ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Наука » Педагогика
В период перехода к организации учебного процесса с использованием бально-рейтинговой системы оценивания одной из важнейших является проблема диагностики качества образования и разработки контрольно-измерительных материалов. При этом важно помнить, что необходимы такие задания, которые могут выявить не только уровень знаний и умений студентов, но и развивающий эффект соответствующей дисциплины.
Вместе с тем, на современном этапе оценка соответствия качества подготовки в вузе (например, при аккредитации и лицензировании) предполагает проведение тестирования студентов по различным дисциплинам с целью определения качества знаний будущих специалистов.

Все это позволяет говорить о необходимости разработки контрольно-диагностических материалов в виде различных тестов. Как правило, в тестах используются два основных типа представления заданий – закрытые и открытые задания. К заданиям закрытого типа относятся задания:
• альтернативных ответов (к каждой задаче дается только два варианта ответов – «да-нет», «правильно-неправильно» и т. п.);
• единичного и множественного выбора (предполагают наличие вариативности в выборе, при этом необходимо выбрать один или несколько из предложенных вариантов);
• с множественным выбором на установление соответствия (выполнение их связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств);
• на установление правильной последовательности (надо указать порядок объектов действий или процессов, перечисленных в задании).
В заданиях открытого типа готовые ответы не даются, их должен ввести сам испытуемый. Выделяют два вида подобных заданий:
• задания-дополнения (в представленный текст необходимо вставить символ, число, слово или словосочетание; предполагается только один вариант ответа);
• задания свободного изложения (должны составить развернутый ответ в виде полного решения задачи с пояснениями или дать ответ в виде эссе).
Приведем примеры различных видов заданий из теста по курсу математики, изучаемого будущими учителями начальных классов.

1. Задание альтернативных ответов: «Даны уравнения x 2 = 0 и
x 2 + 4
x 2 = 0 . Будут ли равносильны эти уравнения на множестве всех действительных чисел:
o да
o нет».
2. Задание множественного выбора: «Операция умножение натуральных чисел обладает свойством:
o рефлексивности o ассоциативности o транзитивности
o коммутативности
o дистрибутивности относительно сложения».

3. Задание с множественным выбором на установление соответствия:
«Установите соответствие между записью и ее названием
o 90-а<5a • • числовое равенство
4 3 3 4 5x-2 • • числовое выражение
o 67-453 • • уравнение
o 782=45+23 • • выражение с переменной.
4. Задание на установление правильной последовательности: «Укажите последовательность данных чисел в порядке возрастания:

1. 7268,
2. 10435,
3. 101213».

5. Задание-дополнение: «Натуральное число есть общее свойство класса жеств».

Одна из главных методических задач при составлении теста – отбор содержания для тестирования. Мы предлагаем выделить три части, дифференцируя их не столько по уровню сложности, сколько по тем компетенциям, которыми должен овладеть студент в процессе освоения той или иной дисциплины.
Рассмотрим курс математики, изучаемый будущими учителями начальных классов. Первая часть теста (по всему курсу или по его отдельным темам) может быть направлена на проверку знаний основных математических понятий. Тогда здесь должны быть включены задания на прямую проверку определений (например, дается определение понятия с пропусками слов); задания, в которых приводятся примеры, иллюстрирующие соответствующие определения (например, «произведение 7?5 в количественной теории натурального числа есть численность объединения попарно непересекающихся множеств, численность каждого из которых равна ____») и т. п.
Вторая часть такого теста может содержать задания, где от студента требуется продемонстрировать не только свободное владение понятийным аппаратом, но и способность осуществлять анализ и
обобщение сведений о различных математических объектах, умение выполнять доказательство некоторых положений и обоснование отдельных выводов. Приведем несколько примеров подобных заданий.

1. «Вывод об истинности равенства kа+1?a= (k+1) ? a можно сделать на основе
o одной из аксиом из системы аксиом Пеано
o определения сложения
o определения умножения
o свойства ассоциативности сложения
o свойства ассоциативности умножения
o свойства дистрибутивности умножения относительно сложения»

2. «Уравнение с точки зрения математической логики:
o является высказыванием
o не является высказыванием
o является предикатом
o не является предикатом
o является особым видом высказывания».

3. Деление числа а на 15 с остатком дает частное 10. Тогда наибольшим из возможных значений числа а является число .
Выполняя задания третьей части, студенту необходимо продемонстрировать владение аппаратом логического мышления, умение

сопоставить объекты, изучаемые в разных разделах курса математики, способность выполнить перенос имеющихся знаний на новые, раннее специально не рассматриваемые объекты. Например, «установите соответствие между отношениями на множестве N и их свойствами:
Отношение равенства • • Отношение нестрого порядка Отношение «меньше» • • Отношение конгруэнтности Отношение «меньше или равно»• • Отношение строго порядка Отношение «больше» • • Отношение эквивалентности».

Количество заданий каждой части зависит от количества баллов за каждый вопрос соответствующего раздела. Кроме того, надо принимать во внимание соответствие между количеством баллов по 100балльной и традиционной 5-балльной системам оценивания. При этом студент должен иметь возможность получить оценку «удовлетворительно» в случае выполнения всех заданий первой части, оценку «хорошо» – при условии ответа на все вопросы первой части и на
50% вопросов второй части и оценку «отлично», если правильно выполнит все задания первой и второй частей и 50% третьей части.
Например, если исходить из следующего соответствия 100балльной и 5-балльной систем оценивания: 60-73 балла – «удовлетворительно», 74-91 балл – «хорошо», 92-100 баллов – «отлично» и при этом каждое задание первой части оценивать по 3 балла, второй части – по 4 балла, а третьей – по 6 баллов, тогда первая часть должна содержать 20 заданий (60 баллов), вторая – 7 заданий (28 баллов), третья – 2 задания (12 баллов).
Время, отводимое на выполнение такого теста, рассчитывается, исходя из количества заданий каждой части и их объективной сложности. Например, в приведенном выше случае на выполнение каждого задания первой части отводится в среднем по 2 минуты (40 мин. на все), второй части – по 3 минуты (20 мин.), третьей – 5 минут (10мин.), итого 1 час 10 минут – на выполнение всего теста. Как показала практика этого времени более чем достаточно не только для выполнения всех заданий, но и для самопроверки.
Проверка правильности выполнения такого теста имеет свои особенности только для случаев заданий с множественным выбором и заданий на установление соответствия. При этом могут быть использованы две системы оценивания правильности ответов. В одном случае, оценивается каждый правильно выбранный вариант или каждая правильно установленная пара, в другом – лишь абсолютно правильно сделанное задание (когда выбраны все правильные варианты или все пары установлены правильно). Но в том и другом случае при выборе неправильного варианта или неправильной пары считается, что все задание выполнено неверно.
Надо сказать, что подавляющему большинству студентов подобная форма контроля кажется более привлекательной. Так, при возможности выбора формы проведения экзамена – традиционной (по билетам) или в форме теста студенты снова и снова выбирают тест.
В заключение отметим, что остается открытой проблема создания тестов для контроля и самодиагностики студентов на электронных носителях, поскольку не все формы тестовых заданий пригодны для компьютерной обработки. Например, задания-дополнения должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа и быть сформулированы так, чтобы исключить возможность использования синонимов, а задания свободного изложения вообще не могут быть подвергнуты компьютерной проверке в силу сравнительно большой вариативности записи возможных ответов.

Источник: С. В. Сурикова (г. Санкт-Петербург)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.