ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Наука » Экономика
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (от лат diversus - разный и facere - делать) в экономике, разнообразие, разностороннее развитие хозяйственной деятельности с целью повышения её эффективности.

Различают несколько видов экономической диверсификации: производственную, макроэкономическую - на уровне национальной экономики, микроэкономическую - на уровне отдельной компании, внешнеторговую, маркетинговую, инвестиционную, или депозитную.

Производственная диверсификация, или диверсификация производства, объективно обусловлена самим технологическим процессом, когда отходы одного производства становятся сырьём для другого. Такое последовательное использование отходов предыдущего производства для организации последующего обеспечивает повышение эффективности всего производственного комплекса, гарантирует получение экономической выгоды и предотвращает банкротство, поскольку возможные потери в одном звене производственного комплекса компенсируются получением прибыли в других звеньях. Такая производственная диверсификация базируется на достижениях и внедрении в производство результатов научно-технического прогресса, позволяет расширять ассортимент продукции, изменять её вид, осваивать новые виды производства.

Макроэкономическая диверсификация базируется на национальном межотраслевом разделении и кооперации труда. Макроэкономическая диверсификация способствует региональному развитию, созданию новых рабочих мест и снижению безработицы, что, в свою очередь, ведёт к смягчению социальной напряжённости. Диверсифицированная национальная экономика представляет собой всесторонне развитое, относительно устойчивое к экономическим кризисам многоотраслевое хозяйство, в котором одни отрасли переживают научно-технический бум, другие - прогрессивно развиваются, в третьих отраслях осуществляется реструктуризация. В такой диверсифицированной экономике кризис, охватывая отдельные отрасли, не может поразить всё национальное хозяйство, и оно относительно легко преодолевает кризис.

Микроэкономическая диверсификация охватывает уровень отдельной компании, корпорации, финансово-промышленной группы (ФПГ). Применительно к отдельной небольшой или средней компании в сфере торговли или услуг диверсификация означает политику расширения ассортимента предлагаемых на рынках товаров и услуг и мотивируется возможностью и необходимостью снизить зависимость от выпуска немногих товаров и услуг и тем самым от рыночных колебаний. Возможные убытки от реализации одних товаров и услуг компенсируются доходами от продажи других. Диверсифицированная компания обладает большей устойчивостью к рыночным колебаниям. Диверсификация компаний часто осуществляется путём слияний и поглощений, при этом утвердившиеся на рынке товары и услуги поглощённой компании используются для расширения ассортимента товаров и услуг поглотившей компании. Что касается крупных корпораций и ФПГ, то они уже по своей сути являются диверсифицированными и различаются лишь степенью диверсификации. Крупные корпорации и ФПГ представляют собой в миниатюре национальное хозяйство или его часть.

Следует выделить латеральную диверсификацию (от лат. lateralis - боковой, расположенный в стороне), при которой компания вторгается в чуждые ей ранее, неосвоенные сферы деятельности, не имеющие отношения к действующим на её предприятиях технологиям, каналам сбыта; такое вторжение осуществляется через механизм слияний и поглощений и путём покупки контрольных пакетов акций; такая стратегия поглощает значительные ресурсы, а сам бизнес становится венчурным (рисковым).

Внешнеторговая диверсификация охватывает экспорт и импорт. Диверсификация импорта позволяет уменьшить или ликвидировать зависимость от одного источника закупок. В случае ухудшения, напр., отношений с данной страной можно увеличить закупки данной продукции в других странах. Диверсификация экспорта ведёт к увеличению ассортимента поставляемых на внешний рынок товаров и услуг, что способствует повышению его эффективности и снижает зависимость национальной экономики от колебаний мирового рынка, и в частности от колебаний мировых цен. Напр., в российском экспорте доминирует вывоз нефти. Резкое снижение мировых цен на неё в 1997-98 гг. существенно сократило валютные поступления в страну, что сказалось на состоянии национальной экономики. Для российского экспорта важно изменить его структуру, увеличив в нём долю продукции более высокой стадии обработки (машин, оборудования) при сокращении доли сырья.

Маркетинговая (или концентрическая) диверсификация означает пополнение ассортимента новыми товарами, которые с позиций маркетинга весьма схожи с уже выпускаемыми и успешно продающимися товарами компании; используется на рынках со стабильным спросом и предложением и жёсткой конкуренцией предложения.

В маркетинге следует различать реальную и мнимую диверсификацию. Реальная диверсификация продукции расширяет и обновляет товарный ассортимент, что отвечает тем или иным интересам отдельных потребителей, тогда как при мнимой диверсификации продукции качественные характеристики товара остаются неизменными, а меняется только дизайн и упаковка товара, но на рынке данный товар предлагается как якобы новый и по более высокой цене.

Инвестиционная (или депозитная) диверсификация представляет собой многовариантное вложение средств (инвестиций) с целью снижения риска и создания устойчивого к колебаниям рынка пакета акций; считается, что устойчивый пакет акций формируется из ценных бумаг как минимум 12 различных компаний, треть из которых - крупные компании, треть - средние и треть - пока ещё небольшие, но быстро развивающиеся компании. Надёжность пакета определяется по итогам года на основании так называемого правила пяти пальцев: из каждых пяти акций такого портфеля одна может обесцениться в результате банкротства или столкнуться с непредвиденными проблемами, три акции должны более или менее достигнуть поставленных целей и одна - дать результаты, значительно превышающие ожидаемые. Причиной диверсификации портфеля ценных бумаг является риск, при росте которого диверсификатор будет стараться большую часть своего состояния перевести в денежную форму. А. А. Петров.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.