Николай Николаевич Семёнов.
В конце 1924 г. заведующий лабораторией электронной химии Ленинградского физико-технического института Николай Николаевич Семёнов (1896—1986) поручил недавней выпускнице университета Зинаиде Вальта исследовать, как зависит от условий проведения реакции интенсивность свечения при окислении белого фосфора. Как вспоминал Семёнов, тема эта была далека от его научных интересов. Знал бы молодой физик, чем обернётся его тогдашнее распоряжение!
В один из дней 1967 г. в Большой химической аудитории химического факультета МГУ имени Ломоносова яблоку негде было упасть. Ещё бы: выступал знаменитый академик, единственный отечественный лауреат Нобелевской премии по химии Николай Николаевич Семёнов. Он много рассказывал о цепных реакциях, изучению которых посвятил лучшие годы жизни. Вспоминая пионеров химической кинетики, в частности своего заочного учителя — нидерландского химика Якоба Вант-Гоффа (ему Семёнов посвятил в 1934 г. книгу Цепные реакции»), Николай Николаевич сказал:
«Вант-Гофф сетовал на „возмущающие" действия, или „капризы", химических превращений, мешавшие ему извлечь простые законы кинетики из хода большого числа реакций, часто даже невоспроизводимых. В физике, как известно, „капризов" практически нет, в то время как биология полна ими. Химия занимает промежуточное положение: иногда реакция течёт нормально, а иногда — сплошные „капризы". Такое положение, пожалуй, хуже всего для учёного. Мы думаем, что цепная теория — это теория „капризов" химического превращения. Она раскрывает причины появления и устанавливает закономерности, управляющие этими „возмущающими" действиями. Цепная теория пока, к сожалению, лишь отчасти избавляет учёных от тяжёлых переживаний, вызываемых внезапными, казалось бы, бессмысленными нарушениями нормального хода реакции. Вскрытие причин таких „капризов" даёт мощное средство управления ходом и направлением химических процессов...».
Много лет химики под понятием «радикалы» подразумевали части целой молекулы или некоторые гипотетические промежуточные частицы. Любые попытки получить радикалы в свободном состоянии терпели неудачи. Поэтому мало кто верил, что они действительно могут быть «свободными». Традицию нарушил молодой американский учёный Мозес Гомберг — основатель химии свободных радикалов. В 1900 г. он опубликовал статью с необычным для того времени названием «Трифенилметил, случай трёхвалентного углерода».
Пытаясь синтезировать гексафенилэтан (С6Н5)3С—С(С6Н5)3 Гомберг воздействовал на трифенилхлорметан C(C6H5)3Cl порошком серебра. Он хорошо знал, что в подобных реакциях атомы серебра отрывают атомы хлора от молекул хлорированных углеводородов, а оставшиеся «осколки» (радикалы) тут же рекомбинируют — соединяются между собой. Например, в случае хлорбутана получался октан: 2C4H9Cl+2Ag® С8Н18+2AgCl. Логично было предположить, что из трифенилхлорметана получится гексафенилэтан.
Поглотившая квант света молекула приобретает большую избыточную энергию, почему и получила название возбуждённой. Её химическая активность, как правило, сильно увеличивается. Однако многие возбуждённые молекулы теряют избыточную энергию, не вступая в химическую реакцию. Молекула может потерять энергию, испустив квант света или передав её другим молекулам при столкновении. В таком случае квантовый выход реакции будет невелик. Так, при облучении красным светом водного раствора триоксалатоферрата(III) (ферриоксалата) калия квантовый выход фотохимической реакции 2[Fe(C2O4)3]3-®2Fe2++5С2О2-4+2СО2 равен 0,01. Ещё меньшие квантовые выходы наблюдаются при фотохимическом разложении (фотолизе) твёрдых тел. Например, даже на ярком солнечном свету полимерные плёнки разрушаются довольно медленно.
Бывает и по-другому: иногда поглотившая свет молекула способна, не теряя энергии возбуждения, вступать во вторичные (темновые) реакции. В таком случае квантовый выход окажется больше единицы. Так, в реакции 2HI ®hvН2+I2 (символом hv принято обозначать квант света) квантовый выход равен 2. Подобные случаи легко поддавались объяснению: полагали, что возбуждённая светом молекула HI* реагирует со второй, невозбуждённой молекулой, так что каждый квант света приводит к исчезновению сразу двух молекул: HI* + HI = Н2 + I2.
Принцип Ле Шателье прекрасно действует и в том случае, если в его формулировке опустить указание, что равновесная система должна быть химической. Множество примеров «сопротивления внешним воздействиям» можно найти и в жизни. Вот простая и всем знакомая ситуация. В нормально действующей экономике должно существовать равновесие между общей суммой находящихся в обращении денег и теми товарами, которые можно на эти деньги купить. Что будет, если «внешним воздействием» окажется желание правительства напечатать денег побольше, скажем, чтобы рассчитаться с долгами? В строгом соответствии с принципом Ле Шателье, равновесие между товаром и деньгами будет смешаться таким образом, чтобы ослабить удовольствие граждан от обладания большим количеством денег. А именно, цены на товары и услуги вырастут, и тем самым будет достигнуто новое равновесие.
К концу XIX в. дружными усилиями физиков и химиков была разработана важнейшая глава физической химии — учение о равновесиях химических реакций, или химическая термодинамика. Одновременно с учением о равновесиях создавалась теория о скоростях химических процессов — химическая кинетика. Накопленные ко второй половине XIX в. многочисленные экспериментальные данные и сформулированные на их основе закономерности (закон действующих масс, уравнение Аррениуса) считались твёрдо установленными. Тем не менее время от времени появлялись факты, которые невозможно было объяснить ни одной из существовавших теорий. Едва ли не самой загадочной оказалась очень простая с виду реакция водорода с хлором: Н2+Сl2=2НСl, которая может идти при нагревании либо при облучении светом. В последнем случае реакцию называют фотохимической (от греч. «фотос» — «свет»).
Механизм цепного процесса подобен эффекту домино. Зарождение, рост и обрыв цепи.
Константы равновесия определены для очень многих реакций. В большинстве случаев известно и то, как изменяется величина Кравн в зависимости от температуры. Располагая значением константы равновесия при данной температуре и зная, сколько каких веществ имеется в начальный момент, можно рассчитать концентрации всех компонентов равновесной смеси. В качестве примера рассмотрим реакцию диссоциации в растворе уксусной кислоты: СН3СООН «СН3СОО-+Н+. Пусть с0 — исходная концентрация кислоты. Очевидно, что при равновесии (здесь оно достигается исключительно быстро) [СН3СООН]равн=с0-[Н+]равн и [СН3СОО]равн=[Н+]. Тогда для константы равновесия можно записать уравнение
Кравн = [СН3СОО-]равн[Н+]равн/(с0 - [H+]равн) = [Н+]2равн/(с0 - [H+]равн).
Анри Луи Ле Шателье
(1850—1936)
В 1884 г. французский физикохимик и металловед Анри Луи Ле Шателье сформулировал общий принцип смещения химического равновесия:
Если на систему, находящуюся в состоянии химического равновесия, оказывать внешнее воздействие (изменять температуру, давление, концентрации веществ), то положение равновесия смещается в такую сторону, чтобы ослабить внешнее воздействие.
Доказать протекание прямой и обратной реакций после достижения равновесия можно множеством способов. Так, если в равновесную смесь водорода, азота и аммиака ввести немного изотопа водорода — дейтерия, то чувствительный анализ сразу обнаружит присутствие дейтерия в молекулах аммиака. И наоборот, если ввести в систему немного дейтерированного аммиака NH2D, дейтерий тут же появится в молекулах исходного вещества в виде HD и D2.
Если смешать растворы кислоты и щёлочи, образуются соль и вода, например:
НСl+NaOH=NaCl+H2O. Если же попытаться провести реакцию хлорида натрия с водой, то никаких изменений не обнаружится. В подобных случаях говорят, что реакция кислоты со щёлочью необратима, т. е. обратный процесс не идёт, во всяком случае, при комнатной температуре в водном растворе. (Последняя оговорка необходима, так как, действуя на хлорид натрия перегретым водяным паром при 500 °С и давлении 10 атм, можно провести обратную реакцию — гидролиз NaCl, при которой пар будет уносить летучий хлороводород, оставляя твёрдую щёлочь:
NaCl+Н2О®t°NaOH+HCl.) Практически необратимы при комнатной температуре очень многие реакции:
Н2+Сl2=2НСl; 2Н2+О2=2Н2О и др. Для обозначения обратимых процессов договорились использовать символ ««» вместо знака равенства.
Большое число реакций обратимы уже в обычных условиях. Так, если попытаться нейтрализовать щёлочью раствор очень слабой синильной кислоты HCN, окажется, что реакция нейтрализации, как говорят химики, до конца не идёт, и раствор имеет сильнощелочную среду. Это означает, что реакция HCN + NaOH«NaCN+Н2О обратима, т. е. её продукты, взаимодействуя друг с другом, частично переходят в исходные соединения.
Химия не только изучает окружающий мир, но и активно видоизменяет его, создавая новые материалы, процессы и реакции. В этом смысле современная химическая кинетика пока делает только самые первые шаги. После того как были достигнуты определённые успехи в экспериментальном и теоретическом изучении элементарных реакций, исследователи задались вопросом: как можно управлять химической реакцией, т. е. в идеале проводить её по заранее запланированному пути и с заданной скоростью?
Для решения этой задачи надо знать различные пути реакции, т. е. иметь в своём распоряжении всю информацию о многомерной поверхности потенциальной энергии. Подобные расчёты довольно сложны даже для таких реакций, в которых участвует всего несколько атомов.
С другой стороны, химики научились произвольно изменять направление некоторых реакций. Так, используя определённую последовательность лазерных импульсов, удалось осуществить полностью контролируемую диссоциацию молекулы полутяжёлой воды HOD по любому из двух направлений:
Некоторые реакции проявляют аномальные температурные эффекты. Например, скорость биохимических реакций, катализируемых ферментами, зависит от температуры следующим образом. Вплоть до некоторой критической температуры скорость ферментативной реакции увеличивается в соответствии с уравнением Аррениуса, а затем происходит денатурация фермента (нарушение его природной конфигурации), он теряет каталитические свойства, и скорость реакции уменьшается. Это приводит, в частности, к тому, что у больных людей при высокой температуре биохимические процессы в организме протекают не так, как при нормальной.