Шеллинг Фридрих Вильгельм – родился в Леонберге в семье протестантского пастыря. Окончил теологический факультет Тюбингенского университета. Работал профессором в ряде университетов Германии. На философские взгляды Шеллинга первоначально оказывала сильное влияние философия Фихте. Однако вскоре наметилось расхождение их взглядов и Шеллинг создает свою философскую систему объективного идеализма. В философии Шеллинга, можно выделить несколько периодов: с середины 1790 г. – «натурфилософия», 1800 г. – трансцендентальный идеализм, 1804 г. – «философия тождества», 1813 г. – «философия свободы» и последний период связан с разработкой «положительной философии», или «философии откровения».
В философской эволюции Шеллинга на первом месте находилась природа как самостоятельный объект исследования. Шеллинг ставил перед собой задачу: раскрыть все тайны развития природы в направлении к высшей цели, т.е. рассматривать природу как форму бессознательной жизни разума, назначение которой порождение последнего. Воззрения Шеллинга на природу идеалистичны. По его мнению, сама природа есть порождение и воплощение некоего духовного начала. В понимании природы он ввел методологические принципы противоречивости и развития, высшей связи, единства всего со всем. По Шеллингу, природа, лишенная сознания, предшествует возникновению сознания человека. Можно сказать, что философия Шеллинга - это уже идеалистическая диалектика природы.
Учение трансцендентальной философии Шеллинг изложил в своей книге «Система трансцендентального идеализма» (1800 г.). В ней субъективное рассматривается как первичное и как единственная основа всей реальности. В этой работе речь идет не о субъективном процессе чувствования или мышления, а об особом органе, который есть непосредственное созерцание разумом самого предмета. Такое познание Шеллинг называет «интеллектуальной интуицией».
В работе «Изложение моей системы философии» Шеллинг обосновы-вает свою «философию тождества». Исходным пунктом этой концепции является понятие абсолютного разума. Шеллинг утверждал, что противопо-ложность природы и духа устраняется в «Абсолюте», представляющим тождество идеального и реального, конечного и бесконечного. В этом ключе он рассматривает вопрос о единстве истины и красоты. Конретизируя тождество идеального и реального, он пишет: «подлинная сущность вещей – и не душа и не тело, а тождество того и другого».
С позиции объективного идеализма Шеллинг рассматривал и проблему искусства. Искусство, по его мнению, – это откровение. В нем постигается реальность «вечного бытия», т.е. Бога. Художник в этом случаи выступает как мистическое существо, которое творит в беспамятстве.
В дальнейшим Шеллинг эволюционизировал в сторону мистической философии, что и послужило основанием для приглашения Шеллинга про-фессором в Берлинский университет для борьбы с младогегельянцами.
В философской эволюции Шеллинга на первом месте находилась природа как самостоятельный объект исследования. Шеллинг ставил перед собой задачу: раскрыть все тайны развития природы в направлении к высшей цели, т.е. рассматривать природу как форму бессознательной жизни разума, назначение которой порождение последнего. Воззрения Шеллинга на природу идеалистичны. По его мнению, сама природа есть порождение и воплощение некоего духовного начала. В понимании природы он ввел методологические принципы противоречивости и развития, высшей связи, единства всего со всем. По Шеллингу, природа, лишенная сознания, предшествует возникновению сознания человека. Можно сказать, что философия Шеллинга - это уже идеалистическая диалектика природы.
Учение трансцендентальной философии Шеллинг изложил в своей книге «Система трансцендентального идеализма» (1800 г.). В ней субъективное рассматривается как первичное и как единственная основа всей реальности. В этой работе речь идет не о субъективном процессе чувствования или мышления, а об особом органе, который есть непосредственное созерцание разумом самого предмета. Такое познание Шеллинг называет «интеллектуальной интуицией».
В работе «Изложение моей системы философии» Шеллинг обосновы-вает свою «философию тождества». Исходным пунктом этой концепции является понятие абсолютного разума. Шеллинг утверждал, что противопо-ложность природы и духа устраняется в «Абсолюте», представляющим тождество идеального и реального, конечного и бесконечного. В этом ключе он рассматривает вопрос о единстве истины и красоты. Конретизируя тождество идеального и реального, он пишет: «подлинная сущность вещей – и не душа и не тело, а тождество того и другого».
С позиции объективного идеализма Шеллинг рассматривал и проблему искусства. Искусство, по его мнению, – это откровение. В нем постигается реальность «вечного бытия», т.е. Бога. Художник в этом случаи выступает как мистическое существо, которое творит в беспамятстве.
В дальнейшим Шеллинг эволюционизировал в сторону мистической философии, что и послужило основанием для приглашения Шеллинга про-фессором в Берлинский университет для борьбы с младогегельянцами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи