Сознание – это высшая, свойственная только человеку, форма обобщенного отражения объективной действительности, опосредованная общественноисторической деятельностью людей.
Психическое отражение объективного мира человека отличается от животного, прежде всего не наличием процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфическими механизмами его протекания. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Возникновение сознания, появление речи и возможность трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функций ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватание предметов, удержанием и манипулированием ими, что в целом, способствовало возможности трудится. Одновременно происходило развитие органов чувств, зрение стало основным источником информации об окружающем мире.
Психическое отражение объективного мира человека отличается от животного, прежде всего не наличием процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфическими механизмами его протекания. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Возникновение сознания, появление речи и возможность трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функций ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватание предметов, удержанием и манипулированием ими, что в целом, способствовало возможности трудится. Одновременно происходило развитие органов чувств, зрение стало основным источником информации об окружающем мире.
Память – это сложный психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении и сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
* Выготский Л.С. первый систематически изучил высшие формы памяти.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов. Механизм процессов памяти до конца не изучен. Мнемическая деятельность – деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении и сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
* Выготский Л.С. первый систематически изучил высшие формы памяти.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов. Механизм процессов памяти до конца не изучен. Мнемическая деятельность – деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.
Теории развития памяти:
1. * Ж. Пиаже первый стал трактовать память как основу действия, ориентированную на запоминание, сохранение и переработку информации. Он доказал прямую зависимость всех процессов памяти от практической деятельности человека.
2. *Блонский. Различные виды памяти представленные у взрослого человека, являются различными ступенями ее исторического развития. В истории развития человечества виды памяти последовательно появились один за другим. Последовательность развития видов памяти:
двигательная память – от рождения;
аффективная память – примерно с 6 мес.;
образная память – в 2 года;
логическая память – 3-4 года – подростковый возраст.
Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.
1. * Ж. Пиаже первый стал трактовать память как основу действия, ориентированную на запоминание, сохранение и переработку информации. Он доказал прямую зависимость всех процессов памяти от практической деятельности человека.
2. *Блонский. Различные виды памяти представленные у взрослого человека, являются различными ступенями ее исторического развития. В истории развития человечества виды памяти последовательно появились один за другим. Последовательность развития видов памяти:
двигательная память – от рождения;
аффективная память – примерно с 6 мес.;
образная память – в 2 года;
логическая память – 3-4 года – подростковый возраст.
Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении и сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память – совокупность процессов, с помощью которых человек запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную информацию.
Память – высшая психическая функция. Т.к. обладает всеми свойствами ВПФ: произвольность, опосредованность и социальность.
1. Память произвольна, потому что связана с широким волевым контролем запоминания.
2. Память опосредованна, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на память, чувства, образы, ассоциации).
3. Память социальная, т.к. память напрямую зависит от практической деятельности человека.
Память – совокупность процессов, с помощью которых человек запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную информацию.
Память – высшая психическая функция. Т.к. обладает всеми свойствами ВПФ: произвольность, опосредованность и социальность.
1. Память произвольна, потому что связана с широким волевым контролем запоминания.
2. Память опосредованна, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на память, чувства, образы, ассоциации).
3. Память социальная, т.к. память напрямую зависит от практической деятельности человека.
Мышление – это психический познавательный процесс отражение существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. (Рубинштейн)
Мышление – высшая психическая функция, формируется только прижизненно.
1. Чувственное познание и мышление – познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Любое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием: ощущениями, восприятиями и представлениями! Источник мыслительной деятельности – чувственное познание. Через ощущения и восприятие мышление связано с внешним миром и является его отражением. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, начинает познавать явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и ощущениях.
Мышление – высшая психическая функция, формируется только прижизненно.
1. Чувственное познание и мышление – познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Любое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием: ощущениями, восприятиями и представлениями! Источник мыслительной деятельности – чувственное познание. Через ощущения и восприятие мышление связано с внешним миром и является его отражением. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, начинает познавать явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и ощущениях.
Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако область психического шире области сознательного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Развитие проблемы бессознательного было связано с психоанализом. * З. Фрейд разработал теорию психоанализа.
Фрейд выделил 3 уровня сознания: сознание, предсознание и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).
Личность человека по Фрейду включает 3 структурных компонента:
1. Ид – представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовольствия инстинктивных побуждений.
Фрейд выделил 3 уровня сознания: сознание, предсознание и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).
Личность человека по Фрейду включает 3 структурных компонента:
1. Ид – представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовольствия инстинктивных побуждений.
Этапы развития идентичности:
1. Оральносенсорная стадия или младенчество (012 мес.) – базальное доверие или недоверие к миру.
2. Мышечноанальная стадия или раннее детство (13 года) – автономия или стыд и сомнение. Идентичность – «Ясам».
3. Локомоторногенетальная стадия или возраст игры (36 лет) – инициативность или вина. Социум требует от ребенка активности.
4. Латентная стадия или школьный возраст (612 лет) – трудолюбие или неполноценность. Идентичность: «Я то, чему научился», важность общения или несостоятельность в коммуникациях.
5. Подростковый возраст – эгоидентичность или ролевое смешение. Превращение во взрослого человека.
6. Стадия интимности или молодость (2035 лет) – интимность или изоляция.
7. Зрелость (356065 лет) – стремление к достижениям или застой.
8. Поздняя зрелость или старость (после6065 лет) – эгоинтеграция (личностная целостность) или отчаяние.
1. Оральносенсорная стадия или младенчество (012 мес.) – базальное доверие или недоверие к миру.
2. Мышечноанальная стадия или раннее детство (13 года) – автономия или стыд и сомнение. Идентичность – «Ясам».
3. Локомоторногенетальная стадия или возраст игры (36 лет) – инициативность или вина. Социум требует от ребенка активности.
4. Латентная стадия или школьный возраст (612 лет) – трудолюбие или неполноценность. Идентичность: «Я то, чему научился», важность общения или несостоятельность в коммуникациях.
5. Подростковый возраст – эгоидентичность или ролевое смешение. Превращение во взрослого человека.
6. Стадия интимности или молодость (2035 лет) – интимность или изоляция.
7. Зрелость (356065 лет) – стремление к достижениям или застой.
8. Поздняя зрелость или старость (после6065 лет) – эгоинтеграция (личностная целостность) или отчаяние.
1. Игра – (дошкольное детство), вид деятельности, заключающийся в воспроизводстве детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Служит одним из важных средств физического, умственного и нравственного воспитания. Идет освоение социальной роли по средством игры. Игра с 3х лет, до 3х лет – элементы игры.
2. Грезы – (свойство подросткового возраста), воображение создает образы не связанные с волей, направленное на воплощение их в жизнь.
3. Мечта – (с ранней юности – всю жизнь), мечта. В отличии от грез, активна и выступает в качестве побудительной причины, хотя может и не осуществится или быть отсрочена.
4. Творчество – вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляют основу творчества. Цель творческой деятельности – создание вещей. Уровни творчества (по Уоллесу):
1. подготовка – зарождение идеи.
2. созревание – концентрация, «стягивание» знаний.
3. озарение – интуитивное схватывание искомого результата.
4. проверка – соотношение с целью.
2. Грезы – (свойство подросткового возраста), воображение создает образы не связанные с волей, направленное на воплощение их в жизнь.
3. Мечта – (с ранней юности – всю жизнь), мечта. В отличии от грез, активна и выступает в качестве побудительной причины, хотя может и не осуществится или быть отсрочена.
4. Творчество – вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляют основу творчества. Цель творческой деятельности – создание вещей. Уровни творчества (по Уоллесу):
1. подготовка – зарождение идеи.
2. созревание – концентрация, «стягивание» знаний.
3. озарение – интуитивное схватывание искомого результата.
4. проверка – соотношение с целью.
Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. В психологии различают понятия язык и речь.
Речь – это процесс общения людей посредством языка.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык является продуктом общественноисторического развития. В языке выделяют:
* лексику – определенная система значений слов;
* грамматику – система различных форм слов и словосочетаний;
* фонетику – система звукового состава, свойственного конкретному языку.
Речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.
Речь – это процесс общения людей посредством языка.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык является продуктом общественноисторического развития. В языке выделяют:
* лексику – определенная система значений слов;
* грамматику – система различных форм слов и словосочетаний;
* фонетику – система звукового состава, свойственного конкретному языку.
Речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.
Способности (СП) – это индивидуальная психологическая характеристика личности, которая выражает готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их осуществлению.
*Теплов занимался пробле-мой способностей более 50 лет и считал их индивидуально- типо-логическими особенностями. Он выделил следующие три основных признака понятия «способности»:
1. Под способностями пони-мают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3. Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже вырабо-таны у человека.
*Теплов занимался пробле-мой способностей более 50 лет и считал их индивидуально- типо-логическими особенностями. Он выделил следующие три основных признака понятия «способности»:
1. Под способностями пони-мают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3. Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже вырабо-таны у человека.
Многие родители дают своим детям есть яичную скорлупу, для того чтобы «косточки были крепкими» и для профилактики кариеса. Однако на сегодняшний день, по крайней мере в стоматологии, нет убедительных данных о пользе яичной скорлупы для профилактики кариеса — остается под вопросом, попадает ли кальций из скорлупы в кровь, тем более в зубы? Поэтому стоматологи предпочитают другие методы борьбы с кариесом.
В то же время яичная скорлупа может использоваться для профилактики у детей рахита, а также у людей любого возраста при ломкости ногтей, остеопорозе, травмах костей.
В то же время яичная скорлупа может использоваться для профилактики у детей рахита, а также у людей любого возраста при ломкости ногтей, остеопорозе, травмах костей.
Так действительно считалось до самого недавнего времени, пока в 1983—84гг. два молодых австралийских врача Дж. Р. Уоррен и Б. Дж. Маршалл не обнаружили на слизистой оболочке желудка неизвестные микроорганизмы, названные впоследствии микробом «Хеликобактер пилори».
Австралийские медики заявили, что именно с этим микроорганизмом язвенная болезнь и гастриты сочетаются в 100% случаев.
Поначалу медицинские «светила» и авторитеты восприняли эту информацию «в штыки» и не поверили молодым ученым. Тогда Маршалл повторил подвиг Луи Пастера. После проведения тщательного обследования (га-строскопия, биопсия и др.), показавшего, что у него нет никаких заболеваний желудка, он, вырастив культуру Хеликобактера, выпил ее. Через две недели после приема «коктейля с микробами» он заболел тяжелейшим гастритом.
До этого традиционная медицина утверждала, что желудок самостерилизуется, поскольку соляная кислота губительна для бактерий. Однако эксперимент Маршалла показал, что Хеликобактер сам выделяет ферменты, которые нейтрализуют соляную кислоту, вследствие чего микроб не погибает в желудке, а, наоборот, ведет себя достаточно агрессивно. Разрушая защитный слой желудка, Хеликобактер открывает путь соляной кислоте и тем самым провоцирует возникновение язвы.
После открытия Хеликобактера прошло уже 16 лет. Уже никто не оспаривает вредоносное действие этого микроба. И современная противоязвенная терапия невозможна без воздействия на Хеликобактер.
Открытие Хеликобактера поставило под сомнение утверждение, что язва и гастрит — наследственные заболевания. В настоящее время считается, что генетический компонент лишь провоцирует болезнь, тогда как она передается инфекционным путем.
Интересно, что Хеликобактер, возможно, ответственен еще и за некоторые случаи мигрени. Итальянские врачи обследовали 225 человек, страдающих мигренью, и у половины нашли в желудке эту бактерию. После недельного курса антибиотиков у 84% лечившихся бактерия исчезла, а с ней у четверти страдальцев исчезли и головные боли. У большинства остальных приступы мигрени ослабились и стали реже.
Австралийские медики заявили, что именно с этим микроорганизмом язвенная болезнь и гастриты сочетаются в 100% случаев.
Поначалу медицинские «светила» и авторитеты восприняли эту информацию «в штыки» и не поверили молодым ученым. Тогда Маршалл повторил подвиг Луи Пастера. После проведения тщательного обследования (га-строскопия, биопсия и др.), показавшего, что у него нет никаких заболеваний желудка, он, вырастив культуру Хеликобактера, выпил ее. Через две недели после приема «коктейля с микробами» он заболел тяжелейшим гастритом.
До этого традиционная медицина утверждала, что желудок самостерилизуется, поскольку соляная кислота губительна для бактерий. Однако эксперимент Маршалла показал, что Хеликобактер сам выделяет ферменты, которые нейтрализуют соляную кислоту, вследствие чего микроб не погибает в желудке, а, наоборот, ведет себя достаточно агрессивно. Разрушая защитный слой желудка, Хеликобактер открывает путь соляной кислоте и тем самым провоцирует возникновение язвы.
После открытия Хеликобактера прошло уже 16 лет. Уже никто не оспаривает вредоносное действие этого микроба. И современная противоязвенная терапия невозможна без воздействия на Хеликобактер.
Открытие Хеликобактера поставило под сомнение утверждение, что язва и гастрит — наследственные заболевания. В настоящее время считается, что генетический компонент лишь провоцирует болезнь, тогда как она передается инфекционным путем.
Интересно, что Хеликобактер, возможно, ответственен еще и за некоторые случаи мигрени. Итальянские врачи обследовали 225 человек, страдающих мигренью, и у половины нашли в желудке эту бактерию. После недельного курса антибиотиков у 84% лечившихся бактерия исчезла, а с ней у четверти страдальцев исчезли и головные боли. У большинства остальных приступы мигрени ослабились и стали реже.