Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Наука » Философия » История философии
Лейбниц – сын профессора морали Лейпцигского университета, относится к плеяде величайших мыслителей, оказавших огромное влияние на развитие философии и других наук.
Учение Лейбница представляет собой определенное завершение европейского философского рационализма. В его философии отразились почти все философские импульсы того времени. Он был знаком не только с философией Декарта и Спинозы, но и с философскими трудами представителей сенсуалистской и эмпирически ориентированной философии. В борьбе против декартовского учения о двух субстанциях и его учения о материи, в полемике со Спинозой и Локком, Лейбниц создает свою систему объективного идеализма - «монадологию». Монада – основное понятие системы - характеризуется как простейшая духовная неделимая частица, из совокупности которых якобы и состоит мир.
Монады – это своеобразные души. Они являются основой не только всех вещей, но и жизни. Монады находятся в беспрерывном изменении.
По степени развития Лейбниц различает монады трех видов. Низшая форма, или монады нижайшей степени («голые монады»), характеризуются «перцепцией» (пассивной способностью восприятия). Они способны образовывать неясные представления. Монады высшей степени уже способны иметь ощущения и более ясные представления. Их Лейбниц определяет как монады – души и монады – духи. Монады – души - животные – обладают стремлением (переходом от одного восприятия к другому). Монады – духи – это разумные существа: человек и «гений» способны к апперцепции (наделены сознанием).
Лейбниц объявляет, что все монады вечны и неуничтожимы, постоянно изменяются и развиваются, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они возникают из непрерывных излучений божества и могут быть уничтожены только сверх естественным путем.
В теории познания, Лейбниц является рационалистом, противником сенсуализма и в основном продолжателем линии Декарта. Сенсуалистическому образу «чистой доски» (tabula rasa) Лейбниц противопоставляет глыбу мрамора, прожилки которой расположены таким образом, что намечают фигуру будущей статуи. В формулу сенсуализма «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувстве», Лейбниц вносит рационалистическое добавление «кроме самого интеллекта».
Основные произведения Лейбница: «Монадология», «Теодицея», «Новые опыты о человеческом разуме» и др.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.