Селезнева и др.);
3) психолого-педагогическая концепция формирования и развития познавательного интереса личности ученика в процессе обучения; интерес рассматривается как избирательная положительная
направленность на процесс познания, способствующая внутренней мотивации деятельности ученика, его самостоятельности и активности (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и др.);
4) концепция развивающего обучения определяет необходимость обучения в зоне ближайшего и перспективного развития ученика, учитывает и использует уровни знаний и особенности ученика, направлена на развитие совокупности качеств личности в активной деятельности, на управление процессом развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.);
5) концепция технологического подхода к обучению утверждает, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ученику некоторой суммы знаний, а в процессе управляемой педагогом активной деятельности, т. е. за умениями и навыками ученика всегда стоят действия с определенными характеристиками, используемые технологии обучения, включая инофрмационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, Н.Н. Гомулина, Г.К. Селевко и др.).
На основе перечисленных концепций, анализа имеющихся методических исследований решения проблем формирования мотивации учения могут быть сформулированы следующие концептуальные положения относительно формирования мотивации учения в процессе обучения на основе проектирования динамически меняющихся комплексов технологий обучения.
1.Основным мотивом учения является познавательный интерес, он занимает ведущую роль в мотивации учения ученика. Цель формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения должна планироваться в соответствии с концепцией гуманизации и гуманитаризации образования как одна из развивающих целей обучения, выражающая избирательную направленность личности учащегося на процесс познания. Цель формирования целостной личности ученика средствами учебного предмета, его гуманитарной культуры достигается путем понимания роли предмета в процессе развития человеческой цивилизации и культуры, научно-техническом прогрессе общества, в современной науке и производстве, саморазвитии заложенных в человеке сил и способностей;
2. Проектирование комплексов технологий обучения с целью повышения мотивации учения школьников предполагает дифференциацию задач по уровням (формам) проявления познавательного интереса, так как формирование и развитие любого качества личности ученика происходит как постепенный переход от низкого к среднему и затем высокому уровню выраженности этого качества.
Исходя из классификации интереса по особенностям форм его проявления, можно сформулировать следующие уровни познавательного интереса:
на первом (низком) ученик проявляет случайный, ситуативный, неустойчивый интерес к конкретным объектам деятельности, ограниченный отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации обучения (занимательный или исторический материал, игровая форма его подачи) или по внешним мотивам (необходимость получения оценки, просьба родителей);
на втором (среднем, стандартном) – относительно устойчивый, осознанный, избирательный интерес к содержанию деятельности, связанный с определенным кругом предметов или заданий (самообразование в отдельных областях, достижение успеха в учебной деятельности и др.); в групповой или коллективной деятельности, новые задания ученик выполняет формально, но одновременно появляются содержательные вопросы; на третьем (высоком) – достаточно устойчивый, длительный и интенсивный интерес к способам деятельности; внутренние мотивы (познавательные, мотивы самообразования) преобладают над внешними; ученик охотно занимается даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам и помехам (нестандартная ситуация); новые задания выполняет осмысленно (задает вопросы по существу проблемы), стремится к групповой и коллективной, а также самостоятельной деятельности, преодолевая трудности в удовлетворении новых интересов;
на четвертом (очень высоком, творческом) – интерес к предмету (внутренние мотивы), интерес к процессу решения задач и изменению известных способов решения, поиск краткого, нестандартного и «красивого» решения, стремление к самодеятельности, составление новых и оригинальных задач по сравнению с исходной.
Формирование мотивации учения учащихся в процессе обучения предметам должно осуществляться на базе содержания изучаемого материала и ориентироваться на развитие индивидуальноличностного потенциала учащихся.
У школьника ведущая деятельность – учебная, поэтому надо говорить о мотивации учебной деятельности или мотивации учения. Активным в учении является тот, кто осознает потребность в знаниях, у кого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их. Все это составляет мотивацию учения.
Мотивация учения представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности. Сущность мотивации учения заключена в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения состоят в том, чтобы получить в будущем престижную профессию, другие стремятся лучше познать окружающий мир, третьи не хотят учиться, но вынуждены это делать под давлением родителей и учителей. И здесь мы видим большое многообразие целей, у каждого человека они разные, поэтому характер мотивации у каждого имеет свои особенности.
Один из способов повышения мотивации учения – применение инновационных технологий обучения, с помощью которых учитель организует познавательную деятельность учащихся и имеет возможность управлять процессом развития мотивации учения.
В современных в образовательных учреждениях широко используются акмеологические, информационно-коммуникационные (ИКТ), театральные технологии. Данное явление способствовало интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: разнообразие форм представления учебного материала, доступность образования, использование новых технологий и методов, повышающих качество образования.
Показателем наличия и развития мотивации учения должна служить способность ученика к выполнению учебных задач, адекватных спроектированной цели формирования мотивации учения соответствующего уровня. Критерием оценки мотивации учения должно быть повышение уровней самоактивности, самореализации, самооценки каждого ученика. Диагностическими средствами, позволяющими установить с определенной степенью условности уровень сформированности мотивации учения учащихся, могут быть тестирование, анализ творческих работ, анкетирование, метод самооценки, беседа, специальные методики.
Для решения поставленных задач в нашем исследовании рассматриваются два направления: с одной стороны, развитие интереса через содержание учебного предмета, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся с помощью динамически меняющихся комплексов образовательных технологий.
С этой целью были избраны два предмета – физика и немецкий язык и разработана программа опытно-экспериментальной работы по изучаемой проблеме, которая включает в себя следующие этапы: констатирующий, формирующий, обобщающий.
На констатирующем этапе были поставлены следующие за дачи: изучить состояние проблемы в теории и педагогической практике на основе анализа отечественных и зарубежных публикаций по исследуемой проблематике и определить критерии, показатели и методики изучения мотивации учения учащихся;
провести констатирующий эксперимент при помощи избранных методик;
определить основные способы повышения мотивации для моделирования следующего этапа.
Результатом констатирующего этапа можно считать следующее: проведен анализ отечественных и зарубежных публикаций по исследуемой проблематике (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, В.Н. Максимова, Е.С. Полат, В.Ф. Шаталов, Г.И. Щукина и т.д.). При проведении анализа публикаций была отобрана методика Т.Д. Дубовицкой «Учебная мотивация» для определения уровня мотивации учения (Вопр. психологии. 2006. № 1. С. 73–78), с помощью которой были получены следующие показатели уровней мотивации учения учащихся перед началом формирующего эксперимента (табл. 1). В эксперименте участвовало 125 учащихся (предмет физика) и 48 учащихся (предмет иностранный язык – немецкий).
Исходя из полученных данных следует отметить, что преобладает низкий уровень мотивации учения у школьников при изучении иностранного языка и средний уровень мотивации при изучении физики.
Проанализировав ситуацию, мы перешли ко второму этапу опытно-экспериментальной работы, на котором к использованию в учебном процессе с целью повышения мотивации учения школьников были предложены комплексы образовательных технологий, применявшиеся при изучении физики и иностранного языка (немецкий). Изучая потребности учащихся, учителей и образовательного
учреждения, а также проанализировав множество технологий и передового опыта их применения, был сделан вывод о том, что для повышения мотивации учения необходимо выбирать не одну, а несколько образовательных технологий, которые в комплексе будут создавать новую интегративную образовательную технологию. Внимание было остановлено на следующих технологиях: межпредметно-интегративной, дифференцированно-групповой, театральноигровых, акмеологических, которые могут комбинироваться в различных вариантах.
Данные образовательные технологии были исследованы в отдельности и дали положительные результаты в различных учебных учреждениях, что отражено в публикациях (Г.М. Будунова, Ю.А. Вьюновой, В.Н. Максимовой, В.В. Медового, Т.Н. Поляковой). В основу выбора технологий был положен принцип взаимозаменяемости, дополняемости и компенсации их недостатков. С помощью педагогических технологий обучения важно обеспечить возможность каждому ученику быть успешным в своем развитии, иметь высокую мотивацию учения. Данные технологии были сгруппированы в несколько комплексов, которые должны способствовать успешному обучению каждого ученика:
комплекс № 1: ИКТ, игровая технология, акмеологические технологии (технология поуровневого усвоения знаний);
комплекс № 2: ИКТ, театральная технология, акмеологические технологии (технология поуровневого усвоения знаний, технология
«параллельного педагогического действия»);
комплекс № 3: межпредметно-интегративные технологии, акмеологические технологии (технология саморазвития, технология поуровневого усвоения знаний), ИКТ.
Для сравнения эффективности выбранных комплексов технологий были выбраны следующие критерии: мотивация учения ( методика Т.Д. Дубовицкой по изучению уровня учебной мотивации) и обученность учащихся (коэффициент качества усвоения знаний учащихся с помощью диагностических контрольных работ, методика В.Н. Максимовой).
В течение 2009–2010 учебного года был опробован первый комплекс образовательных технологий для предметов физика и иностранный язык (немецкий) на примере следующих тем (1 полугодие учебного года): физика – 7 класс «Путь. Скорость. Плотность»; 8 класс « Электрические явления»; 9 класс «Законы взаимодействия и движения тел»; 10 класс «Законы сохранения»;
11 класс «Магнитное поле»; иностранный язык (немецкий) – 8 класс «Как хорошо летом!»; 9 класс « Книги»; 10 класс «Родители и дети».
В основе первого комплекса использовались ИКТ, игровая, акмеологические образовательные технологии. В процессе обучения для изучения нового материала и моделирования эксперимента использовалась ИКТ, для закрепления материала – игровая технология, для контроля знаний учащихся – акмеологическая технология поуровневого усвоения знаний (диагностические контрольные работы). Для преподавания физики и иностранного языка использовались различные логические варианты сочетания технологий. При изучении учебного материала на уроках физики образовательные технологии использовались последовательно (ИКТ – игроваяакмеологическая), при изучении учебного материала по иностранному языку был применен параллельный способ применения технологий.
После изучения этих учебных тем с помощью первого комплекса образовательных технологий были проведены диагностические контрольные работы и определен коэффициент усвоения материала. По предмету физика в 7 классе коэффициент обученности составил Ку7 – 0,75; в 8 классе Ку8 – 0,79; в 9 классе Ку9– 0,76; в 10 классе Ку10 – 0,805; в 11 классе Ку11 – 0,79. По предмету иностранный язык (немецкий) в 8 классе коэффициент обученности составил
Ку8 – 0,74; в 9 классе Ку9 – 0,74; в 10 классе Ку11 – 0,82.
Получив такого рода результаты, следует сделать вывод о том, что коэффициент обученности в 7–9 классах соответствует средне-
му уровню обученности учащихся, повышаясь в 10 классе. Эти данные позволяют сравнить обученность и мотивацию учения учащихся. При проведении повторного исследования мотивации учения после изучения указанных тем учебных курсов были получены следующие результаты .
Проанализировав полученные результаты, следует отметить, что произошло изменение уровней мотивации в положительной динамике. Результаты представлены в виде диаграммы.
Уровень мотивации учения при сравнении констатирующего этапа (темно-серые столбцы) и формирующего (светлые столбцы) изменяется с применением первого комплекса технологий. Анализируя полученные данные на диаграмме можно отметить некоторые изменения в мотивации учения учащихся. Учащихся с низким уровнем мотивации стало меньше, но их число все еще достаточно велико. Количество учащихся со средним уровнем мотивации несколько увеличилось за счет тех учащихся, уровень мотивации которых вырос. Что касается учащихся с высоким уровнем мотивации, то количество их изменилось, но незначительно. Сравнивая результаты диагностических контрольных работ и уровень мотивации по классам отметим, что коэффициент обученности для
7–9 классов соответствует среднему уровню и уровень мотивации учения в 7–9 классах соответствует среднему уровню. В 10, 11 классах коэффициент обученности повышается при среднем уровне мотивации у большинства учащихся.
Анализируя процесс деятельности можно отметить взаимосвязь изменения мотивации учения и изменения коэффициента обученности учащихся при применении созданных комплексов образовательных технологий обучения. Представлены начальные результаты, полученные при проведении констатирующего и первой части формирующего этапов эксперимента, однако некоторые выводы уже можно сделать: 1) при применении комплексов образовательных технологий мотивация учения школьников изменилась в положительной динамике, следовательно, вырос интерес к познавательной деятельности; 2) коэффициент обученности для 7–9 классов соответствует среднему уровню и уровень мотивации учения в 7–9 классах соответствует среднему уровню. В 10, 11 классах коэффициент обученности повышается при сохранении у большинства учащихся среднего уровня мотивации; 3) у ряда учащихся произошло снижение мотивации, что мы связываем с усилением технологического подхода к обучению, к которому не все учащиеся оказались одинаково подготовленными. Этот вопрос требует дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1956.
2. Будумов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». – М.:АРКТИ, 2006.
3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1985.
4. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. – СПб.: ЛОИРО, 2002.
5. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. – СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград: Перемена, 1994.
8. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике.
Источник: Н. К. Кергина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи