ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ, совокупность методов и средств (инструментов) прямого государственного воздействия на экономику (предприятия и организации), направленных на достижение установленных целей социально-экономического развития; неотъемлемая составная часть государственного регулирования экономики любого типа (развитой рыночной, развивающейся, переходной, плановой). В административно-плановой экономике бывших социалистических стран директивные методы управления были определяющими, а в отдельные периоды и исключительными методами государственного регулирования экономики. В рыночной экономике они обеспечивают тот или иной объём регулирующих хозяйственных и социальных функций государства. Прямые методы воздействия на экономику используются во всех основных сферах деятельности государства: при определении, установлении и защите правовых основ и норм владения собственностью и функционирования рынков, в осуществлении производства и закупок товаров и услуг для государственных нужд, в обеспечении обороноспособности и других общественно значимых сфер жизни страны (в т. ч. здравоохранения, образования, науки, культуры, защиты окружающей среды), в социальном обеспечении. Финансируя свою деятельность за счёт налогов, сборов и займов, государство использует директивные методы управления для целенаправленного влияния на цены, процентные ставки, на работу ряда отраслей материального производства (напр., естественных монополий, предприятий государственного сектора). Поэтому понять способ функционирования современной рыночной экономики только через механизм работы рынков невозможно, нужно также понимать способы прямого воздействия государства на основные социально-экономические процессы.
Важнейший вид директивных методов управления - это административно-правовые средства регулирования экономшш. Любая модель развитой рыночной экономики предполагает наличие достаточно объёмного, эффективного и последовательно соблюдаемого и защищаемого хозяйственного права. Имущественные и трудовые отношения, отношения обмена, товарные и финансовые рынки, все даже самые мелкие вопросы хозяйственной жизни подчиняются главной директиве - закону. Для нормального функционирования экономики хозяйственное право должно детально и чётко прописывать имущественные отношения (владение, пользование, распоряжение, наследование, залог, • аренда, банкротство), рыночные нормы (условия конкуренции и противодействие монопольным тенденциям, права и обязанности производителей и потребителей и защита этих прав), а также налогово-бюджетные процессы. Административно-правовые средства воздействия на экономику разнообразны и имеют иерархическую структуру - от конституций и кодексов до предметных указаний и распоряжений властей по тем или иным конкретным хозяйственным вопросам.
Административно-правовые методы прямого государственного воздействия на экономику используются как центральными властями (на уровне правительств), так и региональными и местными органами административной власти. При этом ответственность и контроль за соблюдением норм и законов дополняются специфической регулирующей деятельностью государственной власти, предполагающей различные формы прямого административного воздействия на хозяйственную сферу. Это прежде всего разнообразные разрешения и запреты, а также принуждение к тем или иным действиям. Разрешение на какой-либо вид хозяйственной деятельности обычно осуществляется в форме выдачи соответствующей государственной лицензии, регламентирующей характер и разрешённый срок этой деятельности. Разрешение может быть связано со снятием запрета на какой-либо ранее не допускавшийся вид деятельности (напр., разрешение на коммерческое использование тех или иных видов природных ресурсов, ранее запрещённое). Запреты обычно диктуются соображениями властей о защите окружающей среды, об охране здоровья людей и о сохранении природных ресурсов (напр., запрет на новое промышленное строительство в какой-либо определённой местности с целью сохранения экологической чистоты и целостности ландшафта, запрет на разработку и использование определённых видов природных богатств - сырьевых и водных ресурсов, лесных массивов и т. п.). Меры принуждения способствуют решению государственными и муниципальными властями тех или иных конкретных задач социально-экономического развития (напр., побуждение предпринимателей к созданию дополнительных рабочих мест, к обеспечению работников установленным минимумом социальных благ, к строительству очистных сооружений). В административном порядке государством обеспечивается также соблюдение некоторых специфических стандартов и норм, находящихся на стыке экономики, экологии и техники (напр., соблюдение предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде, продуктах питания и предметах потребления).
В целом масштаб применения административных методов запрета и принуждения в государственном регулировании рыночной экономики невелик, и используются эти методы преимущественно в таких особых сферах экономической и общественной жизни, как охрана окружающей среды, создание комфортных условий жизни для человека, защита социально слабых слоев населения. Однако в экстремальных ситуациях роль этих методов может существенно возрастать. Это может произойти в условиях углубления экономических кризисов, в условиях войны или локальных военных действий, при крупных экологических катастрофах, в случае глубоких общественно-политических потрясений. Примером крупномасштабного использования государством административных директивных методов управления может служить послевоенное управление экономикой в Германии и Японии.
