Педагогические идеи Аристотеля. Роль досуга в воспитании.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Аристотель в основу познания положил чувственный опыт, ощущения. Ошибки познания происходят от неправильного истолкования чувственного опыта.
В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существуют три вида души:
1. растительная (проявляется в питании и размножении);
2. животная/волевая (проявляется в ощущениях и желаниях);
3.разумная/сознательная (характеризуется еще мышлением или познанием).
Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.
Цель воспитания, состоит в развитии высших сторон души — разумной и волевой. Как в каждом веществе заложена возможность развития, так и человеку природа дает лишь зародыш способностей; возможность развития осуществляется воспитанием. Природа тесно связала три вида души, и в воспитании мы должны следовать за природой, тесно связывая физическое, нравственное и умственное воспитание.
Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны. Государство должно заботиться о тождественном воспитании.
Аристотель дал ряд рекомендаций по семейному воспитанию. До 7 лет дети воспитываются в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы.
Физическое воспитание предшествует умственному. Мальчиков нужно прежде отдавать в руки учителей гимнастики; но при этом нельзя чрезмерно утомлять детей, пока организм не окреп.

Модель» благородного воина" в истории античного воспитания.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
В произведениях Гомера впервые предстает образ «благородного воина», как идеал, некий архитип мужественности. Этот идеал распространяется только на привилегированное, аристократическое сословие и предназначен подчеркивать его исключительность. В литературе принято сравнивать благородного воина Гомера с рыцарями средневековой эпохи. Напрашивается здесь и похожесть на поведение русских аристократов 18-19 веков. Особенно интересно, что два последних образа получают развитие уже в условиях христианской культуры, нравственные требования которой – смирение и осуждение гордыни, находятся в глубоком противоречии с основой образа воина - стремлением к славе. раз «благородного воина» представлен, в основном, в описании Ахиллеса, Гектора, Одиссея. Основные их качества – мужество, бесстрашие, храбрость, физическая сила, выносливость. Главный мотив поступков – чувство чести.
У Гомера лишь изредка в позднейших частях упоминаются другие нравственные качества.
Знатность пробуждала чувство долга в отношении к идеалу.Воспитательное пространство. Общество как воспитатель и отношение к обществу.
Воспитательное пространство для героев Гомера – это образ жизни знати, воспроизводящий устойчивые обычаи, традиции, систему ценностных отношений и поведенческих правил. Жизнь при дворе, битвы, сражения, досуг, приключения, общение с богами - все это было подчинено определенным требованиям и нормам, которые сознательно культивировались. Овладение ими составляло процесс образования. Сильнейший нравственный мотив, которым руководствовался гомеровский человек - не страх перед богом, не муки совести, но оценка поведения общественным мнением (айдос). При этом нужно было не просто соответствовать арете, но быть выделяющимся, лучшим, первым, быть героем.
Чувство чести определяет всю линию поступков Ахиллеса и Гектора в бою вплоть до последнего поединка у стен Трои.
При этом у Ахиллеса это «героический кодекс чести» индивидуалистической, аристократической морали. Поэтому он покидает поле боя, оскорбленный Агамемноном, хотя боль за потери ахейцев и гибель друга его вновь возвращает туда.Честь и гордость, ощущение своего превосходства в силе, могуществе, бесстрашии и связанное с этим постоянное соперничество главные слагаемые образа «благородного воина»

Сократ о роли знания в воспитании. Сократ как учитель.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Сократ был родоначальников рационализма, пытался разум ом осмыслить жизнь. главное знание - самопознание и добродетель, но сократ говорит, что от незнания, что есть истинное добро может прийти к заблуждению.зло совершается от непонимания, что такое истинное благо. сократ вошел в историю как особый вид учителя. он учил в свободных беседах, тех, кто к нему обращался и не брал денег. у него были жествкие требования к ученикам-неподчинение воли родителей, государства. был знаменитым собеседниов. суть схемы сводилась к тому, что рушит систему представлений ученика и на не стоит систему новых представлений.
1.сдержанность - как укрощать страсти
2.мужество - как преодолеть опасность
3.справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы.
Все это человек приобретает путем познания и самопознания.
Сократ ведет беседы о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.

Взаимодействие курса "История образования и педагогической мысли" с другими научными дисциплинами.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Данный курс является объектом междисциплинарного исследования, так как, составляя часть педагогики, он представляет и часть истории культуры.
Исследования истории образования и воспитания опираются на методологию истории (методологические стратегии, методы, источниковедческая база).
Хронологические рамки, трактовка социокультурного контекста, определяются исторической наукой.
Понимание воспитательного воздействия социокультурного пространства, воспитательной среды в условиях конкретных исторических периодов, интерпретация текстов и комментарии к биографиям мыслителей требуют обращения к истории культуры.
Анализ педагогических текстов и антропологических идей той или иной эпохи предполагает понимание мировоззренческих представлений и философских направлений той или иной эпохи.
Проблемы социальной стратификации, социального статуса той или иной социально-профессиональной группы, состояния рынка труда, которые возникают в историко-педагогических исследованиях, освещаются социологией.

Осмысление мироощущений той или иной эпохи, господствующей иерархии ценностей и идеалов, особенностей ментальности и вообще представлений о мире и человеке невозможно без обращения к литературе и искусству ( в том числе прикладному искусству- предметам быта и повседневного обихода, музыкальному искусству и др.).

Ценность историко-педагогического знания для осмысления актуальных проблем современности.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Ценность в том, что он позволяет понять природу, сущность явлений: процессы воспитания и образования, учительства и педагогики как науки.
Нельзя механистически перенести историю в современность. Главное понимать размышления о контексте развития явления, о механизмах влияния контекста.
Практика воспитания. В педагогике принято понимать под воспитанием такой процесс изменения человека, который обладает целенаправленностью и над которым возможен хотя бы частичный контроль.
Результатом воспитания являются внутриличностные изменения.
Первичной и важной сферой воспитательного влияния являются семья и род. Отчего зависит воспитание в семье?
-От типа цивилизационного развития.
-от культурно-исторической ситуации в контексте этапа цивилизационного развития.
- от принадлежности к определенному этносу и религии.
- от характера государственного правления и правительственная политика в отношении семьи. значимым для воспитания: размеры- большое- маленькое (этот момент оказался важнейшим в культуре античности), бедное – богатое и многое другое.
- от уровня развития материальной и духовной культуры, особенностей искусства, литературы…
-в зависимости от социального статуса группы (раб, рабовладелец, бедный, богатый и т.д.). При этом, требования к личности и нормы поведения разрабатывались в отношении аристократии, элиты и постепенно спускались на другие социальные группы.
Кроме семьи воспитание происходило в учебно- воспитательных учреждениях, как отдельно направляемый процесс и через содержание изучаемых предметов.

Понятия "образование" и "воспитание" в истории мирового педагогического процесса.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
образование- единый процесс физического и духовного становления личности. которые основывается на некие соц.эталоны. так допустим идеалом античности было был воин, в средневековье добродетельный христиантин, в наше вреся гармонично развитая личность.
о.возниакет в связи возникновения общества и развивается по мере ее становления. о.неотделимо от жизни общества. далее возникает частная собственность, что приводит к обособлению обучающих и воспитательных функций и переход от общественного воспитания к семейному. гл.цель-воспитание сильных воинов. способных защитить интересы госудраства. изобретение письменности требовало спец.обученных людей. с ср.века появилось особое утверждение христианской религиозной идеологии в воспитании и о..
то понимается, когда мы говорим о содержании воспитания?
I. Ценности, представления о мире, о добре и зле, которыми человек должен руководствоваться в своей жизни, нормы и правила, ориентируясь на которые человек учился управлять собой, подавлять «Я хочу», подчиняя его на «Я должен». Всё это, прежде всего, предлагала религия. Даже в языческом религиозном сознании происходило движение в поиске различения добра и зла, развитие чувства стыда и затем чувства вины. Христианство открыло программу духовного и нравственного совершенствования человека.
II. Философская мысль в постижении природы бытия и сущности человека искала и пути его направления к добродетели. Античная мысль видела суть воспитания в подчинении вожделеющей части души(вожделении-страсти) её разумной составляющей, так же как в дальнейшем средневековые философы увидят суть воспитания в развитии духовных сил, управляющих страстями. И современная философская мысль продолжает искать пути управления страстями (вожделениями) со стороны разума и Духа, потому, что видимо нет других источников подавления вожделеющей стихии души. Когда мы говорим о педагогической мысли, мы называем имена главным образом философов и религиозных деятелей: Платон, Аристотель, Коменский, Локк, Руссо, Киреевский, Толстой, Зеньковский.

Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
1. Основные направления государственной политики в сфере образования и система образования в Республике Беларусь на современном этапе.

2. Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.

1. В начале 1990-х гг. новые политические и социально-эконо­мические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования.

Обретение Рес­публикой Беларусь независимости, поиск путей решения соци­ально-экономических проблем в условиях развивающихся ры­ночных отношений, курс на создание социально ориентированного государства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях.

В 90-е годы в Республике Беларусь шел процесс создания новой норматив­но-правовой базы, регулирующей механизмы функционирова­ния образовательной системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании в Республике Беларусь, в ко­тором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной сис­темы образования, ее структура, права и обязанности препода­вателей, учащихся, принципы финансирования.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
После Октябрьской революции Сов. Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались соц. восы – отделы социального воспитания. Была начата подготовка специалистов для системы соц. воспитания. В этот период активно развивается педология, которая ставила задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок. Однако система соц. воспитания и педология развивались недолго, они прекратили свое существование в 1936 году. Многие представители этих теорий были репрессированы, а соц. воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.

Только в 60-е годы в пед. науке и практике наметился явный поворот в сторону соц. педагогики, возобновление теоретических и практических исследований в области педагогики среды. С этого времени в отечественной социальной педагогики можно выделить 3 этапа:

1 этап – 60-е годы – организационно-эмпирический. Период накопления опыта, эмпирический поиск, появление в социально-педагогической практике категорий работников, специально сориентированных на организацию воспитательной работы в социуме ( организатор внеклассной работы, педагоги, работающие в области культуры, спорта, жилищно-коммунального и социального обеспечения, в системе профсоюзов, в общежитиях и т.д.) Все они являлись прототипом социального педагога. Они выполняли социально-педагогические функции и продолжали развивать традиции отечественной педагогики среды начала века.

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ России на рубеже 19 – 20 веков можно выделить три главных направления, в русле которых развивались взгляды на воспитание и образование.

Первое направление – развитие классической педагогики 19 века (П.Ф.Каптерев, Бунаков, Ельницкий);

Второе направление – философские осмысление проблем воспитания и развития личности (П.В. Вахтеров, В.В.Розанов, Федоров, С.И.Гессен);

Третье – идейное движение, сходное с реформаторской педагогикой Запада, в частности, с «новым воспитанием» (К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт Блонский).

Среди тех,кого увлели идеи свободного воспитания был незаслуженно забытый педагог КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ ВЕНТЦЕЛЬ (1857 – 1947). Его обвинили идеализме, назвали его учение мелкобуржуазным и молчали об его интересных экспериментах. Еще до революции Вентцель создал такие учебно-воспитательные учреждения нового типа как «Дом свободного ребенка», «Общество друзей естественного воспитания», «Родительский клуб», «Музей образцовых детских игрушек», в которых весь учебно-воспитательный процесс планировался таким образом, чтобы создать ребенку условия для развития дремлющих в нем творческих сил на основе самоуправления интереса и любознательности. В них осуществлялось социальное воспитание, было сотрудничество детей, родителей и воспитателей, руководили «Домом» поочередно родители детей. Планировалось весь процесс строить в тесной связи с потребностями жизни, очень внимательно изучать задатки и способности каждого ребенка, всячески развивать детское самоуправление. В «Доме свободного ребенка» не было учебных планов и учебников, ребенок сам должен был искать знания, сам из добытых знаний составлять учебник, книгу своих знаний. Воспитатель должен быть лишь другом, старшим товарищем, к которому дети обращаются по мере надобности за помощью. Но, чтобы свободное обучение не превратилось в праздное проведение времени, нужно подчиняться дисциплине во время занятий.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Демокрит – Цель воспитания – воспитание хорошего человека;

С.п.идеи – воспитание должно быть природосообразным, первым обратил внимание на зависимость воспитания от общественных условий.

Сократ –Цель воспит. – самосовершенствование;

С.п. идеи – родоначальник учения о доброй природе человека.

Платон. Цель – воспитание законопослушных граждан;

С.п. и. – открыл связь между воспитанием и общественным устройством.

Аристотель. Цель – воспитание гармонично развитого человека, единство физического, умственного и нравственного развития человека.

С.п.и. – автор идеи о социально-воспитательных обязанностях государства.

ФИЛАНТРОПИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Мыслители 17 века отождествляли гражданское общество и государство и считали, что каждый гражданин обязан жить и действовать в соответствии с законами государства. Поэтому воспитание, являясь социальным по-своему характеру, по форме было государственным. Совершенно иную трактовку соц воспитание получило в эпоху Просвещения(эпоха Просвещения длилась с последней трети 17века до конца 18 века ), когда осознается несовпадение интересов общества и гражданина с одной стороны и интересами государственной власти с другой. Государство стремится подчинить своим целям все сферы жизни общества, в том числе и воспитание.

В эпоху Просвещения формируется современное понимание воспитания. Если педагогика 17 века считала главной задачей воспитания развитие разума, который способен контролировать чувства и направлять волю индивида, обеспечивая ему благополучную жизнь в обществе, то педагоги эпохи Просвещения уже не отождествляют воспитание и обучение, подчеркивая, что образованный человек не является автоматически и добродетельным(нравственным) (Руссо,Локк). Одна из концепций этого времени - терия свободного воспитания, где главной целью является человек, развивалась в соответствии с ценностями свободы, равенства, братства. Однако жизнь в обществе искажает и деформирует развитие этих качеств и новую породу людей они предлагают воспитывать вдали от этого общества, пагубно влияющего на молодых людей.

Социально-педагогическая мысль Просвещения, признавая необходимость общества и государства. Приходит к убеждению о принудительном ограничении гос. власти. Государство не должно быть бесконтрольным. Над ним, так же как и над индивидом, должна стоять и высшая инстанция, максимально выражающая и защищающая интересы граждан. Таким образом воспитательная деятельность не должна быть подчинена целям и интересам государственной власти. Общий итог педагогической мысли эпохи просвещения выразился в убеждении, что социальное воспитание возможно лишь в социальном же, правовом обществе и государстве.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В 20 ВЕКЕ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870 – 1952гг.). Итальянский педагог.

Основные цели воспитания:

- всестороннее развитие;

- воспитание самостоятельности.

Концептуальные положения:

- обучение должно проходить совершенно естественно, в соответствии с развитием – ребенок сам себя развивает;

- единственный, кто понимает ребенка – это другой ребенок;

- девиз педагогики М.: «Помоги мне это сделать самому».

- отказ от миссии обучать детей, вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития, учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо;