Локк Джон (1632-1704)

Наука » Философия » История философии
Локк – крупный английский философ – просветитель и политический деятель, продолжатель материалистических традиций Бэкона и Гоббса, основоположник эмпирической теории познания. Локк родился в Рингтоне близ Бристоля в семье состоятельного адвоката. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где изучал естественные науки и медицину. Был домашним врачом лорда Эшли., в последующем лорда – канцлера Англии. Работал врачом. Занимался политической деятельностью.
Философия Локка отражает политическую жизнь Англии в период реставрации Стюартов и буржуазной революции 1688 года (классовый компромисс между буржуазией и дворянством). Основная заслуга Локка состоит в разработке и развитии сенсуалистической теории познания. Решению этого вопроса Локк посвятил свой главный труд «Опыт о человеческом разуме». Работа начинается с критики учения Декарта о «врожденных идеях» и учения Лейбница о «врожденных практических принципах». Человеческая мысль (душа), по Локку, лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов. Он считает душу чистым листом бумаги (tabula rasa). Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот чистый лист заполняет письменами. Локк признает объективное существование вещей и считает, что идеи и представления являются результатом воздействия внешних предметов на наши органы чувств. Поэтому для него ощущения являются основой всякого познания. Обосновывая опытный характер человеческих знаний, он различает два вида опыта: внешний и внутренний. Первый возникает в результате воздействия внешней среды на наши органы чувств (sensations – чувственный). Второй – в результате деятельности самой души. Однако опыт, как внешний, так и внутренний, по Локку, ведет к приобретению простых (simple) идей. Сложные идеи образуются только благодаря разуму. Первый служит основой чувственного познания (ощущения) второй – рефлективного сознания (рефлексия). Ощущения и рефлексия - два самостоятельных источника познания. Благодаря им, мы и получаем наши идеи, понятия и представления. Это - дуалистическая концепция познания.
Весьма важный компонент воззрения Локка представляет его идея о первичных и вторичных качествах. Первичными качествами называются те, которые принадлежат самим предметам и неотделимы от них. Локк называет их реальными качествами. Это плотность, протяженность, фигура, движение (или покой). Идеи первичных качеств, представляют копии самих этих качеств, т.е. имеют вполне объективное значение.
Возникновение вторичных (изменчивых) качеств связано со спецификой наших органов чувств, т.е. они существуют в нашем сознании. Локк относит к ним: запах, цвет, звук, вкус и т.п.
В первичных и вторичных качествах есть и общее. Этим общим является то, что они производят свои идеи через «толчок».
Идеи, приобретенные из ощущений и из рефлексий – составляют лишь материал для знания, но не само знание. Для получения знаний этот материал должен пройти обработку, которая осуществляется деятельностью трех способностей души. Это - сравнение, сочетание и отвлечение, или абстракция.
По своему значению для знания Локк делит идеи на три класса: 1) реальные (или, напротив, фантастические); 2) адекватные (или, напротив, неадекватные); и 3) истинные (или, напротив, ложные).
На этих основаниях Локк строит свое учение о знании. Он различает два вида знаний: знание бесспорное, достоверное, точное и знание вероятное, и мнимое. Детально исследуя научные знания, Локк признавал одновременно наличие Бога, якобы сотворившего материю и придавшего ей движение и все иные свойства (атрибуты). Таким образом, материализм Локка, ограничен теологическими рамками деизма. Историческое значение воззрений Локка состоит в разработке сенсуалистической философии, обосновании учения о чувственном происхождении знаний, в аргументированном опровержении теории «врожденных идей».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.