Директивные методы управления являются также неотъемлемой частью экономических средств государственного регулирования, включающих инструменты прямого воздействия на отношения собственности, финансовую и кредитно-денежную систему, внешнеэкономическую деятельность и др. Экономические методы и средства прямого государственного регулирования столь же обязательны к исполнению, как и методы прямого административного воздействия. В условиях рынка именно эти методы являются доминирующими. Экономическое регулирование осуществляется в широких масштабах и в разнообразных формах. Тонкий баланс между свободным рынком и мерами регулирующего государственного воздействия на экономику в каждой отдельной стране может поддерживаться при разной степени прямого государственного вмешательства. В странах с развитой рыночной экономикой получили распространение два противоположных подхода к допустимой степени такого вмешательства - от сведения его к жёстко необходимому минимуму до признания решающей роли государства в достижении социально-экономического прогресса. Всё зависит от конкретных условий экономического развития. Главное при этом - правильно найти ту грань директивного государственного управления, за которой его цели и методы могут вступать в противоречие с интересами частных собственников капитала, вследствие чего нарушается нормальная и достаточная мотивация предпринимательской деятельности. Иными словами, государство может регулировать и контролировать, но не должно подавлять активность предпринимателей. Многообразие конкретных экономических методов директивного управления может быть сведено к следующим группам.
Средства бюджетно-налоговой политики. Одним из основных методов прямого государственного управления экономикой является бюджетная политика, которая отражает едва ли не важнейшую управленческую функцию государства - перераспределительную. Государство концентрирует в бюджете определённую часть предпринимательских доходов с тем, чтобы финансировать исполнение необходимых обществу и экономике расходов. При этом главным инструментом концентрации средств являются налоги. Жёсткость государственного регулирования зависит от выбора видов и количества налогов, от величины налоговых ставок, от видов и размеров налоговых льгот. Так, увеличение или уменьшение ставки ряда налогов отражает степень директивного изъятия и перераспределения доходов хозяйственной сферы. Налоги позволяют не только концентрировать средства на нужды общества и экономики, но и решать целый ряд конкретных задач экономической политики государства. Напр., для сдерживания инфляции в первые месяцы после либерализации цен в реформируемой экономике бывших социалистических стран использовались высокие ставки налогообложения роста заработной платы. Во многих развитых странах существует льготное налогообложение прибыли, если она используется на инвестиции. Государство применяет также весьма действенный метод прямого экономического воздействия на предпринимателей -налоговые льготы. С их помощью можно поощрять определённые виды предпринимательской деятельности, решать социальные проблемы (напр., предоставление возможности предпринимателю сократить налогооблагаемую базу за счёт использования труда инвалидов и ветеранов).
Средства денежно-кредитной политики. К их числу относятся такие средства воздействия на финансовую систему, как установление учётной ставки центрального банка, установление уровня обязательных резервов банков, правила эмиссии и обращения государственных ценных бумаг и т. п. Используя эти методы прямого экономического воздействия, государство регулирует, изменяет в нужном направлении соотношение спроса и предложения на финансовом рынке, поддерживает общее макроэкономическое равновесие.
Особая форма директивных методов управления - механизм государственного регулирования цен. Такое регулирование в той или иной степени существует в экономике любого типа. Государство не может оставить на откуп свободной игре спроса и предложения такую социально-экономически и политически значимую категорию, как цены. Цены отражают и затрагивают интересы всех - производителей и потребителей, перевозчиков и торговцев, предпринимательских и профессиональных союзов. Политика цен в руках государства является инструментом борьбы с монопольными тенденциями и защиты конкуренции, действенным средством борьбы с инфляцией, стимулом конъюнктурной и структурной политики, средством социальной поддержки. Возможности и конкретные методы государственного воздействия на цены в рыночной экономике достаточно велики. Конечно, цены в основном складываются на свободном рынке, но у государства есть инструменты вмешательства в свободную игру цен и предотвращения сговоров по вопросам цен производителей или потребителей. Прежде всего государство может прямо устанавливать и регулировать цены на определённые товары и услуги в ряде отраслей и секторов экономики. Примером могут служить тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, цены на товары из государственных запасов (в неурожайные годы, в условиях военных действий). Государство прямо устанавливает цены в военных отраслях промышленности, а также цены госзакупок. Фиксированные государственные цены устанавливаются для продукции предприятий государственного сектора - на минеральное сырьё, добываемое на государственных шахтах, на электроэнергию, производимую государственными электростанциями. Эти цены и тарифы могут даже оказаться искусственно заниженными, однако фиксирование их на таком уровне позволяет государству сдерживать рост издержек в частном хозяйстве и поддерживать конкурентоспособность национальной экономики.
Директивное .вмешательство государства в ценообразование может осуществляться через регулирующее повышение или снижение цен за счёт акцизов или субсидий к ценам. .Хорошо известна практика установления акцизов на такие товары, как табак и алкоголь, на конкурирующие импортные товары. Ценовые субсидии, предоставляемые государством некоторым национальным предпринимателям (напр., в сельском хозяйстве) или потребителям (напр., социально незащищённым), позволяют поддерживать низкий уровень цен в тех случаях, когда снижение издержек производства по тем или иным причинам невозможно. М. А. Дерябина.
Важнейший вид директивных методов управления - это административно-правовые средства регулирования экономшш. Любая модель развитой рыночной экономики предполагает наличие достаточно объёмного, эффективного и последовательно соблюдаемого и защищаемого хозяйственного права. Имущественные и трудовые отношения, отношения обмена, товарные и финансовые рынки, все даже самые мелкие вопросы хозяйственной жизни подчиняются главной директиве - закону. Для нормального функционирования экономики хозяйственное право должно детально и чётко прописывать имущественные отношения (владение, пользование, распоряжение, наследование, залог, • аренда, банкротство), рыночные нормы (условия конкуренции и противодействие монопольным тенденциям, права и обязанности производителей и потребителей и защита этих прав), а также налогово-бюджетные процессы. Административно-правовые средства воздействия на экономику разнообразны и имеют иерархическую структуру - от конституций и кодексов до предметных указаний и распоряжений властей по тем или иным конкретным хозяйственным вопросам.
Административно-правовые методы прямого государственного воздействия на экономику используются как центральными властями (на уровне правительств), так и региональными и местными органами административной власти. При этом ответственность и контроль за соблюдением норм и законов дополняются специфической регулирующей деятельностью государственной власти, предполагающей различные формы прямого административного воздействия на хозяйственную сферу. Это прежде всего разнообразные разрешения и запреты, а также принуждение к тем или иным действиям. Разрешение на какой-либо вид хозяйственной деятельности обычно осуществляется в форме выдачи соответствующей государственной лицензии, регламентирующей характер и разрешённый срок этой деятельности. Разрешение может быть связано со снятием запрета на какой-либо ранее не допускавшийся вид деятельности (напр., разрешение на коммерческое использование тех или иных видов природных ресурсов, ранее запрещённое). Запреты обычно диктуются соображениями властей о защите окружающей среды, об охране здоровья людей и о сохранении природных ресурсов (напр., запрет на новое промышленное строительство в какой-либо определённой местности с целью сохранения экологической чистоты и целостности ландшафта, запрет на разработку и использование определённых видов природных богатств - сырьевых и водных ресурсов, лесных массивов и т. п.). Меры принуждения способствуют решению государственными и муниципальными властями тех или иных конкретных задач социально-экономического развития (напр., побуждение предпринимателей к созданию дополнительных рабочих мест, к обеспечению работников установленным минимумом социальных благ, к строительству очистных сооружений). В административном порядке государством обеспечивается также соблюдение некоторых специфических стандартов и норм, находящихся на стыке экономики, экологии и техники (напр., соблюдение предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде, продуктах питания и предметах потребления).
В целом масштаб применения административных методов запрета и принуждения в государственном регулировании рыночной экономики невелик, и используются эти методы преимущественно в таких особых сферах экономической и общественной жизни, как охрана окружающей среды, создание комфортных условий жизни для человека, защита социально слабых слоев населения. Однако в экстремальных ситуациях роль этих методов может существенно возрастать. Это может произойти в условиях углубления экономических кризисов, в условиях войны или локальных военных действий, при крупных экологических катастрофах, в случае глубоких общественно-политических потрясений. Примером крупномасштабного использования государством административных директивных методов управления может служить послевоенное управление экономикой в Германии и Японии.
Директивные методы управления являются также неотъемлемой частью экономических средств государственного регулирования, включающих инструменты прямого воздействия на отношения собственности, финансовую и кредитно-денежную систему, внешнеэкономическую деятельность и др. Экономические методы и средства прямого государственного регулирования столь же обязательны к исполнению, как и методы прямого административного воздействия. В условиях рынка именно эти методы являются доминирующими. Экономическое регулирование осуществляется в широких масштабах и в разнообразных формах. Тонкий баланс между свободным рынком и мерами регулирующего государственного воздействия на экономику в каждой отдельной стране может поддерживаться при разной степени прямого государственного вмешательства. В странах с развитой рыночной экономикой получили распространение два противоположных подхода к допустимой степени такого вмешательства - от сведения его к жёстко необходимому минимуму до признания решающей роли государства в достижении социально-экономического прогресса. Всё зависит от конкретных условий экономического развития. Главное при этом - правильно найти ту грань директивного государственного управления, за которой его цели и методы могут вступать в противоречие с интересами частных собственников капитала, вследствие чего нарушается нормальная и достаточная мотивация предпринимательской деятельности. Иными словами, государство может регулировать и контролировать, но не должно подавлять активность предпринимателей. Многообразие конкретных экономических методов директивного управления может быть сведено к следующим группам.
Средства бюджетно-налоговой политики. Одним из основных методов прямого государственного управления экономикой является бюджетная политика, которая отражает едва ли не важнейшую управленческую функцию государства - перераспределительную. Государство концентрирует в бюджете определённую часть предпринимательских доходов с тем, чтобы финансировать исполнение необходимых обществу и экономике расходов. При этом главным инструментом концентрации средств являются налоги. Жёсткость государственного регулирования зависит от выбора видов и количества налогов, от величины налоговых ставок, от видов и размеров налоговых льгот. Так, увеличение или уменьшение ставки ряда налогов отражает степень директивного изъятия и перераспределения доходов хозяйственной сферы. Налоги позволяют не только концентрировать средства на нужды общества и экономики, но и решать целый ряд конкретных задач экономической политики государства. Напр., для сдерживания инфляции в первые месяцы после либерализации цен в реформируемой экономике бывших социалистических стран использовались высокие ставки налогообложения роста заработной платы. Во многих развитых странах существует льготное налогообложение прибыли, если она используется на инвестиции. Государство применяет также весьма действенный метод прямого экономического воздействия на предпринимателей -налоговые льготы. С их помощью можно поощрять определённые виды предпринимательской деятельности, решать социальные проблемы (напр., предоставление возможности предпринимателю сократить налогооблагаемую базу за счёт использования труда инвалидов и ветеранов).
Средства денежно-кредитной политики. К их числу относятся такие средства воздействия на финансовую систему, как установление учётной ставки центрального банка, установление уровня обязательных резервов банков, правила эмиссии и обращения государственных ценных бумаг и т. п. Используя эти методы прямого экономического воздействия, государство регулирует, изменяет в нужном направлении соотношение спроса и предложения на финансовом рынке, поддерживает общее макроэкономическое равновесие.
Особая форма директивных методов управления - механизм государственного регулирования цен. Такое регулирование в той или иной степени существует в экономике любого типа. Государство не может оставить на откуп свободной игре спроса и предложения такую социально-экономически и политически значимую категорию, как цены. Цены отражают и затрагивают интересы всех - производителей и потребителей, перевозчиков и торговцев, предпринимательских и профессиональных союзов. Политика цен в руках государства является инструментом борьбы с монопольными тенденциями и защиты конкуренции, действенным средством борьбы с инфляцией, стимулом конъюнктурной и структурной политики, средством социальной поддержки. Возможности и конкретные методы государственного воздействия на цены в рыночной экономике достаточно велики. Конечно, цены в основном складываются на свободном рынке, но у государства есть инструменты вмешательства в свободную игру цен и предотвращения сговоров по вопросам цен производителей или потребителей. Прежде всего государство может прямо устанавливать и регулировать цены на определённые товары и услуги в ряде отраслей и секторов экономики. Примером могут служить тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, цены на товары из государственных запасов (в неурожайные годы, в условиях военных действий). Государство прямо устанавливает цены в военных отраслях промышленности, а также цены госзакупок. Фиксированные государственные цены устанавливаются для продукции предприятий государственного сектора - на минеральное сырьё, добываемое на государственных шахтах, на электроэнергию, производимую государственными электростанциями. Эти цены и тарифы могут даже оказаться искусственно заниженными, однако фиксирование их на таком уровне позволяет государству сдерживать рост издержек в частном хозяйстве и поддерживать конкурентоспособность национальной экономики.
Директивное .вмешательство государства в ценообразование может осуществляться через регулирующее повышение или снижение цен за счёт акцизов или субсидий к ценам. .Хорошо известна практика установления акцизов на такие товары, как табак и алкоголь, на конкурирующие импортные товары. Ценовые субсидии, предоставляемые государством некоторым национальным предпринимателям (напр., в сельском хозяйстве) или потребителям (напр., социально незащищённым), позволяют поддерживать низкий уровень цен в тех случаях, когда снижение издержек производства по тем или иным причинам невозможно. М. А. Дерябина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи