Модель» благородного воина" в истории античного воспитания.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
В произведениях Гомера впервые предстает образ «благородного воина», как идеал, некий архитип мужественности. Этот идеал распространяется только на привилегированное, аристократическое сословие и предназначен подчеркивать его исключительность. В литературе принято сравнивать благородного воина Гомера с рыцарями средневековой эпохи. Напрашивается здесь и похожесть на поведение русских аристократов 18-19 веков. Особенно интересно, что два последних образа получают развитие уже в условиях христианской культуры, нравственные требования которой – смирение и осуждение гордыни, находятся в глубоком противоречии с основой образа воина - стремлением к славе. раз «благородного воина» представлен, в основном, в описании Ахиллеса, Гектора, Одиссея. Основные их качества – мужество, бесстрашие, храбрость, физическая сила, выносливость. Главный мотив поступков – чувство чести.
У Гомера лишь изредка в позднейших частях упоминаются другие нравственные качества.
Знатность пробуждала чувство долга в отношении к идеалу.Воспитательное пространство. Общество как воспитатель и отношение к обществу.
Воспитательное пространство для героев Гомера – это образ жизни знати, воспроизводящий устойчивые обычаи, традиции, систему ценностных отношений и поведенческих правил. Жизнь при дворе, битвы, сражения, досуг, приключения, общение с богами - все это было подчинено определенным требованиям и нормам, которые сознательно культивировались. Овладение ими составляло процесс образования. Сильнейший нравственный мотив, которым руководствовался гомеровский человек - не страх перед богом, не муки совести, но оценка поведения общественным мнением (айдос). При этом нужно было не просто соответствовать арете, но быть выделяющимся, лучшим, первым, быть героем.
Чувство чести определяет всю линию поступков Ахиллеса и Гектора в бою вплоть до последнего поединка у стен Трои.
При этом у Ахиллеса это «героический кодекс чести» индивидуалистической, аристократической морали. Поэтому он покидает поле боя, оскорбленный Агамемноном, хотя боль за потери ахейцев и гибель друга его вновь возвращает туда.Честь и гордость, ощущение своего превосходства в силе, могуществе, бесстрашии и связанное с этим постоянное соперничество главные слагаемые образа «благородного воина»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.