Запад долго считал свою теорию познания универсальной для всего человечества. Однако оказалось, что это — лишь один из возможных методов. Существуют другие уровни цивилизации и другие способы мышления. Скажем, Кант ставил во главу угла основополагающие условия познания, его формы, игнорируя содержание. Кант пытался изучать универсальные категории мыслительного процесса, свойственные всему человечеству. В этом он следовал за Аристотелем, величайшим классификатором и любителем категорий. В рамках того же подхода Освальд Шпенг-лер относил различия в образе мышления на счет культурных особенностей развития.
Существует по меньшей мере два типа знания: перцептуальное и концептуальное. Перцептуаль-ное знание основано на изучении материальных объектов, данных нам в непосредственных ощущениях. Концептуальное же не может быть открыто и проверено посредством органов чувств. Отсюда как будто следует вывод, что концептуальное знание «главнее» перцептуального. Западные ученые склонны считать свою логику универсальной для всего человечества. По Уайтхеду, наука знает два способа познания: прямое наблюдение и обобщение, причем именно обобщение первично.
В этой связи рассмотрим восточный способ мышления — в данном случае японский.
Эта история взята из статьи Роберта Фрейдже-ра «Психология самурая» (журнал «Современная психология», январь 1960 г.)
Сидящие в трактире три воина-самурая увидели, как туда вошел человек с саблями, и решили отнять у него эти замечательные сабли. Это казалось сущим пустяком: ведь численное превосходство на их стороне. Оставалось только спровоцировать драку.
Тот человек сел за стол и сделал заказ. А когда он взялся за палочки для еды, налетел рой мух. При помощи четырех палочек, одним прекрасно рассчитанным, молниеносным движением он уничтожил четырех мух сразу. После этого три самурая поспешили убраться. Такой виртуоз наверняка сумеет применить свое мастерство и в других случаях.
* Перцепция — восприятие, ощущение; концепция — теория, идея.
Японцы ставят во главу угла не развитие сноровки, а концентрацию внимания. Сначала — особое душевное состояние, а уж потом — техника. Это как будто подтверждает мысль о том, что концептуальное знание важнее перцептуального, дух выше материи, душа первична, а тело вторично. Буддийская секта Дзэн учит: прозрение достигается благодаря концентрации внимания и интуиции. Нужно только понимать разницу между концентрацией и абсорбцией (самопогружением). При абсорбции сознание пассивно и ограничено внутренним опытом (возьмем, например, рассеянного профессора, всецело погруженного в свои мысли и бредущего под дождем со сложенным зонтиком). Тогда как при концентрации активное сознание прямо направлено на переживаемый опыт. Спокойное, сосредоточенное сознание — словно зеркало, отражающее реальность. Концентрация — это общее осознание окружающего мира и рожденных им стимулов, состояние повышенной восприимчивости. УчастникПереговорщик должен быть сосредоточен, а не погружен в глубь себя. Рассеянный продавец продолжает нахваливать товар после того, как он уже продан, и срывает сделку.
Существует по меньшей мере два типа знания: перцептуальное и концептуальное. Перцептуаль-ное знание основано на изучении материальных объектов, данных нам в непосредственных ощущениях. Концептуальное же не может быть открыто и проверено посредством органов чувств. Отсюда как будто следует вывод, что концептуальное знание «главнее» перцептуального. Западные ученые склонны считать свою логику универсальной для всего человечества. По Уайтхеду, наука знает два способа познания: прямое наблюдение и обобщение, причем именно обобщение первично.
В этой связи рассмотрим восточный способ мышления — в данном случае японский.
Эта история взята из статьи Роберта Фрейдже-ра «Психология самурая» (журнал «Современная психология», январь 1960 г.)
Сидящие в трактире три воина-самурая увидели, как туда вошел человек с саблями, и решили отнять у него эти замечательные сабли. Это казалось сущим пустяком: ведь численное превосходство на их стороне. Оставалось только спровоцировать драку.
Тот человек сел за стол и сделал заказ. А когда он взялся за палочки для еды, налетел рой мух. При помощи четырех палочек, одним прекрасно рассчитанным, молниеносным движением он уничтожил четырех мух сразу. После этого три самурая поспешили убраться. Такой виртуоз наверняка сумеет применить свое мастерство и в других случаях.
* Перцепция — восприятие, ощущение; концепция — теория, идея.
Японцы ставят во главу угла не развитие сноровки, а концентрацию внимания. Сначала — особое душевное состояние, а уж потом — техника. Это как будто подтверждает мысль о том, что концептуальное знание важнее перцептуального, дух выше материи, душа первична, а тело вторично. Буддийская секта Дзэн учит: прозрение достигается благодаря концентрации внимания и интуиции. Нужно только понимать разницу между концентрацией и абсорбцией (самопогружением). При абсорбции сознание пассивно и ограничено внутренним опытом (возьмем, например, рассеянного профессора, всецело погруженного в свои мысли и бредущего под дождем со сложенным зонтиком). Тогда как при концентрации активное сознание прямо направлено на переживаемый опыт. Спокойное, сосредоточенное сознание — словно зеркало, отражающее реальность. Концентрация — это общее осознание окружающего мира и рожденных им стимулов, состояние повышенной восприимчивости. УчастникПереговорщик должен быть сосредоточен, а не погружен в глубь себя. Рассеянный продавец продолжает нахваливать товар после того, как он уже продан, и срывает сделку.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи