СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ФИХТЕ (1762 - 1814)

Наука » Философия » История философии
Фихте Иоганн Готлиб – создатель так называемой «практической» философии. Родился в семье ткача в Рамменау. Учился в университетах Иены и Лейпцига, был профессором Иенского и ректором Берлинского университета
Фихте, как и его предшественник, Кант, считал, что философия должна быть основой, фундаментом всех наук. В его философии можно выделить два периода. В первый период, т. е до 1800 г., Фихте исходил из того, что первичной, всеобъемлющей и определяющей реальностью является абсолютное «я». Абсолютное «я» само по себе творит весь мир и его законы. Деятельность абсолютного фихтовского «я» противоположна реальной активной деятельности людей. Она умозрительна, сведена к деятельности нравственного сознания. Развивающуюся деятельность «я» Фихте понимает как диалектический процесс, как движение от первичного положения, или утверждения мысли к противоположному положению, которое есть единство, или синтез их обоих. Одним из проявлений «я» является государство.
Фихте, противопоставлял субъект («я» и объект «не я» (природа), подчеркивая, что противоречия между ними возникают совершенно естественно и закономерно. Когда «не я» делает определенный толчок на «я», тогда формируется «инстинктивное я» – самосознание. Однако это не дает основания «я» для познания «не я». В своем основном произведении «Наукоучение» он изложил концепцию «чистого я», понимая под ним автономное сознание индивида, как бы оторванное от внешнего мира. По убеждению Фихте, предметом философии должен быть не внешний мир, а «чистое я», т.е. активная и творческая деятельность познающего мышления. Оно и есть подлинное бытие, в отличии от кантовской «вещи в себе».
Во втором периоде деятельности, Фихте объявляет основой своей философии абсолютное бытие. Абсолютное бытие философа равнозначно Богу. Фихте переходит с позиции субъективного идеализма на позиции идеализма объективного.
Основное значение философии Фихте («философия активности») состоит в раскрытии творческой природы человеческого мышления, динамичности и противоречивости процесса познания. Между субъектом (человек) и объектом (внешний мир) всегда имеет место взаимодействие, в ходе чего изменяются обе стороны противоречия. Фихте убежденно верил в реальную возможность познания мира и обретения человеком практической власти над окружающей природой.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.