Можно ли строить планы на будущее, которое мы не совсем ясно представляем? Вовсе не обязательно противопоставлять свободную волю и обусловленность. Иначе говоря, при сиюминутном (шаг за шагом) подходе к действительности нет нужды начисто отметать прошлый опыт. Точно так же не стоит и абсолютизировать его: он далеко не всегда определяет сегодняшний выбор. В конце концов мы приходим — в качестве золотой середины — к множественному детерминизму. В каждый момент мы располагаем неограниченным числом готовых путей, которыми прошлое прорастает в будущее. Свобода выбора — за нами.
Вековая китайская мудрость гласит: текущие события зависят от предшествующих событий и воли наблюдателя. Правильное понимание настоящего дает возможность заглянуть в будущее. Даже совсем незначительное событие — подбрасывание монеты — может иметь последствия для будущего. Будущее — не абсолют, на него можно повлиять правильными действиями в настоящем. Сравним это утверждение с теорией самосбывающихся пророчеств Мертона и «прямой связью» Ричардса. Определяя свою роль в настоящем, мы бросаем в землю семена будущих поступков.
В своей книге «Нищета историзма» философ Карл Поппер утверждает: «Мысль о том, что предсказание может вызвать предсказанное событие, не нова. Согласно мифу, Эдип убил своего отца, которого никогда раньше не видел, в результате пророчества, из-за которого отец некогда повелел бросить его на съедение зверям. Поэтому я предлагаю назвать такое воздействие «эдиповым эффектом», независимо от того, вызывает ли оно предсказанное событие или, наоборот, предотвращает его». Роберт Розенталь и Ленора Якобсон проводили психологические опыты с учителями и произвольно выбранными группами учеников. Учителю говорили, что ему предстоит вести занятия с группой высокоодаренных детей. И впоследствии контрольные тесты «подтверждали» высокий коэффициент умственного развития этих Учеников.
Гете писал: «Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучшими. Если же вы обращаетесь с ними как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой хотели бы их увидеть».
Как мы распорядимся своей жизнью, так и жизнь распорядится нами. Мы тратим попусту колоссальные усилия не на решение проблем, а на то, чтобы приспособить их к нашим концепциям, перегруженным «моралью». Иногда наши взгляды и имидж носят деструктивный характер — но мы все-таки стараемся им соответствовать. Человек, внушающий себе: «Отец называл меня идиотом. Правильно, я идиот, всегда был и навсегда останусь идиотом»,— будет шарахаться от удачи и непременно подтвердит своей жизнью правоту отца.
Некоторые стараются оправдать свои неблаговидные поступки в настоящем «интересами будущего». Нельзя ли убедить их поставить во главу угла не цели, а средства к их достижению? В сущности, именно средства определяют эффективность, природу и нравственное содержание жизни. Мы не можем, как русские коммунисты, оправдывать убийство пятнадцати миллионов человек отдаленной целью — благом всего человечества. Средства оказались семенами, давшими впоследствии ядовитые плоды.
Вековая китайская мудрость гласит: текущие события зависят от предшествующих событий и воли наблюдателя. Правильное понимание настоящего дает возможность заглянуть в будущее. Даже совсем незначительное событие — подбрасывание монеты — может иметь последствия для будущего. Будущее — не абсолют, на него можно повлиять правильными действиями в настоящем. Сравним это утверждение с теорией самосбывающихся пророчеств Мертона и «прямой связью» Ричардса. Определяя свою роль в настоящем, мы бросаем в землю семена будущих поступков.
В своей книге «Нищета историзма» философ Карл Поппер утверждает: «Мысль о том, что предсказание может вызвать предсказанное событие, не нова. Согласно мифу, Эдип убил своего отца, которого никогда раньше не видел, в результате пророчества, из-за которого отец некогда повелел бросить его на съедение зверям. Поэтому я предлагаю назвать такое воздействие «эдиповым эффектом», независимо от того, вызывает ли оно предсказанное событие или, наоборот, предотвращает его». Роберт Розенталь и Ленора Якобсон проводили психологические опыты с учителями и произвольно выбранными группами учеников. Учителю говорили, что ему предстоит вести занятия с группой высокоодаренных детей. И впоследствии контрольные тесты «подтверждали» высокий коэффициент умственного развития этих Учеников.
Гете писал: «Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучшими. Если же вы обращаетесь с ними как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой хотели бы их увидеть».
Как мы распорядимся своей жизнью, так и жизнь распорядится нами. Мы тратим попусту колоссальные усилия не на решение проблем, а на то, чтобы приспособить их к нашим концепциям, перегруженным «моралью». Иногда наши взгляды и имидж носят деструктивный характер — но мы все-таки стараемся им соответствовать. Человек, внушающий себе: «Отец называл меня идиотом. Правильно, я идиот, всегда был и навсегда останусь идиотом»,— будет шарахаться от удачи и непременно подтвердит своей жизнью правоту отца.
Некоторые стараются оправдать свои неблаговидные поступки в настоящем «интересами будущего». Нельзя ли убедить их поставить во главу угла не цели, а средства к их достижению? В сущности, именно средства определяют эффективность, природу и нравственное содержание жизни. Мы не можем, как русские коммунисты, оправдывать убийство пятнадцати миллионов человек отдаленной целью — благом всего человечества. Средства оказались семенами, давшими впоследствии ядовитые плоды.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи