ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ. ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ. ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ.

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Способности (СП) – это индивидуальная психологическая характеристика личности, которая выражает готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их осуществлению.
*Теплов занимался пробле-мой способностей более 50 лет и считал их индивидуально- типо-логическими особенностями. Он выделил следующие три основных признака понятия «способности»:
1. Под способностями пони-мают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3. Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже вырабо-таны у человека.
От способностей зависят легкость и быстрота приобретения ЗУНов. Приобретение этих ЗУНов в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие ЗУНов тормозит их развитие. *Теплов считал, что способности не могут существовать иначе как в постоянном процессе раз-вития. Способность, которая не развивается, которой человек на практике перестает пользоваться, со временем утрачивается.
Любая деятельность зависит не от одной какой-либо способности, а от сочетания различных. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть вос-полнен за счет более высокого развития других.
Показатели СП: темп усвоения; легкость усвоения; время проявления СП (возраст); оценка достижений; широта пере-носа формирующихся качеств.
Классификация способно-стей:
1. Природные (естествен-ные) СП – те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, восприятие, память, эле-ментарная коммуникация, мышление. Данные СП непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и животных это не одно и тоже. У человека на базе этих задатков формируются способности.
2. Специфические человече-ские СП – имеющие общественно-историческое происхождение. Их принято разделять:
А. Общие СП – те, которые определяют успехи человека в разных видах деятельности (мыслительные СП, мелкая моторика, память, речь и др.). Т.е. способности, свойствен-ные для большинства людей.
Б. Специальные СП – те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математи-ческие, лингвистические, технические и т.д.).
- Теоретические и практи-ческие СП предопределяют склонность человека к
- абстрактно-логическим размышлениям;
- конкретно-практическим действиям.
- Учебные и творческие СП определяют
- успешность обучения и воспитания, усвоение ЗУНов, формирование качеств лично-сти;
- индивидуальное творче-ство в различных областях человеческой деятельности.
- Способность к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или пред-метно-познавательные СП в наибольшей степени социаль-но обусловлены.
Уровни способностей:
1. Задатки – это вро-жденные анатомо-функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития СП.
Задатки определяют: - пути формирования СП; - скорость развития СП через
1) взаимодействие с окружаю-щим миром и 2) обучение и воспитание. Это только предпосылки способностей. СП лишь обуславливаются задатками, но полностью задатками не определяются. Задатки ни на что не на-правлены, они только влияют на формирование СП.
2. Мастерство - совершенство в конкретном виде деятель-ности. Различают:
- Репродуктивный уровень – обеспечивает высокое умение усваивать готовые знания, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения.
- Творческий уровень – создание нового, ориги-нального
Оба уровня включают элементы друг друга.
3. Талант – высокий уровень развития специальных способностей – это такое сочетание способностей, которое дает человеку воз-можность успешно, самостоятельно и оригнально выполнить сложную деятельность
4. Гениальность – высший уровень творческих проявле-ний личности. Гениальность – это множественное наличие таланта в разных областях, это всегда эпоха в какой-либо деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.