Юм – сын эдинбургского юриста, получил сравнительно широкое философское образование. Работал библиотекарем, дипломатом и, наконец, профессором университета. В своих философских воззрениях Юм примыкает к исходным субъективно-идеалистическим положениям Беркли, но старается избежать свойственных его учению крайностей. Как и Беркли, он не признает различий между первичными и вторичными качествами предметов. И те и другие, по Юму, субъективны.
Юм, как субъективный идеалист, агностик фактически ставил под со-мнение само существование объективной реальности. Если Кант признавал существование «вещей в себе», то Юм утверждал, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем существуют ли они реально.
Познание он подразделял на два ряда представлений, в зависимости от степени интенсивности и образности. Первый ряд представлений он определял термином «впечатления» (это ощущения – зрительные, слуховые, температурные и т.д.). Второй ряд представлений он называл «идеями» (опосредованные, более бледные и слабые вторичные восприятия, которые являются отражением впечатлений). К ним он относил аффекты и эмоции – удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, страх и надежда. Далее Юм подразделял восприятия на простые (например, «красный») и сложные (например, «яблоко»). Из этих впечатлений и представлений строится, по Юму, все содержание сознания и все человеческое знание.
Поскольку Юм, отрывал содержание сознания от вещей, от внешнего мира, вопрос о причинной, объективной связи между идеями и вещами для него отпадал. Впечатления, по Юму первичны, а идеи вторичны. И впечатления, и идеи – есть только явления сознания человека. «Идеи, или более слабые впечатления, суть копии с наших более живых представлений». Все познание, по его учению, сводится к познанию человеком его же представлений. Он отождествлял представления о предметах с самими предметами. Юм говорил, что - то, что мы называем предметом есть ни что иное, как совокупность представлений.
Причинная связь для него – это не законы природы, а привычка человека. Он говорил, что человеку в опыте дана лишь цепь следующих друг за другом явлений. Основываясь на привычке, мы первое явление характеризуем как причину второго и т.д. Возможность человеческого разума Юм сводил к описанию его восприятий единичных объектов. Познание закономерных связей и отношений, сути вещей и явлений природы не возможно. «Нужно признать, - утверждал философ, - что природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн».
В основу своей социально-политической концепции Юм клал принцип актуальной полезности, практической целесообразности: вопрос об источнике права и власти он отодвигал на второй план.
Основные работы Юма: «Трактат о человеческой природе», «Исследование человеческого разумения».
Юм, как субъективный идеалист, агностик фактически ставил под со-мнение само существование объективной реальности. Если Кант признавал существование «вещей в себе», то Юм утверждал, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем существуют ли они реально.
Познание он подразделял на два ряда представлений, в зависимости от степени интенсивности и образности. Первый ряд представлений он определял термином «впечатления» (это ощущения – зрительные, слуховые, температурные и т.д.). Второй ряд представлений он называл «идеями» (опосредованные, более бледные и слабые вторичные восприятия, которые являются отражением впечатлений). К ним он относил аффекты и эмоции – удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, страх и надежда. Далее Юм подразделял восприятия на простые (например, «красный») и сложные (например, «яблоко»). Из этих впечатлений и представлений строится, по Юму, все содержание сознания и все человеческое знание.
Поскольку Юм, отрывал содержание сознания от вещей, от внешнего мира, вопрос о причинной, объективной связи между идеями и вещами для него отпадал. Впечатления, по Юму первичны, а идеи вторичны. И впечатления, и идеи – есть только явления сознания человека. «Идеи, или более слабые впечатления, суть копии с наших более живых представлений». Все познание, по его учению, сводится к познанию человеком его же представлений. Он отождествлял представления о предметах с самими предметами. Юм говорил, что - то, что мы называем предметом есть ни что иное, как совокупность представлений.
Причинная связь для него – это не законы природы, а привычка человека. Он говорил, что человеку в опыте дана лишь цепь следующих друг за другом явлений. Основываясь на привычке, мы первое явление характеризуем как причину второго и т.д. Возможность человеческого разума Юм сводил к описанию его восприятий единичных объектов. Познание закономерных связей и отношений, сути вещей и явлений природы не возможно. «Нужно признать, - утверждал философ, - что природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн».
В основу своей социально-политической концепции Юм клал принцип актуальной полезности, практической целесообразности: вопрос об источнике права и власти он отодвигал на второй план.
Основные работы Юма: «Трактат о человеческой природе», «Исследование человеческого разумения».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи