Итак, логика пытается установить отношения. Предположения сбываются с определенной степенью вероятности. Причинность никогда не проявляется в законченном виде. Не существует какой-то одной причины, которой можно было бы объяснить хотя бы одно-единственное событие. Даже множественная причинность вынуждена принять во внимание то, что происходит на разных уровнях бытия. Видимая взаимосвязь между разными явлениями еще не является причинной.
Поэтому некоторые предпочитают опираться на одно бесценное человеческое свойство — интуицию. Правда, следует иметь в виду: чтобы интуиция стала надежным помощником, она должна быть подкреплена разумом.
Роль интуиции в переговорном процессе — малоизученное явление. Новичок в этом деле пользуется ограниченным набором правил, моделей и критериев. Более опытные отдают себе отчет в том, что многие решения принимаются интуитивно. В отличие от логики, опирающейся на прошлый опыт, интуиция — это мысленное « забегание вперед». Чтобы научиться доверять интуитивному знанию, нужны время и опыт. В таком доверии нет ничего противоестественного, ибо, как сказал выдающийся американский физик Уильям Бриджмен, «главное в науке — наше глубинное ощущение правильности того, что мы делаем». Чтобы сформулировать гипотезу, нужно нечто большее, нежели простой опыт. Если уж наука признает интуицию, то отдельный человек и подавно может на нее положиться.
Рассмотрим это явление как совокупность полуосознанных одномоментных наблюдений. Представьте себе: человек едет по шоссе. Позади него, справа и слева — автомобили. При помощи прямого и бокового зрения он охватывает примерно 270 градусов пространства вокруг себя. Пока все автомобили едут нормально, они не привлекают его внимания. Но стоит какому-нибудь из них, даже находящемуся прямо у него за спиной, сделать неправильное движение, и наш водитель мгновенно его зафиксирует. Неосознанное впечатление прорвется в сознание, и он безотчетно увернется.
В ходе мыслительного процесса сознание фиксирует далеко не все предположения, формирующиеся у нас в мозгу. Некоторые из этих неосознанных предположений и составляют то, что можно назвать интуицией. Я лично убежден: чем больше мы доверяем интуиции, тем она сильнее и надежнее. Благодаря интуиции создается резерв прошлых впечатлений. Они всегда под рукой и готовы выручить.
Существует четкая грань между интуицией и неосознанными предубеждениями. Сколько раз мы навешивали ярлыки, отождествляя человека с определенной категорией: «Все демократы...»; «Все республиканцы...» Интуиция здесь ни при чем. Просто мы загоняем себя в рамки скудной, заранее «разложенной по полочкам» информации, воздвигаем стену между собой и реальным опытом. Тогда как интуиция дарит счастливую возможность опереться на прошлый опыт в самых разных областях ради решения настоящей проблемы.
Профессионалы — юристы, врачи, инженеры — способны «чувствовать» проблему. Будучи практиками, они не всегда отдают себе отчет в ходе своих размышлений, но точно знают, что «правы». Томас Карлейль писал: «Самое надежное знание — как раз не логическое, аргументированное, а интуитивное, потому что его задача — не «доказать», не докопаться до причин, а понимать и верить».
Попробуем широко, «научно» рассмотреть применение интуиции на переговорах, подобно тому как Карл Поппер применял ее к истории. Он писал: «Суть в том, что правильный метод общественных наук — в отличие от естественных — основан на изначальном, внутреннем понимании социальных явлений. Задача физиков — постижение причин, а социологов — цели и смысла». Применим к переговорам упоминавшиеся Поппером три варианта учения об интуитивном знании. Согласно первому, суть переговоров может быть понята с точки зрения движущих сил: когда известны участники — отдельные люди или группы,— а также их цели, интересы и мотивы. Согласно второму, следует вникнуть во взаимные отношения событий, их последовательность. Каждое событие имеет смысл в зависимости от его влияния на процесс в целом. Третий вариант — опереться на нечто большее, нежели анализ причин, следствий и ситуационных значений. Необходимо понять цель, выявить скрытый смысл, проанализировать вклад конкретных переговоров в общую тенденцию, характерную для данной группы или отдельных лиц. Сложность такого подхода мешает рядовому бизнесмену им воспользоваться. Зато он приносит огромную пользу на переговорах на высшем (например, правительственном) уровне.
Пользуясь умениями и техникой, описанными в первых главах этой книги, а также опираясь на рассмотренные в ней общие и философские принципы, можно добиться успеха на переговорах. Он не будет носить сенсационного характера: ни забастовок, ни судов, ни войн. Все стороны чувствуют, что выиграли. Это и есть тот самый успех, который достижим при творческом подходе к переговорам.
Поэтому некоторые предпочитают опираться на одно бесценное человеческое свойство — интуицию. Правда, следует иметь в виду: чтобы интуиция стала надежным помощником, она должна быть подкреплена разумом.
Роль интуиции в переговорном процессе — малоизученное явление. Новичок в этом деле пользуется ограниченным набором правил, моделей и критериев. Более опытные отдают себе отчет в том, что многие решения принимаются интуитивно. В отличие от логики, опирающейся на прошлый опыт, интуиция — это мысленное « забегание вперед». Чтобы научиться доверять интуитивному знанию, нужны время и опыт. В таком доверии нет ничего противоестественного, ибо, как сказал выдающийся американский физик Уильям Бриджмен, «главное в науке — наше глубинное ощущение правильности того, что мы делаем». Чтобы сформулировать гипотезу, нужно нечто большее, нежели простой опыт. Если уж наука признает интуицию, то отдельный человек и подавно может на нее положиться.
Рассмотрим это явление как совокупность полуосознанных одномоментных наблюдений. Представьте себе: человек едет по шоссе. Позади него, справа и слева — автомобили. При помощи прямого и бокового зрения он охватывает примерно 270 градусов пространства вокруг себя. Пока все автомобили едут нормально, они не привлекают его внимания. Но стоит какому-нибудь из них, даже находящемуся прямо у него за спиной, сделать неправильное движение, и наш водитель мгновенно его зафиксирует. Неосознанное впечатление прорвется в сознание, и он безотчетно увернется.
В ходе мыслительного процесса сознание фиксирует далеко не все предположения, формирующиеся у нас в мозгу. Некоторые из этих неосознанных предположений и составляют то, что можно назвать интуицией. Я лично убежден: чем больше мы доверяем интуиции, тем она сильнее и надежнее. Благодаря интуиции создается резерв прошлых впечатлений. Они всегда под рукой и готовы выручить.
Существует четкая грань между интуицией и неосознанными предубеждениями. Сколько раз мы навешивали ярлыки, отождествляя человека с определенной категорией: «Все демократы...»; «Все республиканцы...» Интуиция здесь ни при чем. Просто мы загоняем себя в рамки скудной, заранее «разложенной по полочкам» информации, воздвигаем стену между собой и реальным опытом. Тогда как интуиция дарит счастливую возможность опереться на прошлый опыт в самых разных областях ради решения настоящей проблемы.
Профессионалы — юристы, врачи, инженеры — способны «чувствовать» проблему. Будучи практиками, они не всегда отдают себе отчет в ходе своих размышлений, но точно знают, что «правы». Томас Карлейль писал: «Самое надежное знание — как раз не логическое, аргументированное, а интуитивное, потому что его задача — не «доказать», не докопаться до причин, а понимать и верить».
Попробуем широко, «научно» рассмотреть применение интуиции на переговорах, подобно тому как Карл Поппер применял ее к истории. Он писал: «Суть в том, что правильный метод общественных наук — в отличие от естественных — основан на изначальном, внутреннем понимании социальных явлений. Задача физиков — постижение причин, а социологов — цели и смысла». Применим к переговорам упоминавшиеся Поппером три варианта учения об интуитивном знании. Согласно первому, суть переговоров может быть понята с точки зрения движущих сил: когда известны участники — отдельные люди или группы,— а также их цели, интересы и мотивы. Согласно второму, следует вникнуть во взаимные отношения событий, их последовательность. Каждое событие имеет смысл в зависимости от его влияния на процесс в целом. Третий вариант — опереться на нечто большее, нежели анализ причин, следствий и ситуационных значений. Необходимо понять цель, выявить скрытый смысл, проанализировать вклад конкретных переговоров в общую тенденцию, характерную для данной группы или отдельных лиц. Сложность такого подхода мешает рядовому бизнесмену им воспользоваться. Зато он приносит огромную пользу на переговорах на высшем (например, правительственном) уровне.
Пользуясь умениями и техникой, описанными в первых главах этой книги, а также опираясь на рассмотренные в ней общие и философские принципы, можно добиться успеха на переговорах. Он не будет носить сенсационного характера: ни забастовок, ни судов, ни войн. Все стороны чувствуют, что выиграли. Это и есть тот самый успех, который достижим при творческом подходе к переговорам.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи