ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Наука » Экономика
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, метод имитации, моделирование, упрощённое воспроизведение реальной экономической ситуации, используемые при выработке и принятии управленческих решений в различных ситуациях путём игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ. Экономика - не только теоретическая, но и сугубо прикладная наука, опирающаяся на живую практику, имеющая дело с конкретными вещами, широко использующая цифры и расчёты. Поэтому и мир экономических знаний, усвоение экономических истин, формирование экономического мышления требуют иллюстрации теоретических выводов на конкретных экономических процессах. При этом особое значение имеет игровое воспроизведение практических ситуаций.

Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, дознания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений. Это метод обучения управлению, в основе которого лежит идея о том, что управление - это больше поведение, навыки и умение, чем знания. Лучший способ развития этих качеств достигается тренировкой через моделирование ситуации и адекватных действий менеджера, что помогает ему приобрести навыки принятия решения в сходных жизненных ситуациях.

В деловой игре, с учётом принятых правил, каждый участник выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни. Благодаря специфической организации и технике проведения деловых игр, в них соединяются такие типы деятельности, как развивающее обучение, исследовательская работа, решение практических задач. Участники деловых игр осваивают навыки, представления, установки, соответствующие тем или иным ситуациям.

Значение деловых игр как эффективного средства познания экономики заключается в том, что игра погружает учащегося в мир экономических событий, искусственно созданный дома, в учебном заведении, в аудитории. Неизбежный элемент состязательности, присущий деловым играм, придаёт им увлекательную азартность, вводит участников в мир конкуренции.

Существует несколько видов деловых игр. В индивидуальных играх каждый участник играет сам за себя, в групповых - играют между собой группы участников, в коллективных - принимает участие большой коллектив в виде индивидуальных участников и групп.

Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ и решение сложных практических проблем, обеспечить формирование культуры мышления, управления, рост мастерства общения, инструментальное обогащение управленческих навыков. Основная цель деловых игр - поиск нестандартных решений, а также выработка новых правил.

Деловые игры проводятся, как правило, в четыре последовательно осуществляемых этапа.

1. Ознакомление участников игры с целями, задачами и условиями игры. Для этого им передаются исходные данные в форме таблиц, схем, документов, результатов исследований и т. д.

2. Инструктаж относительно порядка проведения игры (сроки игр, режим работы, отдыха и пр.).

3. Разделение участников игры на несколько групп, каждая из которых "проигрывает" свою программу, заданную роль.

4. Анализ и оценка процесса и результатов игры, разбор характерных ошибок, успехов в работе групп и отдельных участников игры.

До начала игры руководитель составляет программу проведения игры, в которой обосновывает её необходимость (итоги предыдущей диагностики и надобность именно в таком способе поиска решения), выдвигает общие задачи (они могут быть развиты в ходе игры), кратко излагает правила и график ведения деловой игры (с программой участники знакомятся до её начала).

Важное значение имеет место проведения игры. В ходе внутриигрового общения между участниками создаётся определённый психологический климат (увлечённость, углубление в проблематику, чувство общности), который совершенно необходим для результативности всего мероприятия, но в то же время весьма хрупок и уязвим извне. Появление на "игровом поле" постороннего человека, отвлечение кого-то из участников вносят замешательство и скованность в деловую игру. Всё это трудно предотвратить, когда игра проходит на рабочем месте, поэтому её лучше проводить в каком-либо изолированном помещении.

Деловую игру начинает руководитель (преподаватель, учитель): он конкретизирует задачу, кратко поясняет её место в более широком управленческом контексте. В ходе деловой игры руководитель предлагает участникам вопросники, конкретную ситуацию, поддерживает наиболее удачные суждения, не отбрасывая и другие высказываемые в ходе игры идеи, информирует об имеющемся опыте решения предложенной проблемы и научных методах управления, акцентирует различия в точках зрения, помогает их интегрировать. Игровые методы независимо от их разновидности вызывают у участников высокое удовлетворение самим процессом коллективной работы, эмоциональное напряжение. Деловые игры характеризуются разнообразием приёмов взаимодействия людей, установлением доверительных отношений между участниками. Поэтому режим деловой игры должен избегать ожесточения конфликтов, перехода "на личности".
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.