Социализация определяется как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [2, c.1242]. Социализация детей с интеллектуальными нарушениями нуждается в определении социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию данной категории детей [6, с.11]. Выявить структуру социализации, пути, способы, организационные формы и педагогические условия их реализации – это значит позволить ребенку с множественными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Уровень социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями зависит:
от соответствия типа организованной структуры условиям современной ситуации общества;
социально-педагогической системы формирования знаний о ребенке с проблемами в развитии;
гуманизации социума в отношении детей с проблемами в развитии;
формирования системного знания о ребенке с проблемами в развитии разной степени выраженности и гуманного отношения к нему в условиях вузовского образования;
разработки системы информационно-аналитической деятельности как детерминанты специальной педагогики [6, с. 12].
Содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с ограничениями в умственном развитии традиционно, отчасти консервативно, а поэтому коррекционная школа зачастую представляет собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказываются недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент
становится создание максимально возможных условий для развития детского творчества. Значительную роль в коррекции и позитивном формировании личности, в социализации ребенка играют внеучебные занятия.
Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.П. Красило, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, И.Ф. Марковская, С.Г. Шевченко, Л.М. Шипицына и др.). Помимо интеллектуального недоразвития, учащиеся коррекционной школы VIII вида отличаются проблемами эмоционально-личностного развития, они подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения [7, с. 330].
Противоречие между необходимостью целенаправленной социализации и отсутствием таковой во внеучебной деятельности Нижневартовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида побудило нас к созданию модели социализации.
Проблеме воспитания и социализации личности в этой школе уделяется особое внимание. Целью воспитательной работы является создание системы коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с нарушением интеллекта с широким спектром мероприятий для социальной адаптации учащихся. Выстраивая воспитательное пространство, администрация и педагогический коллектив стремятся создать школу содружества детей и взрослых, связанных единой целью и интересной деятельностью. Воспитательная система специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Нижневартовска содержит эффективные способы включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальные социальные отношения.
Созданная воспитательная система – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающей такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. В основе воспитательной системы лежат концептуальные идеи гуманизации коррекционного образования (К. Роджерс,
А. Маслоу, Л.С. Выготский, Д.Н. Исаев и др.), идеи социальной интеграции – этического принятия социумом лиц с отклонениями в развитии, помощи в социальной интеграции, уважения к личности с проблемами развития, определения направленности педагогической деятельности в образовательных учреждениях для лиц с нарушением интеллекта (Отто Шпек и др.). Основу воспитательной работы составляет концепция целенаправленного управления процессом развития личности (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Д. Селиванова) – система целенаправленных мер по созданию условий для развития личности с учетом специфики особенностей детей и подростков с нарушением интеллекта (Д.Н. Исаев), освоение личностью системы социальных ролей в процессе социализации (М.И. Рожков).
Целью воспитательной работы как составного элемента специального образования в этой школе является создание условий для максимального приближения учащихся с нарушением интеллекта к нормальному развитию, обеспечения оптимального развития каждого подростка.
Модель социализации выпускника школы VIII вида строилась поэтапно. На первом этапе вырабатывались ориентиры, концептуальные основы воспитательной работы в коррекционной школе: повышение квалификации, педагогического мастерства, ознакомление с идеями воспитания всех субъектов образовательного процесса. На втором этапе выстраивалась система воспитательной работы, внедрялись эффективные методы и формы деятельности. Вырабатывались традиции воспитательной работы, организовывались коллективные творческие дела, конкурсы, использовались инновационные технологии воспитательной работы на основе достижений общей и специальной (коррекционной) педагогики. На третьем этапе развивалась система ученического соуправления. Ученический и педагогический коллективы взаимодействуют как единое целое, объединенное общей целью воспитательной работы, нацеленной на воспитание социальной активности учащихся школы. На основе психолого-педагогической диагностики выстраиваются индивидуальные маршруты воспитательной работы.
Приоритетным направлением воспитательной работы является реализация программы воспитания школьников 1–12 классов «Я – гражданин России». Она включает в себя семь программ, связанных между собой логикой формирования гражданина России: «Детисироты», «Радость», «Патриот», «Благоустройство», «Здоровье»,
«Сокровища Сибири», «Профи».
Работа по формированию социально активной личности в коррекционной школе VIII вида ведется во внеурочной деятельности на всех возрастных этапах.
В начальной школе ребенок приобретает опыт общения с педагогами и сверстниками, что помогает ему в дальнейшей жизни. Особое внимание уделяется воспитанию социально-нормативного поведения, формированию умений детей вести себя правильно в разных социальных ролях. В 1–4 классах ведется игротерапия, которая помогает детям увидеть свою связь с социумом, путем тренировок усвоить навыки культурного поведения в школе, в семье и общественных местах. Уже в 1 классе ребенок осознает, что он является учеником школы, членом классного и школьного коллектива.
Основная задача работы с подростками в средней школе – научить детей общаться, высказывать самостоятельное мнение, анализировать свои поступки и поступки окружающих. В 5 – 7 классах введены классные воспитательные программы: «Я и мы», «Хочу все знать», «Наши рекорды в копилку класса», «Дружный класс» направленные на социализацию учащихся, где ведущая роль принадлежит активным практическим формам деятельности. Используются педагогические ситуации, когда ребята осмысливают нравственные понятия, учатся отстаивать свою честь и достоинство, уважая при этом личность другого человека. В групповой деятельности учащиеся осваивают приемы нравственного поведения, учатся решать конфликтные ситуации.
Эта внеурочная деятельность органично связана с программой «Патриот», где ребята усваивают понятия «гражданин России», «права и обязанности граждан». Большую роль в формировании социальной активности старшеклассников играют программы «Я – гражданин России», «Профи» которые помогают осознать социальную ценность права как средства защиты личности в обществе. Данные программы с использованием активных и интерактивных форм работы помогают усвоить гуманистические этические ценности, сформировать умение вести себя в различных жизненных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные принципы.
Учащиеся старших классов наиболее активно участвуют в школьном самоуправлении, где проявляют свою активность в решении проблем жизнедеятельности школы. У них формируется не только ответственность за свое мнение, позицию, поведение, но и за действия и поведение других ребят, особенно младшего возраста.
Основные коллективные творческие дела школы:
организация досуговых мероприятий;
проведение предметных недель;
встречи с интересными людьми, с представителями различных служб и организаций города;
работа школьных кружков и секций;
участие в благотворительных акциях;
трудовые десанты.
Учащиеся школы становятся активными участниками фестивалей детского творчества «Все страны в гости к нам», благотворительных акций: помощь городу, окружной больнице, детскому саду, ветеранам Великой Отечественной войны, пожилым людям. Особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, сотрудничество. Старшие помогают малышам в подготовке и проведении мероприятий, выступая в роли консультантов. Они организуют подвижные игры на переменах, эстафеты в спортивном зале, проводят показательные классные часы.
Важным звеном в системе воспитания является организация работы вне учебного процесса. Такая деятельность позволяет школьникам разнообразно и рационально проводить свободное время, создавать школьные команды, подготавливать различные мероприятия, оформлять школу, способствует формированию дружного школьного коллектива. Для организации занятий по интересам в школе работают кружки и спортивные секции, в которых занимаются более 130 учащихся. В блоке дополнительного образования работают кружки по пяти направлениям:
1) художественно-эстетическое (музыкальный кружок «Мелодия»);
2) прикладное творчество (кружок «Умелые руки»);
3) спортивное (кружки «Баскетбол»; «Минифутбол»; «Гимнастика»);
4) нравственно-патриотическое (кружок «Патриот»);
5) экологическое (кружок «Благоустройство»).
Наглядно модель социализации во внеучебной деятельности можно представить следующим образом (рис. 1).
Исследование проходило по шести основным параметрам: социально адаптированы и востребованы обществом; трудоустроились; имеют реальные жизненные планы; организованно проводят свой досуг; продолжили обучение; имеют стабильный заработок.
Состояние каждого из параметров обусловлено не только проводимыми коррекционными мероприятиями, прописанными в данной модели, но и объективными обстоятельствами современной жизни (изменения законодательства в отношении инвалидов с нарушением интеллекта, развития экономики, реализации социальных программ в нашем обществе).
Количество выпускников, имеющих реальные жизненные планы, организованно проводящих свой досуг, продолжающих обучение и имеющих стабильный заработок в течение последнего года увеличилось в среднем на 6 процентов. Это подтверждает положительную динамику процесса социализации выпускников школы VIII вида г. Нижневартовска при внедрении нашей модели.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. – М.: Сирин, 2002. – 156 с.
2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 1600 с.
3.Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестн. УРАО. – 2008. – № 5. – С. 21–29.
4.Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – № 1.
5.Лодатко Е.А. Методологические основы моделирования социокультурных процессов // RELGA: науч.-культурологический сетевой журн. – 2007. – № 15(160).
6.Логинова Е.Т. Современные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в России и странах За-
падной Европы. – Псков: ПОИПКРО, 2000. – 47 с.
7.Специальная семейная педагогика / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 358 с.
от соответствия типа организованной структуры условиям современной ситуации общества;
социально-педагогической системы формирования знаний о ребенке с проблемами в развитии;
гуманизации социума в отношении детей с проблемами в развитии;
формирования системного знания о ребенке с проблемами в развитии разной степени выраженности и гуманного отношения к нему в условиях вузовского образования;
разработки системы информационно-аналитической деятельности как детерминанты специальной педагогики [6, с. 12].
Содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с ограничениями в умственном развитии традиционно, отчасти консервативно, а поэтому коррекционная школа зачастую представляет собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказываются недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент
становится создание максимально возможных условий для развития детского творчества. Значительную роль в коррекции и позитивном формировании личности, в социализации ребенка играют внеучебные занятия.
Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.П. Красило, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, И.Ф. Марковская, С.Г. Шевченко, Л.М. Шипицына и др.). Помимо интеллектуального недоразвития, учащиеся коррекционной школы VIII вида отличаются проблемами эмоционально-личностного развития, они подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения [7, с. 330].
Противоречие между необходимостью целенаправленной социализации и отсутствием таковой во внеучебной деятельности Нижневартовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида побудило нас к созданию модели социализации.
Проблеме воспитания и социализации личности в этой школе уделяется особое внимание. Целью воспитательной работы является создание системы коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с нарушением интеллекта с широким спектром мероприятий для социальной адаптации учащихся. Выстраивая воспитательное пространство, администрация и педагогический коллектив стремятся создать школу содружества детей и взрослых, связанных единой целью и интересной деятельностью. Воспитательная система специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Нижневартовска содержит эффективные способы включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальные социальные отношения.
Созданная воспитательная система – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающей такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. В основе воспитательной системы лежат концептуальные идеи гуманизации коррекционного образования (К. Роджерс,
А. Маслоу, Л.С. Выготский, Д.Н. Исаев и др.), идеи социальной интеграции – этического принятия социумом лиц с отклонениями в развитии, помощи в социальной интеграции, уважения к личности с проблемами развития, определения направленности педагогической деятельности в образовательных учреждениях для лиц с нарушением интеллекта (Отто Шпек и др.). Основу воспитательной работы составляет концепция целенаправленного управления процессом развития личности (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Д. Селиванова) – система целенаправленных мер по созданию условий для развития личности с учетом специфики особенностей детей и подростков с нарушением интеллекта (Д.Н. Исаев), освоение личностью системы социальных ролей в процессе социализации (М.И. Рожков).
Целью воспитательной работы как составного элемента специального образования в этой школе является создание условий для максимального приближения учащихся с нарушением интеллекта к нормальному развитию, обеспечения оптимального развития каждого подростка.
Модель социализации выпускника школы VIII вида строилась поэтапно. На первом этапе вырабатывались ориентиры, концептуальные основы воспитательной работы в коррекционной школе: повышение квалификации, педагогического мастерства, ознакомление с идеями воспитания всех субъектов образовательного процесса. На втором этапе выстраивалась система воспитательной работы, внедрялись эффективные методы и формы деятельности. Вырабатывались традиции воспитательной работы, организовывались коллективные творческие дела, конкурсы, использовались инновационные технологии воспитательной работы на основе достижений общей и специальной (коррекционной) педагогики. На третьем этапе развивалась система ученического соуправления. Ученический и педагогический коллективы взаимодействуют как единое целое, объединенное общей целью воспитательной работы, нацеленной на воспитание социальной активности учащихся школы. На основе психолого-педагогической диагностики выстраиваются индивидуальные маршруты воспитательной работы.
Приоритетным направлением воспитательной работы является реализация программы воспитания школьников 1–12 классов «Я – гражданин России». Она включает в себя семь программ, связанных между собой логикой формирования гражданина России: «Детисироты», «Радость», «Патриот», «Благоустройство», «Здоровье»,
«Сокровища Сибири», «Профи».
Работа по формированию социально активной личности в коррекционной школе VIII вида ведется во внеурочной деятельности на всех возрастных этапах.
В начальной школе ребенок приобретает опыт общения с педагогами и сверстниками, что помогает ему в дальнейшей жизни. Особое внимание уделяется воспитанию социально-нормативного поведения, формированию умений детей вести себя правильно в разных социальных ролях. В 1–4 классах ведется игротерапия, которая помогает детям увидеть свою связь с социумом, путем тренировок усвоить навыки культурного поведения в школе, в семье и общественных местах. Уже в 1 классе ребенок осознает, что он является учеником школы, членом классного и школьного коллектива.
Основная задача работы с подростками в средней школе – научить детей общаться, высказывать самостоятельное мнение, анализировать свои поступки и поступки окружающих. В 5 – 7 классах введены классные воспитательные программы: «Я и мы», «Хочу все знать», «Наши рекорды в копилку класса», «Дружный класс» направленные на социализацию учащихся, где ведущая роль принадлежит активным практическим формам деятельности. Используются педагогические ситуации, когда ребята осмысливают нравственные понятия, учатся отстаивать свою честь и достоинство, уважая при этом личность другого человека. В групповой деятельности учащиеся осваивают приемы нравственного поведения, учатся решать конфликтные ситуации.
Эта внеурочная деятельность органично связана с программой «Патриот», где ребята усваивают понятия «гражданин России», «права и обязанности граждан». Большую роль в формировании социальной активности старшеклассников играют программы «Я – гражданин России», «Профи» которые помогают осознать социальную ценность права как средства защиты личности в обществе. Данные программы с использованием активных и интерактивных форм работы помогают усвоить гуманистические этические ценности, сформировать умение вести себя в различных жизненных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные принципы.
Учащиеся старших классов наиболее активно участвуют в школьном самоуправлении, где проявляют свою активность в решении проблем жизнедеятельности школы. У них формируется не только ответственность за свое мнение, позицию, поведение, но и за действия и поведение других ребят, особенно младшего возраста.
Основные коллективные творческие дела школы:
организация досуговых мероприятий;
проведение предметных недель;
встречи с интересными людьми, с представителями различных служб и организаций города;
работа школьных кружков и секций;
участие в благотворительных акциях;
трудовые десанты.
Учащиеся школы становятся активными участниками фестивалей детского творчества «Все страны в гости к нам», благотворительных акций: помощь городу, окружной больнице, детскому саду, ветеранам Великой Отечественной войны, пожилым людям. Особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, сотрудничество. Старшие помогают малышам в подготовке и проведении мероприятий, выступая в роли консультантов. Они организуют подвижные игры на переменах, эстафеты в спортивном зале, проводят показательные классные часы.
Важным звеном в системе воспитания является организация работы вне учебного процесса. Такая деятельность позволяет школьникам разнообразно и рационально проводить свободное время, создавать школьные команды, подготавливать различные мероприятия, оформлять школу, способствует формированию дружного школьного коллектива. Для организации занятий по интересам в школе работают кружки и спортивные секции, в которых занимаются более 130 учащихся. В блоке дополнительного образования работают кружки по пяти направлениям:
1) художественно-эстетическое (музыкальный кружок «Мелодия»);
2) прикладное творчество (кружок «Умелые руки»);
3) спортивное (кружки «Баскетбол»; «Минифутбол»; «Гимнастика»);
4) нравственно-патриотическое (кружок «Патриот»);
5) экологическое (кружок «Благоустройство»).
Наглядно модель социализации во внеучебной деятельности можно представить следующим образом (рис. 1).
Исследование проходило по шести основным параметрам: социально адаптированы и востребованы обществом; трудоустроились; имеют реальные жизненные планы; организованно проводят свой досуг; продолжили обучение; имеют стабильный заработок.
Состояние каждого из параметров обусловлено не только проводимыми коррекционными мероприятиями, прописанными в данной модели, но и объективными обстоятельствами современной жизни (изменения законодательства в отношении инвалидов с нарушением интеллекта, развития экономики, реализации социальных программ в нашем обществе).
Количество выпускников, имеющих реальные жизненные планы, организованно проводящих свой досуг, продолжающих обучение и имеющих стабильный заработок в течение последнего года увеличилось в среднем на 6 процентов. Это подтверждает положительную динамику процесса социализации выпускников школы VIII вида г. Нижневартовска при внедрении нашей модели.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. – М.: Сирин, 2002. – 156 с.
2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 1600 с.
3.Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестн. УРАО. – 2008. – № 5. – С. 21–29.
4.Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – № 1.
5.Лодатко Е.А. Методологические основы моделирования социокультурных процессов // RELGA: науч.-культурологический сетевой журн. – 2007. – № 15(160).
6.Логинова Е.Т. Современные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в России и странах За-
падной Европы. – Псков: ПОИПКРО, 2000. – 47 с.
7.Специальная семейная педагогика / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 358 с.
Источник: Н. А. Большакова, В. Я. Рубанченко
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи