Диагностические методики для изучения межличностных отношений в детской группе.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля:
1) Изображена семья, расположившаяся вокруг стола, или на прогулке за городом, или группа играющих детей, или детей, слушающих взрослого, или ссорящихся детей. Ребёнка просят показать, где будет располагаться он.
2) В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. «Твой товарищ нарочно толкнул тебя, да так, что ты упал. Что ты будешь делать? Заплачешь? Пожалуешься на него? Ударишь? Сделаешь ему замечание? Ничего не скажешь?» Определяется отношение ребёнка с родителями, друзьями, другими людьми и вырисовывается характеристика самого ребёнка (конфликтность, любознательность, общительность, стремление к лидерству и пр.).
2. Рисуночные методики: последовательность рисования, пространственное расположение, состав, отличие в форме, пропорциях, деталях, величине. Анализ особенности нарисованных фигур в методиках «Рисунок семьи», «Рисунок группы»: индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствует об отношении ребенка к конкретным членам группы. Хорошие отношения – много деталей, разные цвета. Негативное отношение – схематичность, однотонность изображения. Смотрится содержание, размещение изображенных людей, использованные цвета, фон, словесные дополнения, пояснения испытуемого к рисунку.

Диагностические методики для изучения особенностей интеллектуального развития в младшем школьном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Методика «Матрица Равена» - для оценки наглядно-образного мышления при решении задач. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку.
2. Методика «Умение считать в уме» - проверка способности производить умственные арифметические действия с числами и дробями различного типа: простыми, десятичными, а также со сложными дробно-целыми числами.
3. Методика «Формирование понятий»: Ребёнку даётся набор плоскостных фигур - квадратов, треугольников и кругов – трёх различных цветов и трех различных размеров. Ребёнок должен отобрать фигуры по одному, двум и трём признакам, сказать, какие признаки входят в формируемое понятие (охарактеризовать его) и дать этому понятию определение.
4. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» - для оценки развитости интеллектуальных процессов. Эти особенности мышления устанавливаются по правильности ответов на серию вопросов, которые задает экспериментатор.
5. Методика «Кубик Рубика» - для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления. Пользуясь кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени (9 задач за 9 минут).

Диагностические методики для изучения особенностей интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Методика «Вырежи фигуры». Предназначена для оценки наглядно-действенного мышления. Задание: как можно быстрее и точнее вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры.
2. Методика «Воспроизведи рисунки». Задание: в специальных пустых квадратах воспроизвести картинки, на которых изображены фигуры в таких же квадратах.
3. Методика «Раздели на группы». Для оценки образно-логического мышления. Ему показывают картинку, на которой изображены: квадраты, ромбы, треугольники и круги разного цвета. Ребенку предлагают разделить представленные фигуры на как можно большее число групп.
4. Методика «Кому чего не достает?»: ребенку показывают рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То чего не хватает, изображено отдельно. Задание: определить, кому и чего не хватает.
5. Методика «Что здесь лишнее?»: для исследования образно-логического мышления, уровня анализа и обобщения у ребенка. Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, один из которых лишний.

Диагностические методики для изучения психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Наука » Психология » Возрастная психология
Экспресс-диагностика:
1. «Тест в картинках»: даны картинки с учёбой и игрой; предлагают выбрать те, что нравятся. Определяют предпочитаемый вид деятельности (учебную, учебно-игровую или игровую) и степень мотивации к учёбе.
2. Методика «Нарисуй себя» (уровень сформированности образных представлений) – смотрится количество изображённых частей тела и качество их прорисовки.
3. Тест «Кубики» (уровень наглядно-образного мышления) – предлагается найти из 4 кубиков два одинаковых (6 повторов с разными комбинациями).
4. Методика «Классификация» (сформированность понятий и умение классификации): предлагают из четырех слов назвать лишнее.
5. Методика «Третий подходящий» (сформированности понятий): последовательно показывают пять наборов карточек, кладут перед ребёнком две картинки из каждого набора и предлагают подобрать к ним еще одну.
6. Тест «Правая - левая рука» (способность к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других): психолог и ребенок садятся друг против друга; психолог спрашивает у ребенка, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку психолога. При правильном выполнении задания психолог умышленно начинает сбивать ребенка, чтобы он показал, где правая (левая) рука у взрослого в зеркальном изображении и доказал свою точку зрения.
7. Методика Пьерона-Рузера (обучаемость): на доске нарисованы 4 геометрические фигуры; внутри каждой – определённый символ (точка, вертикальная или горизонтальная черта или ничего). Детям предлагают заполнить по образцу соответствующими символами аналогичные пустые фигуры, напечатанные у них на листах.

Базовый диагностический инструментарий для изучения особенностей познавательной сферы в младшем школьном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
Познавательная сфера: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.
Методика 1. Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной): ребёнку даются таблицы с изображением геометрических фигур (треугольников, кругов и пр.) с неполными контурами и незаконченные контуры изображений бабочки и жука. Задание – дорисовать эти предметы.
Методика 2. «Исключение слов» (оценка вербально-логического мышления): ребёнку дают бланки из 15 серий слов; в каждой серии — по 4 слова (книга, портфель, чемодан, кошелек). Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть зачёркнуто.
Методика 3. «Матрица Равена»: ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа (на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку).
Методика 4. Изучение типа памяти. Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первую группу экспериментатор читает (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Вторую группу испытуемый читает молча и записывает (зрительное запоминание). Третью группу экспериментатор читает, а испытуемый шёпотом повторяет и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает на бумаге. Четвёртую группу экспериментатор читает, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет (зрительно-слухово-моторное запоминание). Запомнившиеся слова записываются.
Методика 5. Определение объема кратковременной зрительной памяти. Ребёнку предлагают по очереди 2 карточки с изображениями ломаных линий и трафареты для их воспроизводства. После предъявления каждой части рисунка ребенок получает трафарет с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка.

Базовый диагностический инструментарий для изучения особенностей познавательной сферы в дошкольном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
Познавательная сфера: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.
1. Методика «Изучение образной памяти дошкольников»
Испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил. Оценка результатов проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.
2. Методика Векслера (изучение зрительной памяти).
Ребенку предлагается 4 рисунка с геометрическими фигурами (вписанные друг в друга квадраты, кольца, флажки); не каждую картинку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
3. Методика «Заучивание 10 слов» (изучение слуховой памяти). Ребенку зачитывают 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак, предлагают воспроизвести их. Оценивают количество правильно воспроизведённых слов.
4. Оценка внимания детей 5-7 лет с помощью колец Ландольта: ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта (кольца с разрывами в разных местах) и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них с рвзрывом в определённом месте и зачёркивать их.
5. Методика «Найди и вычеркни» (на продуктивность и устойчивость внимания). Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения предметов: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребёнку предлагается искать и вычёркивать изображения определённых предметов.
6. Методика «Узнай фигуры» (на узнавание). Детям предлагаются 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.

Метод практической коррекции: арттерапия. Общая характеристика метода.

Наука » Психология » Возрастная психология
Арттерапия – лечение искусством (рисунок, лепка, поделки, коллаж и пр.)
Цель – гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.
В отличие от игры искусство позволяет творить.
Варианты арттерапии:
- использование готовых произведений искусства: их анализ и интерпретация клиентами;
- самостоятельное творчество клиентов;
- творчество психотератпевта, направленное на взаимодействие с клиентом.
При работе с детьми обычно используется рисуночная, песочная и сказкотерапия.
Можно использовать цветотерапию (цветовые предпочтения клиента – для диагноза, определённую гамму – для лечения), музыкотерапию, библио- (книжную) и танцтерапию, сказкотерапию и пр.

Типичные проблемы психического развития детей в младшем школьном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Школьная дезадаптация (безответственность, неприспособленность к коллективу, недисциплинированность, несформированность навыков учебной деятельности; несформированность мотивации учения, неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности, неумение приспособиться к темпу школьной жизни.
2. Расстройство учебных навыков: чтения (дислексия, алексия); грамотного письма, способности к счёту (дискалькулия, акалькулия);
3. Расстройства речи: дефицит словарного запаса, проблемы понимания, артикуляции
4. Психический инфантилизм (задержка психического развития на уровне детского сада, стремление к общению с младшими по возрасту).
5. Проблемы умственного развития (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала);
6. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность);
7. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность);
8. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость);
9. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, энурез).

Типичные проблемы психического развития детей в дошкольном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1) Проблемы взаимоотношений со сверстниками.
2) Отклонения в поведении (агрессия, тревожность, гиперактивность или аутичность).
3) Расстройство понимания речи – с 4 лет.
4) Расстройство артикуляции – картавость, лепетание, пропуск трудных звуков и слогов («боно» - больно, «какотик» - колокольчик). Интеллект обычно не нарушен. Выявляется между 3 и 6 годами.
У старших дошкольников выделяют:
1. Проблемы, связанные с умственным развитием (плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании);
2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность);
3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность);
4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания, повышенная обидчивость);
5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, энурез).
Психологические проблемы детей:
1. Тревожность. 2. Депрессивное настроение. 3. Агрессивность. 4. Формирование неадекватной самооценки.
Могут также обнаружиться черты акцентуаций характера.

Типичные проблемы психического развития детей в раннем возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1) Отклонения (олигофрения) или задержка развития (обычно проходит);
2) Гиперактивность и гиперподвижность;
3) Проблемы во взаимоотношениях с родителями (недостаток общения с родителями, агрессия, непослушание, истерики, слёзы);
4) Синдром дефицита внимания и двигательной расторможенности (крутятся, вертят в руках, не сосредотачиваются, не могут долго заниматься чем-то);
5) Расстройства развития речи (не говорят до 1,5 лет отдельных слов).
Признаки нарушений в раннем психическом развитии:
– замедленное развитие прямостояния и ходьбы (нормы: ребенок начинает сидеть к 6-8 месяцам, стоять – к 9-11 месяцам, ходить – к 12-14 месяцам);
– замедленное развитие речи (нормы: лепет (ба-ба-ба) – с 6 месяцев; отдельные слова (мама, дай) – к 11—14 месяцам; простейшие фразы (2-3 слова) – к 18-24 месяцам);
– отсутствие или запоздалое появление комплекса оживления – активной радостной реакции при виде взрослого (норма – к 3 месяцам);
– отсутствие или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр (норма появления – с 3-х лет).

История развития ребенка (психологический анамнез): понятие, содержательная характеристика.

Наука » Психология » Возрастная психология
Психологический анамнез — совокупность сведений о ребёнке, полученных с целью организации с ним эффективной работы. = Получение информации о значимых этапах развития и жизненных событиях, повлиявших на проявление симптомов расстройства. Обстоятельства рождения и развития ребёнка, состояние здоровья, образование (сад, школа, кружки), хобби, отношения с окружающими, условия в семье, ожидания в отношении ребёнка, как пытались справляться в расстройством до психолога.
В ходе всего консультирования следует дополнять «портрет» личности ребёнка новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительная информация – из наблюдения за внешним видом и поведением, тестирования, беседы и других средств (рассказ ребёнка о себе, сны, рисунки, сочинения).
Источники анамнеза:
- Опрос родителей, учителей, друзей, одноклассников;
- Анализ продуктов деятельности и творчества (сны, рисунки, сочиненеия);
- Тестирование (результаты);
- Наблюдение за внешним видом, поведением и деятельностью ребёнка;
- Беседа с ребёнком.

Характеристика блоков возрастно-психологическогого анализа психического развития в детстве.

Наука » Психология » Возрастная психология
- Этапы клинико-психологического исследования:
1 — Формулировка клинической задачи. До знакомства с ребёнком. Беседа с педагогами, родителями, друзьями, одноклассниками; определение социальных, материальных и культурных обстоятельств его жизни; ознакомление с состоянием физического здоровья. Составляется предварительный план исследования: выбор методик, их очередность.
2 — Беседа с пациентом. Оценка состояния памяти (ФИО, дата рождения; события прошлого и недавние события), внимания, состояния сознания (ориентировка во времени, месте и собственной личности). Выясняется отношение пациента к своему заболеванию, проблеме, разъясняется цель обследования. Оценка самочувствия, работоспособности, культурно-образовательного уровня.
3 — Проведение обследования (тестирование и пр.). В начале каждого задания – чёткая инструкция, соответствующая умственным способностям ребёнка.
4 — Составление заключения. Даётся характеристика психического состояния на основании полученных данных, отмечаются особенности поведения, отношение к исследованию, выделяются патопсихологические особенности (синдромы), указываются особенности протекания психических процессов (темп реакций, истощаемость, устойчивость). В конце делается резюме, отражающее наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома).