Нормативная экономическая теория благосостояния рассматривает критерии, по которым делается выбор из альтернативных вариантов экономической политики, в том числе аграрной. Она, во-первых, анализирует условия, при которых размещение и использование производственных ресурсов может быть признано экономически эффективным. Во-вторых, определяет методы количественного измерения экономических последствий отклонения от этих условий, в том числе в результате государственного вмешательства. В-третьих, ее задачей является оценка альтернативных вариантов воздействия экономической (аграрной) политики на уровень общественного благосостояния. В-четвертых, теория благосостояния предлагает наиболее эффективный способ достижения выбранной цели экономической (аграрной) политики. (Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. М., 1965. С.276 – 277.)
Как уже было сказано, нормативная экономическая теория играет важную роль в ослаблении политической детерминированности правительства, поскольку может существенно влиять на предпочтения избирателей, политических партий, законодательную и исполнительную власти. Проблема в том, что всегда найдутся экономисты, готовые достаточно логично аргументировать любой вариант аграрной политики. В результате политические деятели получают противоречивые рекомендации, а избиратели не способны сопоставлять реальные и гипотетические их последствия. Поэтому важно, чтобы разработка экономической политики основывалась на четко определяемых критериях. Прежде всего это критерий эффективности размещения и использования ресурсов. Под эффективным понимаются размещение и использование производственных ресурсов, обеспечивающие рост общественного благосостояния.
Как уже было сказано, нормативная экономическая теория играет важную роль в ослаблении политической детерминированности правительства, поскольку может существенно влиять на предпочтения избирателей, политических партий, законодательную и исполнительную власти. Проблема в том, что всегда найдутся экономисты, готовые достаточно логично аргументировать любой вариант аграрной политики. В результате политические деятели получают противоречивые рекомендации, а избиратели не способны сопоставлять реальные и гипотетические их последствия. Поэтому важно, чтобы разработка экономической политики основывалась на четко определяемых критериях. Прежде всего это критерий эффективности размещения и использования ресурсов. Под эффективным понимаются размещение и использование производственных ресурсов, обеспечивающие рост общественного благосостояния.
Позитивные теории государственного регулирования сельского хозяйства исключают саму возможность для правительства действовать не под принуждением участников политического процесса, а исходя из собственных автономных общественно-политических предпочтений. Положение усугубляется развитием, по образному выражению Дж. Рауча, демосклероза – прогрессирующей потери способности правительства приспосабливаться к новой экономической ситуации. (Batie S., Schweikhardt D. Demosclerosis: Implications for Environmental and Agricultural Policy Analysis // American Journal of Agricultural Economics. 1995. Vol.77. P.1126 – 1127.) Группы давления, увеличиваясь в числе и повышая свою эффективность, по сути «закупоривают артерии» правительства. Первопричина этого – склонность групп развиваться и организовываться способами, наиболее совместимыми с институциональной структурой правительства. Будучи однажды принятыми, правительственные программы трудноизменяемы. Фундаментальные изменения политики почти невозможны. Сельскохозяйственная политика в различных странах используется как основной пример для доказательства этого тезиса.
При изучении аграрной политики первым был использован так называемый этноцентрический подход, разработанный американскими экономистами. Его авторы утверждали, что протекционистские тенденции специфичны для американской сельскохозяйственной политики, что обу-словлено уникальностью американской культуры, истории и институцио-нального устройства. Например, конституционно закрепленным разделе-нием властей объяснялись значительные возможности фермеров через аг-рарное лобби воздействовать на политические процессы. Утверждалось также, что американская политика сельскохозяйственного протекционизма обусловлена особенностями национальной американской идеологии, и прежде всего незыблемой верой американцев в уникальную добродетель семейных фермерских хозяйств.
Позитивный анализ экономической политики основывается на по-нимании того, что политический выбор в экономике определяется усили-ями групп давления (лоббирования), политиков, политических партий, индивидов, администраторов-исполнителей по достижению собственных интересов. Такое понимание не совпадает со свойственным нормативному подходу взглядом на правительство как всезнающую и радеющую только об общественных интересах структуру и подвергает сомнению целесооб-разность корректировки государством рыночных несовершенств. Прави-тельство в позитивных теориях – не более чем собирательный образ зако-нодательных и исполнительных институтов, обладающих властью и пре-следующих собственные цели.
Позитивными аналитиками рассматриваются причины, из-за кото-рых рецепты, предлагаемые экономической наукой, не достигают цели, а итогом деятельности органов государственной власти являются зачастую противоположные планируемым экономические результаты. Вместо про-блемы неудач рынка на первый план выдвигается проблема неудач прави-тельства при осуществлении им микроэкономического регулирования. Для понимания причин расхождения предложений экономистов-теоретиков и результатов деятельности практиков, считает чешский экономист и политик В. Клаус, вместо нормативной теории планирования необходимо создать «позитивную теорию поведения плановика». Опыт социалистического планирования дает основание для сомнений в целесо-образности существования управленцев-плановиков как таковых, их гипо-тетической «коллективной» рациональности, нейтральности интересов, полной информированности. (Клаус В. Экономическая теория и реаль-ность трансформационных подходов //Проблемы теории и практики управления. 1995. № 6. С.11 – 12.)
Позитивными аналитиками рассматриваются причины, из-за кото-рых рецепты, предлагаемые экономической наукой, не достигают цели, а итогом деятельности органов государственной власти являются зачастую противоположные планируемым экономические результаты. Вместо про-блемы неудач рынка на первый план выдвигается проблема неудач прави-тельства при осуществлении им микроэкономического регулирования. Для понимания причин расхождения предложений экономистов-теоретиков и результатов деятельности практиков, считает чешский экономист и политик В. Клаус, вместо нормативной теории планирования необходимо создать «позитивную теорию поведения плановика». Опыт социалистического планирования дает основание для сомнений в целесо-образности существования управленцев-плановиков как таковых, их гипо-тетической «коллективной» рациональности, нейтральности интересов, полной информированности. (Клаус В. Экономическая теория и реаль-ность трансформационных подходов //Проблемы теории и практики управления. 1995. № 6. С.11 – 12.)
Теоретические основы аграрной политики развиваются в двух направлениях. Первое представлено позитивными теориями, которые призваны объяснить, почему реализуется та или иная экономическая по-литика и какая политика будет проводиться в будущем. Позитивная эко-номическая наука имеет дело с объяснением объективного функциониро-вания экономики, с тем, что есть или может быть.
Второе направление связано с нормативным подходом, в рамках которого пытаются определить, когда и как правительство должно вме-шиваться в рыночные механизмы распределения ресурсов, доходов и бо-гатства и каковы последствия такого вмешательства. Нормативная наука предлагает экономические рецепты, основанные на субъективных оце-ночных суждениях, имеет дело с тем, что должно быть.
Разработка эффективной аграрной политики предполагает учет обоих научных направлений.
Второе направление связано с нормативным подходом, в рамках которого пытаются определить, когда и как правительство должно вме-шиваться в рыночные механизмы распределения ресурсов, доходов и бо-гатства и каковы последствия такого вмешательства. Нормативная наука предлагает экономические рецепты, основанные на субъективных оце-ночных суждениях, имеет дело с тем, что должно быть.
Разработка эффективной аграрной политики предполагает учет обоих научных направлений.
Гречиха (Fagopyrum) – одна из важнейших крупяных культур. Крупа ее отличается высокой питательностью, хорошими вкусовыми качествами и легкой усвояемостью. Поэтому гречневая крупа широко используется как продукт диетического питания. Гречиха – прекрасный медонос (сбор меда с одного гектара достигает 100 кг). Она также идет на корм животным и представляет большую ценность в агротехническом отношении.
Род гречиха – Fagopyrum Moench – относится к семейству Гречишные (Polygonaceae).
Корень у гречихи стержневой, проникает в почву на глубину до одного метра. Корни развиты слабо, длина их в 2 раза меньше, чем у овса. Основная масса их залегает на глубине до 25–30 см.
Род гречиха – Fagopyrum Moench – относится к семейству Гречишные (Polygonaceae).
Корень у гречихи стержневой, проникает в почву на глубину до одного метра. Корни развиты слабо, длина их в 2 раза меньше, чем у овса. Основная масса их залегает на глубине до 25–30 см.
Сорго (Sorqhum) – кормовая культура, которая широко используется для создания прочной кормовой базы. Зерно его питательно и служит хорошим концентрированным кормом. Из растений сахарного сорго готовят силос, а сорго-суданковые гибриды идут на зеленый корм и сено. Сорговые культуры при соответствующем подборе сортов и правильной агротехнике дают высокие и устойчивые урожаи зерна – 20–40 ц/га, силосной массы – 200–400 ц/га и зеленой массы – 250–600 ц/га.
По химическому составу зерно сорго близко к зерну кукурузы. В 100 кг зерна содержится в среднем 12–15% сырого протеина, 3,5–4,5% жира, 71–82% БЭВ, 2,4–4,8% клетчатки, 118–130 кормовых единиц.
Род сорго Sorqhum Moench насчитывает более 30 однолетних и многолетних видов. В странах СНГ наиболее распространены четыре вида культурного сорго.
По химическому составу зерно сорго близко к зерну кукурузы. В 100 кг зерна содержится в среднем 12–15% сырого протеина, 3,5–4,5% жира, 71–82% БЭВ, 2,4–4,8% клетчатки, 118–130 кормовых единиц.
Род сорго Sorqhum Moench насчитывает более 30 однолетних и многолетних видов. В странах СНГ наиболее распространены четыре вида культурного сорго.
Просо отличается высокой и устойчивой урожайностью, что обусловлено его биологическими особенностями. Оно хорошо отзывается на внесение удобрений. Получение урожайности зерна более 30 ц/га дает возможность иметь достаточное количество крупяного зерна. Просо имеет большое хозяйственное значение. По химическому составу пшено не уступает другим крупам, а белка в нем больше, чем в рисовой, ячневой, перловой и гречневой крупах.
Наиболее распространены два вида проса: просо обыкновенное – Panicum miliaceum L. (рис. 1) – и просо головчатое – Setaчia italica (L.) (рис. 8). Они относятся к разным родам и отличаются между собой по строению соцветия: у проса обыкновенного – метелка, у головчатого – колосовидная метелка.
Определение видов проса
Наиболее распространены два вида проса: просо обыкновенное – Panicum miliaceum L. (рис. 1) – и просо головчатое – Setaчia italica (L.) (рис. 8). Они относятся к разным родам и отличаются между собой по строению соцветия: у проса обыкновенного – метелка, у головчатого – колосовидная метелка.
Кукуруза (Zea mays) – однолетнее растение, которое широко используется на кормовые, продовольственные и технические цели. Истоки ее окультуривания уходят в глубокую древность. Первыми, кто стал выращивать кукурузу как культуру, были аборигены Америки (Мексика, Гватемала). В зерне кукурузы содержится 9–12% белка, 65–70% углеводов (в основном крахмала), 4–8% жира, минеральные соли и витамины. Из зерна получают муку, не содержащую клейковины, крупу, хлопья, консервы (сахарная кукуруза), крахмал, спирт, декстрин, пиво, глюкозу, патоку, сиропы, масло, витамин Е, аскорбиновую и глутаминовую кислоты. Экстракт и настой из пестичных столбиков кукурузы применяют в медицине при заболевании печени, почек или в качестве кровоостанавливающего средства. Желчеотделяющим действием обладает и кукурузное масло, получаемое из зародышей семян.