Иммануил Кант (1724 – 1804)

Наука » Философия » История философии
Иммануил Кант, основатель немецкой классической философии, ро-дился в Пруссии в городе Кенигсберге в скромной семье ремесленника, «первый философ» Германии начала XIX в. Окончил философский факультет и работал в начале домашним учителем, а затем профессором Кенигсбергского университета. Здесь он начал писать все свои труды, здесь же и умер.
В творчестве Канта принято выделять два периода: первый - «докритический» до 70-х гг.XVIII в. и второй - «критический».
В «докритический» период Кант написал и опубликовал свой извест-ный труд: «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем Кант вы-двинул космическую гипотезу о возникновении солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответствии с основными законами механики. Ему принадлежит также идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля имела совершенно иной облик, нежели сейчас. Позже эта концепция стала известной как теория Канта – Лапласа. Это было величайшим завоеванием науки со времен Коперника. Трактат важен с мировоззренческой точки зрения, так как Кант в нем практически исключает идею сотворения. Здесь Кант стоял на материалистических позициях.
Главными работами Канта в «критический период» являются: «Критика чистого разума.» – 1781 г., «Критика практического разума» - 1788 г. и др. Он развивал оригинальную философскую концепцию, названную трансцендентальным идеализмом. Корни этой концепции лежат в его гносеологии – теории познания. Кант исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. То, что видит, слышит и осязает человек – это лишь видимость, кажимость. Именно она составляет основу недостоверного, неистинного знания. За пределами видимости скрывается недоступная опыту сущность. В этом своем подходе И. Кант тяготеет к агностицизму.
Чувственному, опытному познанию, явлениям, по Канту, соответствуют феномены; вещам в себе, сущностям – ноумены. Это понятие о вещах.
Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что оно выражается в форме суждений, которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от такого опыта).
Особое место в своей теории познания Кант отводил человеческому разуму. По мнению философа, разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей.
Разум, по Канту, стремится объять («схватить») весь мир как единое и бесконечное целое. В этом и состоит его сверхзадача, призвание и судьба, но одновременно и великая драма человеческого разума. Дело в том, что в ходе решения этой сложной задачи возникают так называемые антиномии, т.е. напряженные противоречивые состояния разума.
В своем этическом учении Кант сформулировал нравственный закон, который назвал «категорическим императивом». Закон требует, чтобы каждый индивид поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.