1. Переговорщик действует в интересах безопасности оппонента.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Примером такого гамбита могут служить усилия, предпринимаемые родителями (переговорщики) по навязыванию выгодных браков своим взрослым детям. Расчет делается на богатство и положение в обществе — по мнению родителей, это надежнее, чем романтические устремления, обеспечит будущую безопасность их отпрысков.
В свое время Сэмюэл Джонсон высказался по этому поводу куда откровеннее нынешних родителей: «Будь я высокопоставленной персоной, я бы не позволил своей дочери голодать из-за того, что она имела глупость выйти замуж за неровню, добровольно лишая себя всех привилегий, на которые могла рассчитывать по праву рождения. Я бы поддержал ее в той участи, которую она сама избрала». Обратите внимание: раздраженный тон несмирившегося родителя придает этому гамбиту особую силу.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Как правило, современные компании заботятся о хорошем самочувствии своих служащих. Компания (переговорщик) делает это, финансируя пенсионные фонды, делясь прибылью или выплачивая премиальные. Таким образом она добивается добросовестной работы служащих (оппоненты) и их преданности компании. Этот переговорный гамбит с успехом применяется при улаживании трудовых споров, заключении договоров с профсоюзом, а также с целью предотвращения пополнения профсоюзных рядов за счет новых членов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. 7 апреля 1965 года президент Линдон Джонсон (переговорщик) предложил начать мирные переговоры с Северным Вьетнамом, коммунистическим Китаем и Советским Союзом с целью положить конец вьетнамской войне.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Примером такого гамбита могут служить усилия, предпринимаемые родителями (переговорщики) по навязыванию выгодных браков своим взрослым детям. Расчет делается на богатство и положение в обществе — по мнению родителей, это надежнее, чем романтические устремления, обеспечит будущую безопасность их отпрысков.
В свое время Сэмюэл Джонсон высказался по этому поводу куда откровеннее нынешних родителей: «Будь я высокопоставленной персоной, я бы не позволил своей дочери голодать из-за того, что она имела глупость выйти замуж за неровню, добровольно лишая себя всех привилегий, на которые могла рассчитывать по праву рождения. Я бы поддержал ее в той участи, которую она сама избрала». Обратите внимание: раздраженный тон несмирившегося родителя придает этому гамбиту особую силу.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Как правило, современные компании заботятся о хорошем самочувствии своих служащих. Компания (переговорщик) делает это, финансируя пенсионные фонды, делясь прибылью или выплачивая премиальные. Таким образом она добивается добросовестной работы служащих (оппоненты) и их преданности компании. Этот переговорный гамбит с успехом применяется при улаживании трудовых споров, заключении договоров с профсоюзом, а также с целью предотвращения пополнения профсоюзных рядов за счет новых членов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. 7 апреля 1965 года президент Линдон Джонсон (переговорщик) предложил начать мирные переговоры с Северным Вьетнамом, коммунистическим Китаем и Советским Союзом с целью положить конец вьетнамской войне.
1. Переговорщик действует в жизненно важных интересах оппонента.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Исполненные драматизма переговоры с потенциальным самоубийцей (оппонент). Переговорщик разыгрывает тактический гамбит, направленный на то, чтобы убедить оппонента: его жизнь стоит того, чтобы ее сохранить.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Забастовка газетчиков Нью-Йорка в шестидесятые годы — пример совместных действий экономических конкурентов. К забастовке присоединились все члены Ассоциации журналистов. Инициатором забастовки в 1965 году стала «Нью-Йорк тайме» (оппонент). Вслед за ней перестали выходить шесть других ежедневных газет (переговорщики). «Тайме», шире других печатавшая рекламу, была их главным экономическим конкурентом. Тем не менее эти газеты выступили в ее поддержку и оказали мощное давление на профсоюзных лидеров. Сами они также испытали колоссальное финансовое давление, вплоть до того, что впоследствии некоторые газеты были вынуждены покинуть ряды Ассоциации и заново объединиться. Напомним: завышенные претензии профсоюза в конце концов привели к закрытию многих газет.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Страны часто разыгрывают этот гамбит, устанавливая дипломатические отношения с недавно образовавшимся государством и оказывая ему экономическую поддержку. Яркий пример такого рода имел место во время войны за независимость в Северной Америке. В 1763 году, по окончании Семилетней войны, Франция была вынуждена уступить Великобритании часть своих колоний. Восстание американских колоний Великобритании в 1775 году явилось для французов подарком судьбы: ведь оно ослабило позиции их главного соперника. Пьер де Бомарше, чьи комедии «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» до сих пор живут в качестве оперных либретто, создал фиктивную корпорацию, которая, заручившись тайной поддержкой Французского правительства, снабжала американские колонии деньгами и провиантом. Естественно, франция поступала так не из альтруистических побуждений.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Исполненные драматизма переговоры с потенциальным самоубийцей (оппонент). Переговорщик разыгрывает тактический гамбит, направленный на то, чтобы убедить оппонента: его жизнь стоит того, чтобы ее сохранить.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Забастовка газетчиков Нью-Йорка в шестидесятые годы — пример совместных действий экономических конкурентов. К забастовке присоединились все члены Ассоциации журналистов. Инициатором забастовки в 1965 году стала «Нью-Йорк тайме» (оппонент). Вслед за ней перестали выходить шесть других ежедневных газет (переговорщики). «Тайме», шире других печатавшая рекламу, была их главным экономическим конкурентом. Тем не менее эти газеты выступили в ее поддержку и оказали мощное давление на профсоюзных лидеров. Сами они также испытали колоссальное финансовое давление, вплоть до того, что впоследствии некоторые газеты были вынуждены покинуть ряды Ассоциации и заново объединиться. Напомним: завышенные претензии профсоюза в конце концов привели к закрытию многих газет.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Страны часто разыгрывают этот гамбит, устанавливая дипломатические отношения с недавно образовавшимся государством и оказывая ему экономическую поддержку. Яркий пример такого рода имел место во время войны за независимость в Северной Америке. В 1763 году, по окончании Семилетней войны, Франция была вынуждена уступить Великобритании часть своих колоний. Восстание американских колоний Великобритании в 1775 году явилось для французов подарком судьбы: ведь оно ослабило позиции их главного соперника. Пьер де Бомарше, чьи комедии «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» до сих пор живут в качестве оперных либретто, создал фиктивную корпорацию, которая, заручившись тайной поддержкой Французского правительства, снабжала американские колонии деньгами и провиантом. Естественно, франция поступала так не из альтруистических побуждений.
Наше исследование включило в себя философское и психологическое обоснование переговоров, а также методы необходимой подготовки. Мы рассмотрели особенности человеческого поведения, а также основополагающие интересы; развили теорию потребностей применительно к переговорам; изложили способы определить интересы; остановились на использовании вопросов, создании благоприятной атмосферы и, наконец, на выборе стратегии и тактики.
Переговоры — инструмент человеческого поведения, доступный для всех. Я намеренно избегал конкретизации, чтобы переговоры не воспринимались как инструмент, пригодный для одних профессионалов. Моей задачей было очертить область новых форм переговоров, дополняющих уже существующие виды конструктивной человеческой деятельности.
Говоря высоким слогом, маэстро переговоров должен сочетать в себе живость и быстроту реакции опытного фехтовальщика с чуткостью художника. Ему должно быть присуще умение рапириста бдительно следить за противником, своевременно подмечать каждую брешь в его защитной броне, любое, самое незначительное изменение в стратегии; хвататься за малейшую возможность продвинуться вперед. С другой стороны, он должен улавливать малейшее изменение в настроении и мотивах оппонента, чтобы в нужный момент выбрать из всей красочной палитры единственно верное сочетание оттенков для создания шедевра.
Помимо тщательной подготовки, успех на переговорах зависит от восприятия себя и других как личностей.
И наконец, стратег переговоров знает цену сотрудничеству, стремится достичь согласия и помнит: в итоге успешных переговоров побеждают все.
Переговоры — инструмент человеческого поведения, доступный для всех. Я намеренно избегал конкретизации, чтобы переговоры не воспринимались как инструмент, пригодный для одних профессионалов. Моей задачей было очертить область новых форм переговоров, дополняющих уже существующие виды конструктивной человеческой деятельности.
Говоря высоким слогом, маэстро переговоров должен сочетать в себе живость и быстроту реакции опытного фехтовальщика с чуткостью художника. Ему должно быть присуще умение рапириста бдительно следить за противником, своевременно подмечать каждую брешь в его защитной броне, любое, самое незначительное изменение в стратегии; хвататься за малейшую возможность продвинуться вперед. С другой стороны, он должен улавливать малейшее изменение в настроении и мотивах оппонента, чтобы в нужный момент выбрать из всей красочной палитры единственно верное сочетание оттенков для создания шедевра.
Помимо тщательной подготовки, успех на переговорах зависит от восприятия себя и других как личностей.
И наконец, стратег переговоров знает цену сотрудничеству, стремится достичь согласия и помнит: в итоге успешных переговоров побеждают все.
Итак, логика пытается установить отношения. Предположения сбываются с определенной степенью вероятности. Причинность никогда не проявляется в законченном виде. Не существует какой-то одной причины, которой можно было бы объяснить хотя бы одно-единственное событие. Даже множественная причинность вынуждена принять во внимание то, что происходит на разных уровнях бытия. Видимая взаимосвязь между разными явлениями еще не является причинной.
Поэтому некоторые предпочитают опираться на одно бесценное человеческое свойство — интуицию. Правда, следует иметь в виду: чтобы интуиция стала надежным помощником, она должна быть подкреплена разумом.
Роль интуиции в переговорном процессе — малоизученное явление. Новичок в этом деле пользуется ограниченным набором правил, моделей и критериев. Более опытные отдают себе отчет в том, что многие решения принимаются интуитивно. В отличие от логики, опирающейся на прошлый опыт, интуиция — это мысленное « забегание вперед». Чтобы научиться доверять интуитивному знанию, нужны время и опыт. В таком доверии нет ничего противоестественного, ибо, как сказал выдающийся американский физик Уильям Бриджмен, «главное в науке — наше глубинное ощущение правильности того, что мы делаем». Чтобы сформулировать гипотезу, нужно нечто большее, нежели простой опыт. Если уж наука признает интуицию, то отдельный человек и подавно может на нее положиться.
Рассмотрим это явление как совокупность полуосознанных одномоментных наблюдений. Представьте себе: человек едет по шоссе. Позади него, справа и слева — автомобили. При помощи прямого и бокового зрения он охватывает примерно 270 градусов пространства вокруг себя. Пока все автомобили едут нормально, они не привлекают его внимания. Но стоит какому-нибудь из них, даже находящемуся прямо у него за спиной, сделать неправильное движение, и наш водитель мгновенно его зафиксирует. Неосознанное впечатление прорвется в сознание, и он безотчетно увернется.
Поэтому некоторые предпочитают опираться на одно бесценное человеческое свойство — интуицию. Правда, следует иметь в виду: чтобы интуиция стала надежным помощником, она должна быть подкреплена разумом.
Роль интуиции в переговорном процессе — малоизученное явление. Новичок в этом деле пользуется ограниченным набором правил, моделей и критериев. Более опытные отдают себе отчет в том, что многие решения принимаются интуитивно. В отличие от логики, опирающейся на прошлый опыт, интуиция — это мысленное « забегание вперед». Чтобы научиться доверять интуитивному знанию, нужны время и опыт. В таком доверии нет ничего противоестественного, ибо, как сказал выдающийся американский физик Уильям Бриджмен, «главное в науке — наше глубинное ощущение правильности того, что мы делаем». Чтобы сформулировать гипотезу, нужно нечто большее, нежели простой опыт. Если уж наука признает интуицию, то отдельный человек и подавно может на нее положиться.
Рассмотрим это явление как совокупность полуосознанных одномоментных наблюдений. Представьте себе: человек едет по шоссе. Позади него, справа и слева — автомобили. При помощи прямого и бокового зрения он охватывает примерно 270 градусов пространства вокруг себя. Пока все автомобили едут нормально, они не привлекают его внимания. Но стоит какому-нибудь из них, даже находящемуся прямо у него за спиной, сделать неправильное движение, и наш водитель мгновенно его зафиксирует. Неосознанное впечатление прорвется в сознание, и он безотчетно увернется.
Можно ли строить планы на будущее, которое мы не совсем ясно представляем? Вовсе не обязательно противопоставлять свободную волю и обусловленность. Иначе говоря, при сиюминутном (шаг за шагом) подходе к действительности нет нужды начисто отметать прошлый опыт. Точно так же не стоит и абсолютизировать его: он далеко не всегда определяет сегодняшний выбор. В конце концов мы приходим — в качестве золотой середины — к множественному детерминизму. В каждый момент мы располагаем неограниченным числом готовых путей, которыми прошлое прорастает в будущее. Свобода выбора — за нами.
Вековая китайская мудрость гласит: текущие события зависят от предшествующих событий и воли наблюдателя. Правильное понимание настоящего дает возможность заглянуть в будущее. Даже совсем незначительное событие — подбрасывание монеты — может иметь последствия для будущего. Будущее — не абсолют, на него можно повлиять правильными действиями в настоящем. Сравним это утверждение с теорией самосбывающихся пророчеств Мертона и «прямой связью» Ричардса. Определяя свою роль в настоящем, мы бросаем в землю семена будущих поступков.
В своей книге «Нищета историзма» философ Карл Поппер утверждает: «Мысль о том, что предсказание может вызвать предсказанное событие, не нова. Согласно мифу, Эдип убил своего отца, которого никогда раньше не видел, в результате пророчества, из-за которого отец некогда повелел бросить его на съедение зверям. Поэтому я предлагаю назвать такое воздействие «эдиповым эффектом», независимо от того, вызывает ли оно предсказанное событие или, наоборот, предотвращает его». Роберт Розенталь и Ленора Якобсон проводили психологические опыты с учителями и произвольно выбранными группами учеников. Учителю говорили, что ему предстоит вести занятия с группой высокоодаренных детей. И впоследствии контрольные тесты «подтверждали» высокий коэффициент умственного развития этих Учеников.
Вековая китайская мудрость гласит: текущие события зависят от предшествующих событий и воли наблюдателя. Правильное понимание настоящего дает возможность заглянуть в будущее. Даже совсем незначительное событие — подбрасывание монеты — может иметь последствия для будущего. Будущее — не абсолют, на него можно повлиять правильными действиями в настоящем. Сравним это утверждение с теорией самосбывающихся пророчеств Мертона и «прямой связью» Ричардса. Определяя свою роль в настоящем, мы бросаем в землю семена будущих поступков.
В своей книге «Нищета историзма» философ Карл Поппер утверждает: «Мысль о том, что предсказание может вызвать предсказанное событие, не нова. Согласно мифу, Эдип убил своего отца, которого никогда раньше не видел, в результате пророчества, из-за которого отец некогда повелел бросить его на съедение зверям. Поэтому я предлагаю назвать такое воздействие «эдиповым эффектом», независимо от того, вызывает ли оно предсказанное событие или, наоборот, предотвращает его». Роберт Розенталь и Ленора Якобсон проводили психологические опыты с учителями и произвольно выбранными группами учеников. Учителю говорили, что ему предстоит вести занятия с группой высокоодаренных детей. И впоследствии контрольные тесты «подтверждали» высокий коэффициент умственного развития этих Учеников.
Запад долго считал свою теорию познания универсальной для всего человечества. Однако оказалось, что это — лишь один из возможных методов. Существуют другие уровни цивилизации и другие способы мышления. Скажем, Кант ставил во главу угла основополагающие условия познания, его формы, игнорируя содержание. Кант пытался изучать универсальные категории мыслительного процесса, свойственные всему человечеству. В этом он следовал за Аристотелем, величайшим классификатором и любителем категорий. В рамках того же подхода Освальд Шпенг-лер относил различия в образе мышления на счет культурных особенностей развития.
Существует по меньшей мере два типа знания: перцептуальное и концептуальное. Перцептуаль-ное знание основано на изучении материальных объектов, данных нам в непосредственных ощущениях. Концептуальное же не может быть открыто и проверено посредством органов чувств. Отсюда как будто следует вывод, что концептуальное знание «главнее» перцептуального. Западные ученые склонны считать свою логику универсальной для всего человечества. По Уайтхеду, наука знает два способа познания: прямое наблюдение и обобщение, причем именно обобщение первично.
В этой связи рассмотрим восточный способ мышления — в данном случае японский.
Эта история взята из статьи Роберта Фрейдже-ра «Психология самурая» (журнал «Современная психология», январь 1960 г.)
Сидящие в трактире три воина-самурая увидели, как туда вошел человек с саблями, и решили отнять у него эти замечательные сабли. Это казалось сущим пустяком: ведь численное превосходство на их стороне. Оставалось только спровоцировать драку.
Тот человек сел за стол и сделал заказ. А когда он взялся за палочки для еды, налетел рой мух. При помощи четырех палочек, одним прекрасно рассчитанным, молниеносным движением он уничтожил четырех мух сразу. После этого три самурая поспешили убраться. Такой виртуоз наверняка сумеет применить свое мастерство и в других случаях.
* Перцепция — восприятие, ощущение; концепция — теория, идея.
Существует по меньшей мере два типа знания: перцептуальное и концептуальное. Перцептуаль-ное знание основано на изучении материальных объектов, данных нам в непосредственных ощущениях. Концептуальное же не может быть открыто и проверено посредством органов чувств. Отсюда как будто следует вывод, что концептуальное знание «главнее» перцептуального. Западные ученые склонны считать свою логику универсальной для всего человечества. По Уайтхеду, наука знает два способа познания: прямое наблюдение и обобщение, причем именно обобщение первично.
В этой связи рассмотрим восточный способ мышления — в данном случае японский.
Эта история взята из статьи Роберта Фрейдже-ра «Психология самурая» (журнал «Современная психология», январь 1960 г.)
Сидящие в трактире три воина-самурая увидели, как туда вошел человек с саблями, и решили отнять у него эти замечательные сабли. Это казалось сущим пустяком: ведь численное превосходство на их стороне. Оставалось только спровоцировать драку.
Тот человек сел за стол и сделал заказ. А когда он взялся за палочки для еды, налетел рой мух. При помощи четырех палочек, одним прекрасно рассчитанным, молниеносным движением он уничтожил четырех мух сразу. После этого три самурая поспешили убраться. Такой виртуоз наверняка сумеет применить свое мастерство и в других случаях.
* Перцепция — восприятие, ощущение; концепция — теория, идея.
Философ Альфред Уайтхед сказал: «Ошибка сама по себе может стать счастливым шансом». Процесс обучения имеет множество аспектов, но давайте посмотрим, как он проходит у ребенка. Наблюдая за тем, как ребенок учится ходить, нетрудно заметить, что каждый делает свои собственные ошибки, выбирает свой темп и свою манеру. Налицо метод случайности. Лучшее, что мы можем сделать, это отойти в сторонку, а потом заключить малыша в объятия и похвалить за настойчивость. Дети сами отвечают за свое обучение, сами ставят перед собой задачи и определяют сроки. Доктор Спок не признавал ограничений во времени. Он убеждал матерей не беспокоиться, смириться с тем, что никакие два ребенка не являются абсолютно одинаковыми; процесс обучения у всех происходит с разной скоростью. Вплоть до недавнего времени обучение искусству ведения переговоров также шло стихийно.
Этот процесс схож со статистическим методом. Анализ произвольной выборки позволяет судить о некоторых элементах поведения на обширной территории за короткий промежуток времени. А при анализе прецедентов достигается более глубокий взгляд на человеческое поведение за более продолжительный период.
Это — своего рода попытка узнать о поведении «все». Однако узнать «все» невозможно. Кроме того, определение сферы интересов и здесь носит субъективный характер. Слабость обоих методов — исследования прецедента и исследования выборки — заключается в невозможности вывести контрольную группу за рамки субъективного анализа. Имея перед собой плоскую схему, невозможно судить о третьем измерении. Человеческое поведение — многомерный процесс. Приняв во внимание только некоторые из его сторон, мы делаем ошибочные предположения и сами несем ответственность за парадоксы мышления.
Это — своего рода попытка узнать о поведении «все». Однако узнать «все» невозможно. Кроме того, определение сферы интересов и здесь носит субъективный характер. Слабость обоих методов — исследования прецедента и исследования выборки — заключается в невозможности вывести контрольную группу за рамки субъективного анализа. Имея перед собой плоскую схему, невозможно судить о третьем измерении. Человеческое поведение — многомерный процесс. Приняв во внимание только некоторые из его сторон, мы делаем ошибочные предположения и сами несем ответственность за парадоксы мышления.
Выпускник юридического колледжа, до тонкостей изучивший принятый в юридической практике метод прецедента, после первой же встречи с реальным клиентом пришел в отчаяние: «Меня учили разбираться в юридических казусах, и я был отличником. Но здесь сам черт ногу сломит — до того все запутано!»
Метод прецедента включен в программу многих бизнес-школ, и это правильно: его процедура способна помочь слушателям выработать образцы поведения для решения конкретных проблем. Просто нужно помнить о его ограниченности.
Прецедентный метод представляет жизненную ситуацию пропущенной через фильтры восприятия другого человека. Этот другой может домыслить или исказить факты — его подход отдает предвзятостью. Даже когда он попросту выделяет из жизненной ситуации некоторые факты, выбор определен его понятиями об их достоверности и значимости. Нередко рассказ о событии содержит не только то, что произошло на самом деле, но и домыслы рассказчика, при помощи которых он подгоняет реальную картину под свое восприятие действительности.
Метод прецедента включен в программу многих бизнес-школ, и это правильно: его процедура способна помочь слушателям выработать образцы поведения для решения конкретных проблем. Просто нужно помнить о его ограниченности.
Прецедентный метод представляет жизненную ситуацию пропущенной через фильтры восприятия другого человека. Этот другой может домыслить или исказить факты — его подход отдает предвзятостью. Даже когда он попросту выделяет из жизненной ситуации некоторые факты, выбор определен его понятиями об их достоверности и значимости. Нередко рассказ о событии содержит не только то, что произошло на самом деле, но и домыслы рассказчика, при помощи которых он подгоняет реальную картину под свое восприятие действительности.
Кроме причинности и статистической вероятности, есть еще много ракурсов, под которыми можно взглянуть на конфликт и способы его разрешения. В теории игр конфликт определяется как сознательная борьба за ограниченные ресурсы. Психологи-фрейдисты смотрели на конфликт как на «врожденную, инстинктивную склонность человека», внешнее проявление инстинкта смерти. Психоаналитики признают такие защитные механизмы против конфликта, как рационализация, подавление, реактивные образования, проекция и замещение. Другие пользуются терминами «императив территории» и «агрессивный животный инстинкт». Специалисты в области теории обучения выдвинули гипотезу «агрессивной фрустрации». Все это мало что дает для повседневной практической деятельности по решению конфликтов путем переговоров.
Теперь рассмотрим, какие еще альтернативные подходы могут (или не могут) помочь нам вести переговоры.
Теперь рассмотрим, какие еще альтернативные подходы могут (или не могут) помочь нам вести переговоры.
Aльтернативный подход к переговорам состоит в том, чтобы в каждый отдельный момент иметь под рукой как можно больше вариантов и, по возможности рассчитав переговоры по минутам, совершать одно изолированное действие за другим. Переговоры не научный эксперимент, их нельзя абсолютно точно воспроизвести. Можно только делать шаг за шагом, проверяя на практике правильность каждого предположения.
Устранив некоторые психологические проблемы, мы обретаем способность к самоконтролю и самокоррекции. Наивернейший метод управления собой коренится в нас самих. Мы проверяем альтернативные идеи нашими прошлыми предположениями и, если они оказываются несостоятельными, вносим поправки. На первый взгляд такой образ действий кажется бесконечно далеким от логического анализа. Тем не менее, ставя во главу угла человеческие поступки, а не мысли, мы обретаем способность проверять их и — при помощи самоанализа — понимать скрытые пружины этих поступков. Взятые по отдельности мысли и дела гораздо легче поддаются осмыслению; мотивы и причины лежат как на ладони. При желании их можно откорректировать или, если они не подтвердятся, отбросить за ненадобностью. В каком-то смысле это и есть ответственность: ведь она определяется мыслями и делами, основанными на сознательных намерениях. Теперь мы можем точно так же — по аналогии с нашим — понять поведение других людей, проникнуть в их опыт.
Устранив некоторые психологические проблемы, мы обретаем способность к самоконтролю и самокоррекции. Наивернейший метод управления собой коренится в нас самих. Мы проверяем альтернативные идеи нашими прошлыми предположениями и, если они оказываются несостоятельными, вносим поправки. На первый взгляд такой образ действий кажется бесконечно далеким от логического анализа. Тем не менее, ставя во главу угла человеческие поступки, а не мысли, мы обретаем способность проверять их и — при помощи самоанализа — понимать скрытые пружины этих поступков. Взятые по отдельности мысли и дела гораздо легче поддаются осмыслению; мотивы и причины лежат как на ладони. При желании их можно откорректировать или, если они не подтвердятся, отбросить за ненадобностью. В каком-то смысле это и есть ответственность: ведь она определяется мыслями и делами, основанными на сознательных намерениях. Теперь мы можем точно так же — по аналогии с нашим — понять поведение других людей, проникнуть в их опыт.
Расследование, сбор фактов — чрезвычайно важный этап. Какая информация вам доступна? Лучший вариант поведения — максимальное приближение к практическому уровню, на которым важно не то, что человек думает по поводу случившегося, а то, что непосредственно наблюдали участники события. Можно привлечь множество свидетелей, но если они составили свое мнение о происшествии понаслышке, их показания не имеют цены.
Всегда старайтесь обращаться к первоисточнику. Вместо того, чтобы ссылаться на слова партнера о том, что сказал свидетель, поговорите с самим свидетелем. Не полагайтесь на схемы и даже фотографии места происшествия — побывайте там. Всем нам приходится определяться с объемом информации, необходимым для решения проблемы. Факты могут стать всего лишь отправной точкой для расследования.
Какая дополнительная информация вам понадобится? Какую можно отмести как не имеющую значения? Имейте в виду: ответы на эти вопросы неизбежно пройдут через фильтры предубеждений, испытают на себе влияние прошлого опыта.
Признание своей ограниченности позволит вам стать восприимчивым к новой, более полной информации, взглянуть на проблему с иной точки зрения, точнее оценить факты.
Как правило, проблема приобретает определенную форму, или структуру, в соответствии с концепцией. Попробуйте иначе интерпретировать структуру. Например, суть химической реакции легче понять при помощи формул. Биологические загадки во многом перестают быть таковыми, если перевести их на язык математики. Представьте проблему графически — это часто ведет к открытиям.
Любая тяжба, как и всякий жизненный опыт, носит уникальный характер. Вы знаете общий, подходящий к данному случаю закон, но расследование все равно должно быть конкретным. Спросите себя: чего я, собственно, добиваюсь? Формального ответа — что «положено» по закону? Или решения проблемы? Одного-единственного? Но их может быть несколько. Попробуйте одно, другое, третье — пока не найдете наилучший вариант. Решение, некогда казавшееся идеальным, со временем может оказаться несостоятельным, и наоборот.
Всегда старайтесь обращаться к первоисточнику. Вместо того, чтобы ссылаться на слова партнера о том, что сказал свидетель, поговорите с самим свидетелем. Не полагайтесь на схемы и даже фотографии места происшествия — побывайте там. Всем нам приходится определяться с объемом информации, необходимым для решения проблемы. Факты могут стать всего лишь отправной точкой для расследования.
Какая дополнительная информация вам понадобится? Какую можно отмести как не имеющую значения? Имейте в виду: ответы на эти вопросы неизбежно пройдут через фильтры предубеждений, испытают на себе влияние прошлого опыта.
Признание своей ограниченности позволит вам стать восприимчивым к новой, более полной информации, взглянуть на проблему с иной точки зрения, точнее оценить факты.
Как правило, проблема приобретает определенную форму, или структуру, в соответствии с концепцией. Попробуйте иначе интерпретировать структуру. Например, суть химической реакции легче понять при помощи формул. Биологические загадки во многом перестают быть таковыми, если перевести их на язык математики. Представьте проблему графически — это часто ведет к открытиям.
Любая тяжба, как и всякий жизненный опыт, носит уникальный характер. Вы знаете общий, подходящий к данному случаю закон, но расследование все равно должно быть конкретным. Спросите себя: чего я, собственно, добиваюсь? Формального ответа — что «положено» по закону? Или решения проблемы? Одного-единственного? Но их может быть несколько. Попробуйте одно, другое, третье — пока не найдете наилучший вариант. Решение, некогда казавшееся идеальным, со временем может оказаться несостоятельным, и наоборот.