«ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА» ШЕЛЛИНГА (1775 – 1854)

Наука » Философия » История философии
Шеллинг Фридрих Вильгельм – родился в Леонберге в семье протестантского пастыря. Окончил теологический факультет Тюбингенского университета. Работал профессором в ряде университетов Германии. На философские взгляды Шеллинга первоначально оказывала сильное влияние философия Фихте. Однако вскоре наметилось расхождение их взглядов и Шеллинг создает свою философскую систему объективного идеализма. В философии Шеллинга, можно выделить несколько периодов: с середины 1790 г. – «натурфилософия», 1800 г. – трансцендентальный идеализм, 1804 г. – «философия тождества», 1813 г. – «философия свободы» и последний период связан с разработкой «положительной философии», или «философии откровения».
В философской эволюции Шеллинга на первом месте находилась природа как самостоятельный объект исследования. Шеллинг ставил перед собой задачу: раскрыть все тайны развития природы в направлении к высшей цели, т.е. рассматривать природу как форму бессознательной жизни разума, назначение которой порождение последнего. Воззрения Шеллинга на природу идеалистичны. По его мнению, сама природа есть порождение и воплощение некоего духовного начала. В понимании природы он ввел методологические принципы противоречивости и развития, высшей связи, единства всего со всем. По Шеллингу, природа, лишенная сознания, предшествует возникновению сознания человека. Можно сказать, что философия Шеллинга - это уже идеалистическая диалектика природы.
Учение трансцендентальной философии Шеллинг изложил в своей книге «Система трансцендентального идеализма» (1800 г.). В ней субъективное рассматривается как первичное и как единственная основа всей реальности. В этой работе речь идет не о субъективном процессе чувствования или мышления, а об особом органе, который есть непосредственное созерцание разумом самого предмета. Такое познание Шеллинг называет «интеллектуальной интуицией».

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ФИХТЕ (1762 - 1814)

Наука » Философия » История философии
Фихте Иоганн Готлиб – создатель так называемой «практической» философии. Родился в семье ткача в Рамменау. Учился в университетах Иены и Лейпцига, был профессором Иенского и ректором Берлинского университета
Фихте, как и его предшественник, Кант, считал, что философия должна быть основой, фундаментом всех наук. В его философии можно выделить два периода. В первый период, т. е до 1800 г., Фихте исходил из того, что первичной, всеобъемлющей и определяющей реальностью является абсолютное «я». Абсолютное «я» само по себе творит весь мир и его законы. Деятельность абсолютного фихтовского «я» противоположна реальной активной деятельности людей. Она умозрительна, сведена к деятельности нравственного сознания. Развивающуюся деятельность «я» Фихте понимает как диалектический процесс, как движение от первичного положения, или утверждения мысли к противоположному положению, которое есть единство, или синтез их обоих. Одним из проявлений «я» является государство.
Фихте, противопоставлял субъект («я» и объект «не я» (природа), подчеркивая, что противоречия между ними возникают совершенно естественно и закономерно. Когда «не я» делает определенный толчок на «я», тогда формируется «инстинктивное я» – самосознание. Однако это не дает основания «я» для познания «не я». В своем основном произведении «Наукоучение» он изложил концепцию «чистого я», понимая под ним автономное сознание индивида, как бы оторванное от внешнего мира. По убеждению Фихте, предметом философии должен быть не внешний мир, а «чистое я», т.е. активная и творческая деятельность познающего мышления. Оно и есть подлинное бытие, в отличии от кантовской «вещи в себе».
Во втором периоде деятельности, Фихте объявляет основой своей философии абсолютное бытие. Абсолютное бытие философа равнозначно Богу. Фихте переходит с позиции субъективного идеализма на позиции идеализма объективного.
Основное значение философии Фихте («философия активности») состоит в раскрытии творческой природы человеческого мышления, динамичности и противоречивости процесса познания. Между субъектом (человек) и объектом (внешний мир) всегда имеет место взаимодействие, в ходе чего изменяются обе стороны противоречия. Фихте убежденно верил в реальную возможность познания мира и обретения человеком практической власти над окружающей природой.

Иммануил Кант (1724 – 1804)

Наука » Философия » История философии
Иммануил Кант, основатель немецкой классической философии, ро-дился в Пруссии в городе Кенигсберге в скромной семье ремесленника, «первый философ» Германии начала XIX в. Окончил философский факультет и работал в начале домашним учителем, а затем профессором Кенигсбергского университета. Здесь он начал писать все свои труды, здесь же и умер.
В творчестве Канта принято выделять два периода: первый - «докритический» до 70-х гг.XVIII в. и второй - «критический».
В «докритический» период Кант написал и опубликовал свой извест-ный труд: «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем Кант вы-двинул космическую гипотезу о возникновении солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответствии с основными законами механики. Ему принадлежит также идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля имела совершенно иной облик, нежели сейчас. Позже эта концепция стала известной как теория Канта – Лапласа. Это было величайшим завоеванием науки со времен Коперника. Трактат важен с мировоззренческой точки зрения, так как Кант в нем практически исключает идею сотворения. Здесь Кант стоял на материалистических позициях.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Наука » Философия » История философии
Немецкая классическая философия явилась вершиной рационалистического мышления европейской философии Нового времени. Идейные (теоретические) источники этой философии весьма разнообразны. Немецкие философы: И. Кант, Г.Гегель, Л. Фейербах и др. опирались в своих воззрениях на идеи Платона и Спинозы, французских просветителей ХVIII в., в особенности на труды Н. Кузанского, Г. Лейбница, И. Гердера, Ф. Шиллера.
Немецкая классика развивалась под непосредственным и активным воздействием Великой Французской революции и ее важнейших идей. Ей характерны следующие черты: во-первых, – это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества Л. Фейербаха), как объективный (Ф. Шеллинг, Г. Гегель), так и субъективный (И. Кант, И. Фихте). Во-вторых, в рамках немецкой классики была обоснована диалектика как метод философского мышления В – третьих, сама философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая все признаки науки. В – четвертых, немецкая философия выделила в структуре философии особую область знаний – знания о человеке – философскую антропологию.

Учение о познании

Наука » Философия » История философии
В теории познания французские материалисты являются сенсуалистами, рассматривая ощущения как исходный акт процесса познания. Чувствовать, с их точки зрения, значит особым образом испытывать воздействие внешнего мира. Исходить из ощущений - значит, по их мнению, исходить из факторов, из реальных явлений природы. Учение французских материалистов о методе научного познания основывается на их сенсуалистической теории познания. Основными методами познания, с их точки зрения, являются наблюдение и эксперимент. Положительные завоевания французского материализма в учении о познании состоят в первую очередь: а) в обосновании и защите материалистической теории отражения, в стремлении весь процесс познания вывести из воздействия внешнего мира на наши органы чувств; б) в попытке связать познание жизни с опытом, с практическими интересами и потребностями людей; в) в неколебимой вере в силу разума и просвещения и в их благотворность для человечества. Историческая ограниченность их теории познания – в неспособности осознать значение практики как основы познания и критерия истины.

Дени Дидро (1713-1784)

Наука » Философия » История философии
Дидро – философ и писатель, теоретик искусства, издатель первой 35-и томной энциклопедии, исследователь природного мира. Дидро известен еще и тем, что посещал Россию, где некоторое время был наставником императрицы Екатерины II.
Важнейшие философские идеи Дидро содержатся в работах: «Племянник Рамо» «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Мысли об объяснении природы». Как и другие французские материалисты, Дидро считал мир объективным и материальным. Материя и движения являются единственной существующей реальностью. Важнейшим элементом материализма Дидро является концепция постоянного развития. Природа у него изменяется и развивается. Мир беспрерывно зарождается и умирает.
Дидро был сторонником концепции всеобщей «чувствительности» материи. Правильно утверждая, что источник сознания есть сама природа, Дидро колебался между допущением, хотя бы в зачаточной форме, чувствительности в качестве всеобщего свойства материи – с одной стороны, и признанием ее продуктом особой организации, которой отличаются животные и человек – с другой. Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление, согласно его взглядам, не является свойством всей материи. Материя наделена лишь общим свойством чувствовать. Тем самым он во многом предвосхитил новейшее учение о рефлексах. Отвергая философский идеализм, Дидро последовательно и четко выступал против религии. Он отрицает сотворение мира, загробное воздаяние, бессмертие души, сверхъестествен-ные явления.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АТЕИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ДЕНИ ДИДРО, П. ГОЛЬБАХА И Ж. ЛАМЕТРИ

Наука » Философия » История философии
В истории общественной мысли под эпохой Просвещения принято понимать XVIII столетие. Термин «Просвещение» был впервые употреблен Вольтером и Гердером в 1784 году в их статье: «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?»
Просвещение – это идеи прогрессивной общественной мысли в период становления промышленной (индустриальной) цивилизации в Европе. Философия эпохи Просвещения представляет собой последовательный культ человеческого разума. Просветительская философия была по преимуществу материалистической, если иметь в виду трактовку человека и окружающей его природы. Философский материализм был мировоззренческим стержнем Просвещения как движения общественной мысли. Материализм во французском Просвещении существовал в двух формах. Во-первых, это непоследовательный («половинчатый») материализм - деизм, допускавший существование Бога, который якобы после сотворения мира уже не вмешивается в его дальнейшее развитие. Во-вторых, имел место и последовательный («радикальный») материализм или атеизм.
Непоследовательность французского материализма проявлялась прежде всего в трактовке им исторического процесса. История общества объяснялась им преимущественно как порождение причин духовного порядка: «Мнения правят миром» (Ф. Вольтер).
Философия Просвещения носила оптимистический характер, ибо это была идеология восходящей буржуазии. Пафосом этого времени стала убежденность в неисчерпаемых возможностях человеческого разума, в способности научного знания создать все предпосылки для общественного прогресса. Дух Просвещения – это дух свободомыслия и гуманизма.
Философствование в эпоху Просвещения протекало не в форме трактатов академических ученых, а с помощью научных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, а также художественных произведений.
Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) куда в то время переместился центр европейской философии. Основными составляющими мировоззрения французских материалистов были три основные проблемы: учение о природе, учение о познании и учение о человеке и обществе.

Давид Юм (1711-1776)

Наука » Философия » История философии
Юм – сын эдинбургского юриста, получил сравнительно широкое философское образование. Работал библиотекарем, дипломатом и, наконец, профессором университета. В своих философских воззрениях Юм примыкает к исходным субъективно-идеалистическим положениям Беркли, но старается избежать свойственных его учению крайностей. Как и Беркли, он не признает различий между первичными и вторичными качествами предметов. И те и другие, по Юму, субъективны.
Юм, как субъективный идеалист, агностик фактически ставил под со-мнение само существование объективной реальности. Если Кант признавал существование «вещей в себе», то Юм утверждал, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем существуют ли они реально.
Познание он подразделял на два ряда представлений, в зависимости от степени интенсивности и образности. Первый ряд представлений он определял термином «впечатления» (это ощущения – зрительные, слуховые, температурные и т.д.). Второй ряд представлений он называл «идеями» (опосредованные, более бледные и слабые вторичные восприятия, которые являются отражением впечатлений). К ним он относил аффекты и эмоции – удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, страх и надежда. Далее Юм подразделял восприятия на простые (например, «красный») и сложные (например, «яблоко»). Из этих впечатлений и представлений строится, по Юму, все содержание сознания и все человеческое знание.
Поскольку Юм, отрывал содержание сознания от вещей, от внешнего мира, вопрос о причинной, объективной связи между идеями и вещами для него отпадал. Впечатления, по Юму первичны, а идеи вторичны. И впечатления, и идеи – есть только явления сознания человека. «Идеи, или более слабые впечатления, суть копии с наших более живых представлений». Все познание, по его учению, сводится к познанию человеком его же представлений. Он отождествлял представления о предметах с самими предметами. Юм говорил, что - то, что мы называем предметом есть ни что иное, как совокупность представлений.

Джордж Беркли (1684-1753)

Наука » Философия » История философии
Беркли родился в Ирландии. Окончил богословский факультет Дуб-линского университета. Работал преподавателем богословия, греческого и еврейского языков. Много путешествовал. В последние годы жизни был епископом в Ирландии.
Цель философии Беркли - защита религии философскими аргументами. Учение о материи Беркли делает главной мишенью своих нападок. Материя у него – это «пустое и красивое слово», опора безбожного атеизма и предмет для «мелочных» дебатов философов. Вслед за нападением на понятие материи Беркли делает второй шаг для опровержения материализма. Исходным пунктом философии Беркли становится локковское учение о различении первичных и вторичных качеств. Ухватившись за учение Локка об объективности существования первичных качеств (распространенность, вес и т.д.), и субъективности вторичных качеств, как зависящих от «способностей наших человеческих органов», Беркли объявляет все качества предметов (как первичных, так и вторичных) субъективными. На этом основании Беркли отвергает объективное существование вещей и явлений внешнего мира.
Все вещи, согласно Беркли, лишь «комплексы наших ощущений». Их существование является однозначно данным нашим сознанием.
Значительную роль в его субъективно идеалистической философии играет понятие идеи. Беркли объяснял замену понятия «вещь» на понятие «идея» тем, что чувственно воспринимаемые объекты, по его мнению, в субъективной реальности не существуют. Существуют они лишь в наших мыслях.
Беркли говорил, что он, как и материалисты, допускает, что на нас оказывает действие нечто извне. Но он расходится с ними в том, что материалисты сводят это «нечто» к материи, а он – к духу.
Если взгляды Беркли на причинность направлены против картезианской физики, то его воззрения на пространство и время прямо противоположны физике Ньютона, в которой пространство и время характеризуются как абсолютные. Беркли понимал пространство и время в целом субъективно, считая пространство лишь специфическим упорядоточением определенных чувственных восприятий, а время – выражением их взаимной последовательности.
Основные работы Беркли: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого познания», «Сейрис» (цепь) и др.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Наука » Философия » История философии
Лейбниц – сын профессора морали Лейпцигского университета, относится к плеяде величайших мыслителей, оказавших огромное влияние на развитие философии и других наук.
Учение Лейбница представляет собой определенное завершение европейского философского рационализма. В его философии отразились почти все философские импульсы того времени. Он был знаком не только с философией Декарта и Спинозы, но и с философскими трудами представителей сенсуалистской и эмпирически ориентированной философии. В борьбе против декартовского учения о двух субстанциях и его учения о материи, в полемике со Спинозой и Локком, Лейбниц создает свою систему объективного идеализма - «монадологию». Монада – основное понятие системы - характеризуется как простейшая духовная неделимая частица, из совокупности которых якобы и состоит мир.
Монады – это своеобразные души. Они являются основой не только всех вещей, но и жизни. Монады находятся в беспрерывном изменении.
По степени развития Лейбниц различает монады трех видов. Низшая форма, или монады нижайшей степени («голые монады»), характеризуются «перцепцией» (пассивной способностью восприятия). Они способны образовывать неясные представления. Монады высшей степени уже способны иметь ощущения и более ясные представления. Их Лейбниц определяет как монады – души и монады – духи. Монады – души - животные – обладают стремлением (переходом от одного восприятия к другому). Монады – духи – это разумные существа: человек и «гений» способны к апперцепции (наделены сознанием).
Лейбниц объявляет, что все монады вечны и неуничтожимы, постоянно изменяются и развиваются, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они возникают из непрерывных излучений божества и могут быть уничтожены только сверх естественным путем.
В теории познания, Лейбниц является рационалистом, противником сенсуализма и в основном продолжателем линии Декарта. Сенсуалистическому образу «чистой доски» (tabula rasa) Лейбниц противопоставляет глыбу мрамора, прожилки которой расположены таким образом, что намечают фигуру будущей статуи. В формулу сенсуализма «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувстве», Лейбниц вносит рационалистическое добавление «кроме самого интеллекта».
Основные произведения Лейбница: «Монадология», «Теодицея», «Новые опыты о человеческом разуме» и др.

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677)

Наука » Философия » История философии
Спиноза – великий голландский философ-материалист, пантеист и атеист. По политическим взглядам идеолог демократической буржуазии. Родился в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. После смерти отца возглавил его дело. Основные идеи Спинозы изложены в его главном философском труде – «Этике». В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции.
Спиноза подверг критике дуалистическую концепцию Декарта. Он заявил, что существует только одна субстанция – природа. Она является причиной самой себя (causa sui). Это значит, что с одной стороны, она является «природой творящей», а с другой – «природой сотворенной». Как «природа творящая», она есть субстанция, или что одно и то же – Бог. Таким образом, Спиноза «растворил» Бога в природе. Природа вечна и бесконечна. Она и причина, и следствие, и сущность, и существование. Протяженность и мышление были объявлены существенными свойствами («атрибутами») природы. Ошибочно признав мышление атрибутом природы, Спиноза тем самым, стал на позиции ее всеобщей одухотворенности.
Что касается движения, то Спиноза не считал его атрибутом субстанции. Он понимал движение как механическое перемещение тел в пространстве, которое присуще только отдельным вещам. Сама природа остается неизменной во времени.
Спиноза метафизически решал и вопрос, касающийся причинности и необходимости. По его мнению, строгий детерминизм несовместим с при-знанием случайности. Все, что происходит в природе, происходит по необходимости.
В теории познания Спиноза выступал, как продолжатель рационализма Декарта. Его теория познания носит материалистический и рационалистический характер. Спиноза различает три ступени знания. Низшую ступень знания составляют те знания, которые опираются на представления. Они имеют свою основу в чувственном восприятии окружающего мира. Такие знания неполны, поверхностны и недостоверны. Вторая, более высокая ступень познания – рассуждения разума и получение мнений. Эти знания нуждаются в доказательствах. Наивысшая ступень познания – истина, которая постигается непосредственно разумом, интуитивно зрима и не зависит ни от какого чувственного опыта. Таким образом, Спиноза с позиций четкого рационализма отвергает какое–либо значение чувственного познания и роль опыта.
В математике, он известен как составитель дифференциального и интегрального исчисления, в логике – как создатель формализованного языка.
В понимании общественной жизни Спиноза сторонник демократии. Поэтому его социально-политические воззрения принадлежали в то время к числу наиболее прогрессивных.

Локк Джон (1632-1704)

Наука » Философия » История философии
Локк – крупный английский философ – просветитель и политический деятель, продолжатель материалистических традиций Бэкона и Гоббса, основоположник эмпирической теории познания. Локк родился в Рингтоне близ Бристоля в семье состоятельного адвоката. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где изучал естественные науки и медицину. Был домашним врачом лорда Эшли., в последующем лорда – канцлера Англии. Работал врачом. Занимался политической деятельностью.
Философия Локка отражает политическую жизнь Англии в период реставрации Стюартов и буржуазной революции 1688 года (классовый компромисс между буржуазией и дворянством). Основная заслуга Локка состоит в разработке и развитии сенсуалистической теории познания. Решению этого вопроса Локк посвятил свой главный труд «Опыт о человеческом разуме». Работа начинается с критики учения Декарта о «врожденных идеях» и учения Лейбница о «врожденных практических принципах». Человеческая мысль (душа), по Локку, лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов. Он считает душу чистым листом бумаги (tabula rasa). Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот чистый лист заполняет письменами. Локк признает объективное существование вещей и считает, что идеи и представления являются результатом воздействия внешних предметов на наши органы чувств. Поэтому для него ощущения являются основой всякого познания. Обосновывая опытный характер человеческих знаний, он различает два вида опыта: внешний и внутренний. Первый возникает в результате воздействия внешней среды на наши органы чувств (sensations – чувственный). Второй – в результате деятельности самой души. Однако опыт, как внешний, так и внутренний, по Локку, ведет к приобретению простых (simple) идей. Сложные идеи образуются только благодаря разуму. Первый служит основой чувственного познания (ощущения) второй – рефлективного сознания (рефлексия). Ощущения и рефлексия - два самостоятельных источника познания. Благодаря им, мы и получаем наши идеи, понятия и представления. Это - дуалистическая концепция познания.